Все учителя мечтают работать с детьми, мотивированными на изучение предмета. Это, конечно, хорошо – переступив порог кабинета, сразу же углубиться в тему, зная, что тебя внимательно слушают и отлично понимают.
Но чаще все происходит совсем по-другому. Так случилось и в моей учительской практике. За четверть века работы в школе я могу уверенно сказать, что мода на математику, к сожалению, прошла. К тому же я преподаю в спортивных и гуманитарных классах, и, разумеется, для большинства моих учеников математика не является приоритетным предметом. Сначала я огорчалась, а потом поняла: именно эти сложности – хороший стимул для поиска новых приемов в работе. Изучение математики процесс очень сложный и кропотливый. Вот как раз в этом случае очень полезны слова Ральфа Эмерсона: «Учитель – это человек, способный сделать трудные вещи легкими». Я убеждена, что процесс обучения станет эффективным, если будет проходить легко, интересно и радостно. ЦельФормирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) учащихся через их включение в краткосрочный проект «Экологические проблемы Земли» в рамках долгосрочного проекта «Пишем задачник по математике».Задачи I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:1. Продолжить формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.2. Продолжить экологическое воспитание на примере изучения проблемы загрязнения атмосферы (бережного отношения к природе).3. Развитие навыков сотрудничества.II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.Познавательные: продолжить развитие познавательной активности, формирование умения собирать, систематизировать и применять информацию по теме.Регулятивные: работать над формированием умения принимать и сохранять проектную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.Коммуникативные: продолжить формирование умения работать в группах, умения коротко, ясно и интересно излагать информацию, грамотно презентовать проделанную работу.III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:1. Работать над освоением доступных способов изучения природы (наблюдение, сравнение, классификация и др.) с помощью информации из разных источников в открытом информационном пространстве.2. Изучение экологических проблем Земли, получение элементарных географических знаний, закрепление на практике способа решения задач при помощи пропорций на примере регионального материала.Технические и программные средства обучения: персональный компьютер, мультимедийный проектор, программа презентаций Microsoft PowerPoint, видеофрагмент «Загрязнение атмосферы», презентация «Задачи по сказкам. Часть 3» (выход в Интернет).Ход урокаОрганизационный моментПрезентация результатов творческой работы учащихсяУчитель: Наш долгосрочный проект «Пишем задачник по математике» продолжается. Закончена третья глава, в которую вошли сказочные задачи, составленные учениками 6-го «А» класса. Они оформлены в виде презентации.Постановка проблемыУчитель: Мы получили таинственное послание, которое можно расшифровать, решив математический ребус. Для определения даты начала полета ученики решают задачу.Задача: Сколько времени потребуется для того, чтобы космический корабль долетел от Земли до Марса – четвертой по расстоянию от Солнца планеты Солнечной системы?Скорость космического корабля равна второй космической скорости – 36000 км/ч.Расстояние от Земли до Марса 61200000 км. Учитель: Что мы можем рассказать на конгрессе о нашей неповторимой планете? Какие экологические проблемы есть у нашей Земли?Ответы учеников.Просмотр видеофрагмента «Загрязнение атмосферы»: http://www.youtube.com/watch?v=xYv2ppcUo20Учитель: Каков состав воздуха?Какой газ необходим для дыхания и горения?Какие организмы обеспечивают постоянство газового состава атмосферы?Ответы учеников.Анализ промежуточных результатов, сбор данных (работа в группах с дальнейшим обоснованием своего решения). (См. табл. 1.)Защита задач начинается с IV группы. В результате обсуждения учащиеся формулируют значимость занятий спортом в жизни человека. Проводится физкультминутка.Учитель: Давайте проанализируем, есть ли связь между величиной города и проблемой загрязнения атмосферы.Используя энциклопедические данные, учащиеся заполняют таблицу. (См. уже заполненную таблицу 2.)В ходе обсуждения таблицы учащиеся делают вывод о недостаточности данных для создания полной экологической картины города. Необходимо рассчитать плотность населения.Проводится игра «Узнай город!» (см. презентацию).Поиск решения проблемыУченики оценивают место Ставрополя в общей картине, делают вывод о важности «зеленых легких» города.Широколиственные леса обступают город Ставрополь с запада, севера и юга. Это Русский (7154 га), Татарский (2300 га), Мамайский (1125 га), Грушевский (920 га), в черте города сохранились Таманский (497 га), Круглый (246 га) и Члинский (199 га) лесные массивы. Всего 12441 га. Всего парки и сады в городе занимают 292 га, скверы и сады – 292 га, скверы – 61,5 га, бульвары и насаждения вдоль улиц – 30 га, питомник «Декоративные культуры» – 296,3 га, 250 га – другие питомники, коллективные сады в городе – 3250 га.РефлексияУчитель: Ребята, что вы можете сделать, чтобы нашему городу дышалось легче?Ответы учеников. Во время беседы звучит песня, посвященная городу Ставрополю, «Тополя, тополя…» в исполнении ВИА «Орера».Подведение итоговУчитель: Сегодня на занятии мы с вами смогли собрать материал, касающийся одной из экологических проблем Земли. Ребята, мы приступаем к написанию четвертой главы нашего задачника, которая посвящена экологическим проблемам третьей планеты от Солнца. Я жду ваших увлекательных задач.Спасибо за вашу работу на занятии. Вы молодцы!Прим. ред. Презентация к уроку опубликована на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/783. Галина СВЕНЦИЦКАЯ, учитель математики средней школы №42 с углубленным изучением английского языка г. Ставрополя, учитель года Ставропольского края-2013
Комментарии