search
main
0

Третий не лишний

​С 1 сентября 2011 года с введением ФГОС в школах добавился третий час физической культуры. Введение трех уроков в учебные планы школ продиктовано объективной необходимостью – нужно совершенствовать содержание и организацию физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях.

Простое увеличение числа уроков физкультуры не снимает хронического утомления школьников при чрезмерных учебных нагрузках. Для видимого результата необходима хорошо продуманная организация урока физической культуры, активное вовлечение учащихся в физкультурную работу, дифференцированный подход, формирование у школьников позитивного отношения к занятиям физической культурой и спортом. Цель третьего урока физкультуры – создание условий для реализации физкультурно-оздоровительной подготовленности и уровня сформированности специфических умений по отдельным видам спорта, поэтому содержание этого урока может быть направлено не только на реализацию общепринятых разделов (легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка), но и на введение вариативных разделов по другим видам спорта.Основными направлениями развития физической культуры в нашем Центре образования стали: оздоровительное направление, которое ориентируется на укрепление здоровья обучающихся; спортивное, которое характеризуется углубленным освоением нескольких видов спорта; общеразвивающее, что ориентируется на расширение отдельных тем и разделов программы.Как рационально использовать третий час для организации двигательной активности школьников? Центр образования №1828 «Сабурово» оснащен хореографическим и тремя спортивными залами, школьным стадионом, есть помещения под тренажерный, ледовый и теннисный залы, оборудованы три специализированных кабинета шахмат и лыжная база.Опыт и компетентность учителей физической культуры, владеющих правильной методологией преподавания этого предмета, которая базируется на возможностях организма учащихся, стали такими же слагаемыми успеха урока, как и мотивация в обучении, система домашних занятий, применение инновационных технологий, преемственность, которые помогают уроку быть более интересным, полезным, увлекательным и результативным.На протяжении 20 лет педагогический коллектив учителей физкультуры остается неизменным. Все педагоги имеют высшую квалификацию, профессиональный стаж работы от 27 до 36 лет. Тематическое планирование для вариативной части программы мы разрабатывали в соответствии с материально-технической базой учреждения, уровнем двигательной и специальной подготовленности обучающихся, специализацией учителей физической культуры.Что же представляет собой вариативная часть программы?1-4-е классы. Начальная школа – это школа овладения движениями. В нашем Центре образования параллель четвертых классов делится на медицинские группы по состоянию здоровья. С учетом тенденции ухудшения состояния здоровья современных детей и подростков вариативная часть в разделе «Гимнастика» имеет оздоровительное направление и ориентируется на профилактику и коррекцию нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия. Вариативная часть урока в зимний период включает зимние забавы, эстафеты, катание на санках. Проведение занятий на свежем воздухе играет большую роль в оздоровлении детей.5-7-м классам в вариативную часть программы мы ввели бадминтон и мини-футбол. Занятия бадминтоном в нашем Центре традиционны, на протяжении многих лет тут работали секции по этому виду спорта, команда нашей школы – призер первенства Южного округа. В вариативной части «Гимнастика» мы продолжаем проводить корригирующие упражнения, что благоприятно отражается на развитии опорно-двигательного аппарата детей. В зимний период учащиеся осваивают технику игры в хоккей на снегу.В 8-9-х классах учащиеся совершенствуют технику бадминтона и знакомятся с элементами гандбола. Гандбол как вариативный раздел программы выбран по специализации двух учителей физической культуры, работающих в старших классах. В разделе «Гимнастика» вариативный час дополняется элементами фитнеса для девушек и элементами единоборств для юношей. «Фитнес» в переводе с английского языка – это «пригодность, соответствие», а урок физической культуры как раз и есть соответствие многообразия различных форм деятельности развитию физических способностей учащихся. В зимний период добавляется новый прогрессирующий вид – скандинавская ходьба, или ходьба с лыжными палками. Этот вид ходьбы можно использовать в любое время года для учащихся всех групп здоровья, необходимо только изменять дистанцию, скорость передвижения или высоту палок.В 10-11-х классах вводится раздельное обучение по гендерному признаку, что позволяет в вариативной части вводить новые виды физической подготовки, интересные юношам и девушкам в подростковом возрасте. Раздел «Гимнастика» дополняется комплексами аэробики для девушек и усложненными элементами единоборств для юношей, а также атлетической гимнастикой на тренажерах. В зимний период девушки осваивают навыки фигурного катания, юноши играют в хоккей на снегу, совершенствуется техника скандинавской ходьбы.Применение современных информационных технологий обусловлено временем. Дистанционное сопровождение уроков – прогрессивная форма обучения, в нашей школе все учителя физической культуры имеют возможность общения с учащимися в информационной системе NetSchool. Мы предлагаем учащимся дополнительные сведения по разделам программы, помощь в разработке индивидуальных занятий по физической подготовке, необходимые знания по физиологии, гигиене, питанию, рекомендации по освоению новых видов спорта и совершенствованию двигательных умений и навыков.Ежедневные занятия физическими упражнениями в форме домашних заданий дополняют уроки, что особенно важно для учащихся, имеющих слабое физическое развитие. Выполняя их систематически, школьники приучаются к регулярным занятиям физическими упражнениями. Домашние задания по физкультуре могут задаваться только при условии, что учитель систематически уделяет внимание их проверке, регулирует нагрузку. Проверку домашнего задания учителя осуществляют как на уроке физкультуры, так и через электронные системы MOODIE и NetSchool. Особенно важно это для учащихся, имеющих отклонения в физическом развитии и поэтому стесняющихся своих сверстников.При трех уроках физкультуры в неделю с моторной плотностью каждого 70-80% общего времени может накапливаться усталость учащихся. Поэтому учитель должен вести постоянный контроль за нагрузкой и самочувствием учащихся на уроке физкультуры. Это поможет избежать перегрузки детей.Мы имеем большой опыт экспериментальной работы по измерению уровня влияния физической нагрузки на организм школьников, накопленный при работе в классе, спрофилированном на Академию МЧС, где профильным была физкультура – 4 урока в неделю. Показатели измерений давали ясное представление о необходимости восстановления учащихся после активной деятельности, так как дети уставали быстрее, а восстанавливались медленнее, чем ожидалось. Таким образом, разработав вариативную часть урока физической культуры и сделав сравнительный анализ успеваемости учащихся за 2011 и 2012 годы, мы пришли к выводу, что именно сочетание видов деятельности базовой и вариативной частей программы, которые интересны учащимся, дают улучшение результатов в физической подготовленности школьников.На родительских собраниях школы было проведено анкетирование родителей по третьему часу физкультуры. Результаты анкетирования показали, что больше детей стали заниматься спортом, стараются придерживаться правильного режима дня, снизилась утомляемость, повысилась мотивация обучения, дети реже болеют и больше внимания стали уделять своему здоровью.Опыт показывает, что детей необходимо обучать элементарным азам самоконтроля за состоянием своего здоровья: учить измерению пульса – по пульсу учитель и ученик смогут отслеживать деятельность сердечно-сосудистой системы и способность организма реагировать на нагрузку, обучать релаксации, то есть расслаблению, успокоению после активного урока физкультуры через дыхательные упражнения. Помогают восстановлению и оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. В процессе уроков работоспособность учащихся снижается, если в этот период не сделать перерыва, не дать организму отдохнуть, утомление наступает значительно быстрее. Немалую роль может сыграть правильное расписание уроков физкультуры, которые необходимо ставить через день, давая учащимся время на восстановление. Мы стремимся, чтобы каждый учащийся хорошо знал свой организм, учим следить за процессом приспособления организма к нагрузке, и это помогает детям на уроке физкультуры, при самостоятельных домашних занятиях и во внеурочной спортивной деятельности, совокупность всех составляющих – показатель результативности обучения физической культуре.Одним из важных факторов успеха обучения учащихся физической культуре я считаю преемственность. В этом году я выпустила 11-й класс, в котором проработала 11 лет. Непрерывная работа с учащимися с 1-го по 11-й класс помогла мне узнать индивидуальные физические и психологические возможности и особенности каждого ученика, выявить их интересы, добиться хороших результатов. Мы призеры региональной олимпиады по предмету «Физическая культура», победители окружной олимпиады, призеры первенства округа по баскетболу, бадминтону, легкоатлетическому кроссу и по волейболу.В этом году наш Центр образования стал победителем смотра-конкурса постановки физического воспитания среди общеобразовательных учреждений Южного округа. Учитывая это, я возлагаю большие надежды на третий урок физической культуры, который позволит открыть новые возможности моих учеников, повысит их интерес к занятиям физической культурой и спортом.Марина ШЕВЕРНИЦКАЯ, учитель физической культуры Центра образования №1828

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте