Есть такая игра: все стоят в кругу, один из участников игры бегает, пока не надоест, а как надоест, встает в круг и начинает бегать другой участник. Игра называется «Третий лишний». Вот уже несколько лет мы играем в эту игру, но только с уроком физкультуры.
Вроде бы как было здорово, когда было два урока физической культуры: у учителей физкультуры были написаны все конспекты, составлены все учебные планы, не надо было ни о чем думать. И вдруг появился этот третий урок физкультуры, который, как говорится, не ждали, и надо было делать все по-другому: и писать новые конспекты, и пытаться организовать этот урок, потому что есть проблемы со спортивными базами.Сразу надо сказать: если к учителю физической культуры не ходили на два урока, то к нему и на третий урок не придут. Это очень важно понять, так как организация занятий по этому предмету имеет свою специфику.Если мы посмотрим, как называется наш предмет, то это «Физическая культура». Я не люблю, когда о нем говорят «физ-ра», потому что физическая культура содержит слово «культура», и мы можем говорить в этом случае о культуре физического воспитания. Если внимательно прочитать методическое письмо Министерства образования и науки РФ от 8 октября 2010 г. NИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры» (приказ, кстати, был подписан тогдашним заместителем министра И.Калиной), которое сопровождает этот третий урок, то там четко сказано: «Введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни. При разработке содержания образования, предусмотренного на третий час физической культуры, целесообразно учитывать:1.1. Культурно-исторические и национально-родовые традиции региона, его климатические и географические условия.1.2. Состояние здоровья обучающихся, показатели их физического развития и физической подготовленности, возрастные интересы в сфере физической культуры и спорта.1.3. Основные направления развития физической культуры:1.3.1. Оздоровительное направление – ориентируется на целенаправленное укрепление здоровья обучающихся, углубленное развитие физических качеств и способностей, оптимизацию работоспособности и предупреждение заболеваемости: на ступени начального общего образования – формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; на ступени основного общего образования – воспитание привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения; на ступени среднего (полного) общего образования (базовый уровень) – использование различных видов физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни, организации индивидуального двигательного режима.Спортивное направление характеризуется углубленным освоением обучающимися на ступени основного общего образования и среднего (полного) общего образования (базовый уровень) одного или нескольких видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного и среднего (полного) образования по физической культуре (в том числе и национальных видов), а также летних и зимних олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в общеобразовательном учреждении или субъекте Российской Федерации, позволяющих активно включаться в соревновательную деятельность, использовать в организации активного отдыха и досуга.1.3.2. Общеразвивающее направление ориентируется на расширенное и углубленное освоение обучающимися отдельных тем и разделов действующих примерных программ начального, основного и среднего (полного) образования: на ступени начального общего образования – общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения ритмической гимнастики, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам; на ступени основного общего образования – овладение обучающимися основами технических и тактических действий, приемами и физическими упражнениями из видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного общего образования по физической культуре (в том числе и национальных видов), а также летних и зимних олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в общеобразовательном учреждении или субъекте Российской Федерации, и умениями использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; на базовом уровне среднего (полного) общего образования – индивидуальные комплексы упражнений из оздоровительных систем физического воспитания (атлетическая гимнастика (юноши); ритмическая гимнастика, аэробика, фитнес (девушки) и др.)».Словом, класс! Впервые учителям физической культуры и школам дали возможность составлять планы по этому предмету. Работай! Но, к сожалению, бывает так, что многие преподаватели и администраторы говорят: «А зачем? Проще добавить какой-то дополнительный урок – баскетбола или волейбола – и на этом остановиться».Как же быть?Я должен сказать, что, когда получил тогда методическое письмо Министерства образования и науки РФ, то это был первый документ, который я дочитал до конца, потому что оно было хорошо написано.Мы написали модульную программу, которая была принята Министерством образования и науки РФ, допущена до всех образовательных учреждения. Авторы программы – шесть учителей физической культуры. Основа этой программы – модульное обучение, потому что каждый из преподавателей владеет двумя-тремя видами спорта. Мы эти виды соединили в модули и теперь используем их на наших занятиях. Предположим, бывает так, что в зал приходят сразу два класса, и это проблема. Но тогда мы используем двух преподавателей, владеющих разными модулями, берем одну группу, которая идет на фитнес, и вторую, которая идет на спортивные игры. Надо понимать, что занятия спортивными играми – для детей бесплатная возможность заняться физической культурой. Это, скажем, очень актуально для района, где находится моя школа, – для района Люблино, не у всех родителей есть средства, чтобы оплатить занятия в секции в спортивном клубе. При введении модулей мы обязательно разговариваем с родителями, выясняем, что они хотят. Мы понимаем, что эти люди могут нам помочь хотя бы в организации заливки катка. Родители часто выступают против третьего урока физической культуры из-за того, что происходят травмы; по статистике 20 процентов травм в школе приходятся на урок физической культуры. Поэтому имеет смысл управляющему совету школы посмотреть, как программа, принятая в школе, в том числе программа для третьего урока физической культуры, сочетается с травматизмом. Управляющий совет может попросить родителей выяснить, какой модуль им интересен. Тогда сразу отпадут вопросы о травматизме. Мы приходим к выводу, что все же очень важно делать модульные вещи. Наша школа сейчас вошла в комплекс №2121, я недавно разговаривал с руководителем комплекса Елизаветой Константиновной Чирковой, и у нас возникла такая идея: на следующий учебный год мы попытаемся опросить детей и в соответствии с результатами этого опроса сделать выбор каких-то модулей для третьего урока физической культуры. Мы ведь частенько считаем, что есть два нормальных урока физической культуры, а третий урок какой-то непонятный. Но можно три часа физической культуры разбить по модулям и выбирать: играть в лапту, ходить на каток, заниматься борьбой. То есть самое главное – попасть в эти три-четыре часа.Можно говорить о том, что Департамент образования большое внимание уделяет третьему уроку физической культуры, потому что сегодня существует огромное количество специализированных курсов для повышения квалификации учителей (и в МИОО, и в Центре педагогического мастерства) и организации третьего урока физкультуры.Сегодня существует и много других программ по видам спорта, есть программы по футболу, по самбо, по борьбе, по бадминтону, по художественной гимнастике, рок-н-роллу. Еще одна программа, которую мы сделали для нашего района, – это программа по регби. Сразу скажу, что тут была большая проблема, так как для нас регби – контактный вид спорта, но мы применяем бесконтактный вид этого спорта: тач (касание) и тэк (сдергивание ленточки), причем в одной команде играют и девочки, и мальчики. У нас работает программа по борьбе – это один из наших модулей. Борьбой у нас занимаются и девочки, которые любят заниматься этим видом спорта.Мы считаем, что важно использовать ту территорию, которая есть у школы, в первую очередь устраивая каток. Примитивный каток у школы должен быть, но в Центральном округе, знаю, нет возможности заливать катки, так они используют скандинавскую ходьбу, покупают специализированные палки и ходят. Я знаком с преподавателем, у которого дети в 7-8-м классе должны дойти, предположим, до Кремля, потом сдать зачет – описать, дошли они до Кремля или нет, что такое Кремль.Мне часто говорят: «Тебе повезло с родителями!» Я с этим соглашаюсь. Мы не заливаем лед для катка, это делают наши родители. Они, бывшие хоккеисты и выпускники школы, «варят лед», так как понимают, что возможность для детей покататься на этом катке очень важна: тогда они не пойдут на скамейку пить пиво. Что интересно: мы настолько им доверяем, что ровно в десять часов они выключают свет на этой площадке. К сожалению, если в школе упускают зимние активности – конькобежную и лыжную подготовку – особенно в начальной школе, то скорее всего в десятом классе будет очень тяжело поставить человека на коньки или лыжи.Наша школа очень спортивная, среди наших выпускников около десяти чемпионов Европы и мира, мы приглашаем великих спортсменов для проведения так называемых олимпийских уроков. Но идем и немного дальше: эти заслуженные люди проводят у нас уроки физической культуры. Анна Чичерова была у нас три раза и проводила занятия по прыжкам в высоту. К нам приезжали паралимпийцы, с которыми мы достаточно долго поддерживаем отношения. Они привезли несколько колясок и играли с ребятами в баскетбол.Нам очень приятно, что Департамент образования включил нашу школу в апробацию программы известного фигуриста Евгения Плющенко. Конечно, тяжело приходится взрослым, которые сопровождают детей из Люблино в Крылатское, но когда дети приезжают, я все время спрашиваю, как им понравились занятия, они говорят, что без проблем поедут еще и еще. Мне бы хотелось, чтобы Евгений Плющенко приехал и на наш каток, поработал с обычными детьми, которые живут в рабочем районе Люблино.Если ученик занимается в школе олимпийского резерва три раза в неделю, имеет спортивный разряд, должен ли он посещать урок физкультуры? В нашей школе есть спортивный класс, который состоит из 18 мальчишек, занимающихся регби, они чемпионы России, Москвы. Но когда им даешь возможность заняться танцами, они с удовольствием танцуют, потому что понимают: это возможность немного разрядиться, хотя мы используем ту же программу, когда у них идет урок физической культуры, что становится дополнительным стимулом для тренировок. Они с удовольствием ходят на волейбол или гимнастику. Можно было бы жестко продиктовать им, что должны выполнить все кувырки или стойки на руках, заставить мальчика-спортсмена, который весит 100 килограммов, выполнить норматив по подтягиванию. Но все же надо относиться к ним по-другому. Конечно, если мы понимаем, что существуют какие-то проблемы с подготовкой к соревнованиям, например на первенство Москвы, то можем для спортсменов так спланировать урок, чтобы он прошел более спокойно. Но все спортсмены – от Дениса Бояринцева, который играл в «Спартаке», до одного из наших мальчиков, который попал в олимпийскую сборную по керлингу, – всегда так или иначе участвовали в уроках физической культуры, всегда им находилось место и занятие.Есть ребята, которые активно занимаются спортом, и у нас их много. Должны ли они посещать уроки физической культуры? Ясно, что для девочки-десятиклассницы и мастера спорта по спортивной гимнастике кувырок вперед и назад легкое упражнение, но она может, например, показать группе девчонок, как это сделать. Иногда она показывает такие вещи, которые не могу показать я, и это смотрится совсем по-другому. Такие ребята знают особенности предмета не так, как мы, учителя. Та же девочка-мастер спорта знает изюминки, знает, как выйти из кувырка с прямыми ногами, как сделать «ласточку» и не упасть. Что касается таких спортсменов, которые еще учатся в школе, вопрос возникает иногда не столько об их физической подготовке, сколько о том, что они приходят после соревнований с травмами, и это серьезная проблема. Как ее решаем мы, чтобы аттестовать ребенка? По распоряжению директора они ходят к малышам в начальную школу, проводят с ними разминку на уроках физической культуры, а преподаватели начальной школы ставят им за это отметки. Это не обязательно; если ребенок не готов идти в начальную школу, то мы не настаиваем, если готов, то мы ему помогает в организации этого процесса, снабжаем какими-то методичками. Если травмирован старшеклассник, то можно организовать для него отдельную работу. Мы контактируем с тренерами, которые работают с этими детьми в спорте, они рекомендуют выполнение той или иной работы, и мы отводим место в зале, чтобы ребенок ее сделал.Наша школа любит всяческие новшества. Мы используем оборудование для проведения подвижных перемен и специальных занятий, потому что дети любят бегать, а взрослые обычно не понимают, как их можно остановить. Нам подсказали, как можно использовать электронное табло, которое установлено в физкультурном зале. Мы используем его не только для того, чтобы дети наблюдали различные виды спорта, но и для того, чтобы они могли танцевать. Танцы сейчас приобретают большую популярность, поэтому на табло мы запускаем какой-то танец, юноша или девушка демонстрирует движения, а дети в зале их повторяют.Я думаю, пора прекращать игру в третьего лишнего, искать, кто прав, а кто виноват, надо просто правильно организовать третий урок физической культуры, и тогда все будут довольны, игра перейдет в зал.Дмитрий БЕСПОЛОВ, учитель физической культуры школы №2121 имени Маршала Советского Союза С.К.Куркоткина, учитель года Москвы-2004
Комментарии