Прерывистый сигнал металлодетектора указывает, что здесь нужно снять еще буквально 3-4 сантиметра. Бережно срезаем лопатой слой, бережно передаем его на сетку для переборки, и через несколько мгновений из комка земли, перетертого вручную, на ладони оказывается бронзовый нательный крест XIII века. Кто и при каких обстоятельствах обронил его более семи веков назад? Бывал ли сам мастер, изготовивший его по образцу иерусалимских крестов, привозимых паломниками из Палестины, в Святой земле или только скопировал форму? Как старорязанскому ремесленнику удалось при тогдашних технологиях создать столь совершенное произведение? Именно с этих вопросов, с непреодолимого желания найти ответы на них, с трепета причастности к подлинному прошлому Отечества начинается настоящее постижение истории.
1 по 10 июля учащиеся, учителя и ученики нескольких московских школ, объединившихся вокруг Ломоносовского историко-географического общества, приняли участие в археологических раскопках на базе Старорязанской археологической экспедиции Института археологии РАН.Идея привлекать ребят, интересующихся историей, археологией, антропологией, к участию в археологических экспедициях отнюдь не нова. Но участие школьников в работе экспедиций сопряжено с рядом серьезных организационных трудностей и особых требований к организации пребывания детей. Во-первых, работа на раскопе не может продолжаться более 4 часов, во-вторых, несмотря на полевые условия, должен обеспечиваться соответствующий санитарным нормам уровень бытовых условий, в-третьих, свободное от раскопок время должно быть продумано и наполнено познавательной программой. Таким образом, для научной археологической экспедиции работа со школьниками часто становится нежелательной обузой. Мы далеки от желания выразить претензии кому-либо, но на протяжении нескольких лет нам не удавалось найти среди профессиональных археологов партнеров для организации небольшого школьного археологического отряда.Тем большим открытием для нас стало знакомство со Старой Рязанью, Старорязанской археологической экспедицией и ее руководителем.Городище Старая Рязань, находящееся в 50 километрах ниже по течению реки Оки от современной Рязани, – поистине уникальный археологический памятник. Город, возникший в XI веке на восточной окраине Древнерусского государства, просуществовал два века и в одночасье был уничтожен пришедшим на Русь войском хана Батыя в 1237 году. Именно с разорения Рязани начинается новая трагическая страница отечественной истории, именно это событие поделило ее на до- и послемонгольскую. Несмотря на попытки возродить город после нашествия Батыя, Старая Рязань запустела. Почти одномоментная гибель города позволяет образно называть его русской Троей или русскими Помпеями.Попробуйте вспомнить, с чего начинается экспозиция Оружейной палаты Московского Кремля. Верно, начинается она с найденных в Старой Рязани княжеских барм – позолоченных шейных украшений, спрятанных владельцами в момент нашествия и найденных крестьянами на городище уже только в начале XIX века.Несмотря на то что исследования Старой Рязани продолжаются уже почти два века, раскопанными и исследованными на сегодняшний день можно считать не более 5% территории археологического памятника. Научное изучение городища в наши дни осуществляет Старорязанская археологическая экспедиция Института археологии РАН совместно с Рязанским музеем-заповедником под руководством кандидата исторических наук Игоря Стрикалова.Являясь внутренним мотором, организатором и вдохновителем экспедиции, Игорь Юрьевич объединил вокруг Старой Рязани удивительный круг профессионалов, единомышленников, романтиков и волонтеров; создал неповторимую атмосферу открытости и дружелюбия. Достаточно будет сказать, что специально для нашей группы был разбит новый раскоп, показаны все этапы археологической работы. Ребятам была отведена роль не пассивных статистов и копателей, но каждый, кто хотел, обучился работе с геодезическими инструментами, металлодетектором, вел записи в журнале археологических находок, трудился на камеральных работах по систематизации археологического материала. Кроме того, будучи блестящим рассказчиком, Игорь Юрьевич провел для юных археологов несколько экскурсий по городищу и несколько интереснейших лекций о том, как материалы кладов и археологических раскопок позволяют ученым реконструировать не только жизнь древнерусского города в целом, но и судьбы отдельных людей Древней Руси.Кстати, о кладах и находках. Все археологические находки делятся на четыре категории: 1) массовые (в Старой Рязани это в основном керамика, кости, остатки глинобитных печей) – они не представляют музейной ценности, но важны как статистический материал; 2) индивидуальные (керамика с клеймами мастеров, остатки металлических орудий труда) – эти артефакты уже заносятся в журнал археологических находок, часть из них отбирается в музейные коллекции; 3) ценные (отдельные украшения, ювелирные матрицы, орудия труда хорошей сохранности) – поступают в запасники музеев; 4) особо ценные (клады, комплексы орудий труда) – часто составляют основу экспозиций исторических музеев.Отправляясь в Старую Рязань, мы, если быть откровенными, не очень надеялись найти что-то выдающееся, но… в первый же день на нашем раскопе была найдена ценная находка, а за время работы нашей группы в журнал индивидуальных и ценных находок было сделано 113 записей! И наконец, в последний день нашего пребывания по соседству с нашим раскопом профессиональными археологами был найден новый клад! Но… комплексное исследование клада дело небыстрое, на месте его обнаружения будет разбит новый раскоп. Поэтому до конца этого археологического сезона мы дали слово не раскрывать информации об этой находке. Поистине, археология – таинственная наука!Как ни удивительно, но как всякое имеющее отношение к жизни дело, наша экспедиция комплексный характер. Мы занимались не только историей и археологией. Красивейшие виды на заливные луга Оки, открывавшиеся с валов Старой Рязани, позволяли нам окунуться в географию. Гербарий душистых луговых трав – ковыля, донника, чабреца, иван-чая, ягод земляники, малины и смородины – расширял наши познания в биологии. Экскурсии в Рязань, Спасск-Рязанский и окрестные усадьбы позволяли ознакомиться с памятниками архитектуры и искусства. Стоит отметить, что в Рязанском историко-художественном музее юные археологи совсем другими глазами смотрели на представленные в витринах экспонаты. Они-то уже знали, каким трудом и кропотливой работой, сначала лопатой, а затем мастерком и кистью были открыты эти сокровища.Для современных горожан, которыми от рождения являются московские школьники, экспедиция стала еще и школой преодоления себя. Мало кто из них умел ставить палатку и обращаться с лопатой, мало кто из них длительное время жил в полевых условиях, почти никто не работал на раскопках в 30-градусную жару. Несмотря на это, никто не жаловался и все проявили себя достойно в этих непростых условиях. Многие в конце экспедиции интересовались: когда следующая?Наш друг и бард, учитель географии Иван Сергеевич Колечкин подарил нам в конце экспедиции песню, которая лучше любых прозаических слов подвела итоги нашего пребывания в Старой Рязани.Увы, ты не видел… (ты чем-то был занят),Как солнце заходит над Старой Рязанью…Казалось бы… Солнце… Не видел? Чем плохо?Сквозь пыль и песок проступала эпоха,В которой топор – содержимое клада,В которой: не голоден? Жив? Ну и ладно!Где время и место просты и неброски,Где жизнь и любовь – не стихи, а наброски…Здесь важно уметь не бросаться словами,Усвоив, что Вечность не властна над нами,А главный ресурс оформления истин -Металлоискатель, лопата и кисти.И кем бы ты ни был в Фейсбуке, ВКонтакте -Сквозь пыль и песок проступает характер.Не главный, но все же серьезный экзамен -Увидеть закаты над Старой Рязанью…Над стариц серпами и окской осокой,Над храма крестами взмывая высОко,На самой границе культурного слояИскали друг друга случайные двое…Искрились костры, пелись песни все те же,Сквозь пыль и песок проступала надежда.А солнце садилось над Старой Рязанью…Как жаль… Ты не видел. Ты чем-то был занят…Старая Рязань относится к тем удивительным местам, куда обязательно хочется возвращаться вновь и вновь. Возвращаться с друзьями, знакомыми, учениками. Ее атмосфера имеет безграничный образовательный и воспитательный потенциал. Есть дерзкий замысел – организовать на базе Старорязанской археологической экспедиции межрегиональную школьную археологическую смену. Слабо с нами?Владимир КРУЖАЛОВ, победитель конкурса «Учитель года России-2009»,Константин ЛУПИКОВ, победитель конкурса «Учитель года России-2009»,учителя истории и обществознания
Комментарии