Мои ученики на вопрос: «Какой урок вы любите больше всего?» дружно отвечают: «Математику!» А на вопрос: «Почему?» слышу много самых разных ответов, иногда наивных, иногда достаточно грамотных, хорошо обдуманных. Радуюсь, конечно! Но не останавливаюсь, продолжаю подогревать интерес: «А что такое математика? Откуда произошло это слово и что оно означает?» Мы обсуждаем, размышляем и вместе находим ответ: слово «математика» древнегреческого происхождения и в переводе означает «изучение», «знание», «наука», а еще – любовь к познанию, любовь к науке. «Получается, мы не просто любим математику, а любим учиться, любим узнавать что-то новое!» – вот такой объемный вывод делают ребята.
На мой взгляд, вся деятельность учителя начальных классов должна быть направлена на формирование любви к математике и устойчивого познавательного интереса. В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, станут фундаментом обучения в старших классах.
В связи с этим перед учителем стоит сложная задача в несколько действий: организовать образовательную деятельность, сочетая обучение и воспитание; сформировать у учащихся осознанные, а в ряде случаев доведенные до автоматизма навыки вычислительных действий; построить учебный процесс так, чтобы изучаемые понятия, взаимосвязи, закономерности применялись при решении конкретных задач. Кроме того, очень важно своевременно контролировать уровень усвоения знаний обучающихся.
Неоценимую помощь в выполнении такой программы учителю оказывают новые методические материалы. Хочу посоветовать коллегам обратить внимание на выпущенную в этом году издательством «Экзамен» предметную линейку учебных пособий к учебнику М.И.Моро и др. «Математика», которая включает в себя тренажеры, тесты и контрольные работы для обучающихся 1‑4‑х классов. К слову, все пособия полностью соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы и допущены к использованию в общеобразовательных учреждениях приказом №699 Министерством образования и науки Российской Федерации.
Учебное пособие «Тренажер» способствует формированию вычислительных навыков быстрого и безошибочного счета, а это один из важных вопросов, который должен быть решен в ходе обучения детей в начальной школе. По мнению автора Н.Ю.Погореловой, «система разнообразных заданий поможет детям научиться практическим приемам сложения и вычитания, умножения и деления». Пособие предназначено для самостоятельной работы учащихся и может быть использовано для диагностики знаний на уроках закрепления.
Для каждого года обучения выпущено отдельное пособие с заданиями, развивающими вычислительные навыки. В соответствии с действующей программой первоклассники должны усвоить на уровне автоматизированного навыка таблицу сложения и вычитания чисел в пределах 20. Ученики 2‑го класса – овладеть практическими приемами сложения и вычитания чисел в пределах 100, умножения и деления на 2 и 3 как взаимно обратным действиям. В 3‑м классе ребята отрабатывают навыки сложения и вычитания чисел в пределах 1000, умножения и деления, а успешные выпускники начальной школы быстро и безошибочно выполняют действия с многозначными числами.
Для формирования прочных осознанных вычислительных умений и навыков в «Тренажере» для всех классов размещены такие задания, как «Вычисли», «Вставь числа в «окошки», «Вставь пропущенные числа», «Вставь пропущенные знаки…», «Составь примеры на сложение (вычитание, умножение, деление)», «Сравни», «Выполни действие на числовом луче», «Составь к рисунку примеры», «Запиши «соседей» каждого числа». Есть и задания, заставляющие мыслить нестандартно, они особенно интересны малышам. Например, «Закрась примеры с ответом 7 – синим, с ответом 9 – красным, с ответом 11 – зеленым цветом», или такое («Тренажер», 2‑й класс):
В начальный курс математики сравнительно недавно был введен новый раздел «Работа с данными», в рамках которого учащиеся знакомятся со способами представления информации в виде таблицы, поэтому в пособие включены задания такого типа, как «Ответь на вопросы, используя данные таблицы», «Впиши числа в таблицу», «Заполни таблицу». Таким образом, в результате систематической тренировки каждый ребенок приучится быстро и правильно считать и думать, значительно лучше ориентироваться в числовых множествах. А чтобы убедиться, достиг ли ученик этого, необходим системный контроль уровня овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой.
Для этого предназначено пособие того же автора «Тесты», с помощью которого можно определить степень усвоения учащимися учебного материала, выявить пробелы в знаниях. Это издание серии также подготовлено для каждого класса начальной школы. Система различных заданий позволит детям закрепить знания, потренироваться в решении тестовых заданий. Для учителя эти сборники прекрасный систематизированный проверочный материал, для родителей – простой, доступный и эффективный инструмент, позволяющий определить качество усвоения учебного материала. Н.Ю.Погореловой разработаны тестовые задания ко всем учебным темам, которые включают задания базового и повышенного уровней сложности. Все задания представлены тестами двух типов: 1) открытого типа – ученик самостоятельно конструирует ответ на задание; 2) закрытого типа: а) на выбор ответа из нескольких предложенных вариантов; б) с альтернативными ответами «да» – «нет»; в) на установление соответствия; г) на восстановление последовательности. По каждой теме тесты представлены в четырех вариантах: 1 и 2 – варианты базового уровня, одинаковые по сложности; 3 и 4 – варианты повышенного уровня, одинаковые по сложности.
В пособии для 1‑го класса указывается, что оценивание работ отметками не производится, в остальных пособиях размещены рекомендации и таблицы для оценивания результатов тестирования. Ученикам дается возможность самооценки своих результатов и снимаются вопросы родителей по поводу справедливости выставленной отметки.
Выполнение тестов вырабатывает навыки критического мышления: умение самостоятельно анализировать учебный вопрос, оценивать предлагаемые варианты ответов, делать выбор правильного ответа. Одним из положительных моментов тестирования является то, что при его проведении существенно экономится учебное время. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, который уже грамотно подобран автором пособия.
К сожалению, при всех достоинствах тестов у них есть и недостатки. Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний. Учащийся при тестировании в отличие контрольной работы не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы. И это учли разработчики учебных пособий, включив в предметную линию еще одно пособие – «Контрольные работы» В.Н.Рудницкой. Контрольные работы составлены с учетом требований программы и охватывают по своему содержанию все основные вопросы курса математики.
По каждой изучаемой теме в тетради представлено шесть вариантов контрольных работ трех уровней сложности. Первые два варианта сориентированы на минимальный уровень требований и предполагаются в классах с невысоким уровнем математической подготовки. Третий и четвертый варианты рассчитаны на классы без отстающих детей, пятый и шестой составлены для обучающихся с высоким уровнем математических знаний.
Надо отметить, что работа над несколькими темами завершается итоговой контрольной работой комбинированного характера, которая объединяет в себе задания по этим темам. Например, в пособии для 4‑го класса объединены итоговой контрольной работой темы «Чтение и запись чисел больше 1000» и «Единицы длины, массы, площади». Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что дает возможность учителю осуществлять контроль ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. Это способствует формированию у обучающихся представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов.
Автор рекомендует учителю самостоятельно выбирать как число контрольных, так их содержание и объем. И, если по каким-либо причинам материал контрольной работы к моменту ее проведения не был пройден, соответствующие задания из работы исключаются.
Таким образом, каждое пособие своим методическим аппаратом нацелено на отработку каких-то конкретных математический умений и навыков, а в целом, используя в своей педагогической деятельности эти пособия, учитель сможет системно охватить весь программный материал и эффективно построить процесс обучения на уроках математики. Ученик сумеет самостоятельно закрепить знания, почувствовать уверенность в своих силах и еще больше полюбить математику. Родители избавятся от необходимости самостоятельно подбирать учебный материал для дополнительных занятий с ребенком.
Положительным моментом является и то, что пособия имеют печатную основу, выполнение любой работы занимает немного времени, что делает возможным ее проведение практически на любом занятии, а также избавляет учителя от рутинной работы и освобождает время для создания продуманных творческих уроков.
Обращу ваше внимание на то, что хотя пособия и адресованы учителям начальных классов, работающим по учебнику «Математика» М.И.Моро, М.А.Бантовой и др., но и учителя, работающие по другим учебно-методическим комплексам, могут с успехом использовать их в своей работе, так как все задания составлены по основным блокам содержания программы.
Удачи вам, коллеги!
Комментарии