Кажется, еще вчера мы ни о чем школьном не думали, пытались поймать последние летние солнечные деньки учительского отпуска, а уже сегодня закружила круговерть подготовок, тетрадей и отметок… Что год грядущий нам готовит? Истерзанный ум снова и снова проигрывает в голове пугающее слово «экзамен».
Учителя математики в этом отношении спокойнее прочих: у нас годами не бывает никаких серьезных потрясений. Да, периодически уточняются темы, задания, формулировки, но основной костяк и структура остаются неизменными. Казалось бы, нет никаких поводов для беспокойства. Но меня, молодого учителя, всегда заботила негласно диктуемая (и горячо всеми ожидаемая) необходимость специальной подготовки к экзамену, чтобы решать варианты пачками, доводя этот навык до автоматизма.
Такой подход мне не нравится. Я учил, учу и буду учить математике для жизни, показывая ребятам красоту и изящность задачи, факта, теоремы. Экзамен в таком контексте для меня лишь часть большого пути. Симфония цифр не закончится результатами ЕГЭ, но с новой силой зазвучит в университете. Значит, надо постараться сделать подготовку гармоничным элементом обучения и воспитания. Хорошо, что есть решение, которое полностью соответствует моим принципам. Ведь уже много лет задания для подготовки к ЕГЭ профильного уровня я черпаю из пособий издательства «Экзамен».
Мне в руки попалось совсем свежее пособие «ЕГЭ 2023. Математика. Профильный уровень. 50 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ». Перебирая на магазинных полках новые книги для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, обычно ожидаешь увидеть кальку с задачников прошлых лет. Но упомянутое издание лишено таких недостатков. Хочется отметить четыре момента.
Во-первых, у пособия умопомрачительный авторский коллектив! Это настоящие профессионалы и восхитительные методисты. Что ни фамилия, то человек, который не просто блестяще знает предмет, но Учитель с большой буквы, автор пособий, учебников, справочников. Это люди, фанатично увлеченные преподаванием и находящиеся в бесконечном поиске.
Во-вторых, все авторы причастны к разработке заданий для КИМов. Отточенное мастерство вкупе с огромным опытом дают право каждому из них самому задавать вектор развития математического образования сегодня. И у выпускников есть шанс прикоснуться к идеям и смыслам, которыми авторы наполняют задания.
В-третьих, варианты подобраны таким образом, чтобы развивать школьников. Уровень сложности нарастает постепенно, от варианта к варианту. Процесс очень плавный, аккуратный: идеи, которые были в предыдущем варианте, прорастают в следующий, раскрывая все новые стороны и грани. Таким образом, даже неспешная прогулка с тетрадкой и карандашом от варианта к варианту сама по себе несет дидактическую компоненту. Поэтому пособие (особенно с учетом того, что в конце представлены ответы на все задания) можно рекомендовать и к самостоятельной отработке, например, выпускникам прошлых лет.
В-четвертых, это пособие представляет собой хороший задачник (на уровне знаменитых советских сборников). Можно брать из него в урок как отдельные задания, так и целые цепочки, решая номер из варианта в вариант. В целом пособие называется справочным изданием, что позволяет его использовать как серьезное подспорье при подготовке к занятиям.
В пособии много редких и уникальных заданий. Вот одно из них (рис. 1).
Задача несложная, но она освежает мозг и заставляет думать! Как глоток воды, она сбивает оскомину от изрядно уже надоевших стандартных кредитов и вкладов. Или вот эта задача (рис. 2).
На мой взгляд, именно на таких задачах формируется та самая функциональная грамотность, о которой сегодня так много говорят.
Не стоит забывать, что в книге предложено 50 полных вариантов, а значит, там есть 50 задач с параметрами, 50 задач на сложную теорию вероятности, 50 стереометрических задач. И серьезных планиметрических задач тоже ровно 50… А главное – все они уже структурированы под новую демоверсию.
Всем коллегам я с чистой совестью рекомендую данное пособие. Оно сделано честно по отношению к математике и с настоящей заботой о тех, кто учит и учится.
Сергей ЛЕВЧЕНКО, учитель математики школы №7, Майкоп, Республика Адыгея
Комментарии