search
main
0

Тренировка начинается!

Дан старт подготовке к всероссийским проверочным работам 2021 года.
Советы специалиста о выборе методики и инструментария

Совсем недавно наша страна вышла из сложной эпидемиологической ситуации. Во время пандемии все образовательные учреждения были вынуждены перейти на дистанционный формат обучения, что вызвало немало неудобств как у учащихся, так и у педагогов: где-то не хватало гаджетов, где-то – скорости Интернета, где-то – компетентности преподавателей. Учебники и учебные пособия как базовая основа для получения и закрепления знаний были практически изъяты из учебного процесса, что также не могло не отразиться на качестве знаний учеников.

5 августа письмом Рособрнадзора предписано «организовать проверку знаний обучающихся по основным общеобразовательным программам и их дополнительное обучение по темам, по которым выявлен недостаточный уровень освоения». Отсроченные ВПР в школах страны пройдут с 14 сентября по 12 октября по программе предыдущего года обучения, то есть сегодняшние пятиклас­сники должны будут подтвердить свои знания за период начальной школы. Педагогам же предстоит большая работа для определения качества усвоения материала и построения образовательных траекторий для каждого школьника. А учителям четвероклассников уже с сентября предстоит начать готовить выпускников начальной школы к написанию ВПР в 2021 году.

На что обратить внимание в первую очередь? Какие инструменты могут стать помощниками для учителей и родителей? Поговорим об этом.

Новые пособия издательства «Экзамен» «Всероссийские проверочные работы (ВПР) за курс начальной школы» с типовыми заданиями по русскому языку, математике и окружающему миру могут стать отличной опорой для подготовки выпускников начальной школы к успешному написанию итоговых проверочных работ. Пособия полностью соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.

Книги содержат по 10 и 25 вариантов типовых заданий, объединенных стандартизированными заданиями, которые не только проверяют знания школьников по разным предметам, но и могут быть использованы с целью подготовки к написанию итоговой Всероссийской проверочной работы. Учащиеся ознакомятся со структурой и содержанием всероссийских проверочных работ по русскому языку, математике, окружающему миру, узнают о количестве заданий, их форме и уровне сложности. Работа с пособиями позволит выявить уровень готовности младших школьников к выполнению ВПР и своевременно провести необходимую коррекционную работу. Структура, содержание и объем тренировочных заданий соответствуют официальным образцам и описаниям ВПР, опубликованным на сайте Федерального института оценки качества образования (ФИОКО).

Пособия ВПР по математике Е.В.Вол­ко­вой, Р.В.Буб­но­вой (10 вариантов) и Г.И.Вольф­со­н, И.Р.Вы­­­соц­­ко­го под редакцией И.В.Ящен­ко (25 вариантов) состоят из тренировочных работ, содержащих 12 заданий.

Сложение и вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел – это арифметические действия с числами и числовыми выражениями, ожидающие ребят в заданиях 1, 2 и 7. «Сколько рублей надо заплатить за покупку?», «Чему равна масса покупок?», «Сколько весит пакет с конфетами?» – с такими и многими другими вопросами в учебных задачах, связанными с повседневной жизнью, дети встретятся в заданиях 3 и 8. А умение сравнивать величины (время), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними, проверит задание 4.

С первого класса дети учатся исследовать и изображать геометрические фигуры с помощью линейки. К началу 4‑го класса они уже овладевают навыком вычисления периметра треугольника, прямоугольника и квадрата, площади прямо­угольника и квадрата. В задании 5 ребята смогут продемонстрировать свои навыки и умения работы с уже полюбившимися геометрическими задачками. Интересные и познавательные задачи ждут ребят и в задании 6 при работе с готовыми таблицами, графиками, диаграммами. Объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы – эти умения понадобятся в задании 9. А вот задание 12 потребует немало времени, чтобы решить нелегкую текстовую задачу в три-четыре действия.

Успешное выполнение заданий 10-12 говорит о владении школьником основами логического и алгоритмического мышления, а также пространственным воображением.

Структура ВПР по русскому языку Л.Ю.Ко­мис­саровой, А.Ю.Кузнецо­ва (10 и 25 вариантов) состоит из двух частей. Часть 1 содержит 3 задания: диктант (задание 1) и 2 задания по написанному тексту. Часть 2 содержит 12 заданий, в том числе 9 заданий к приведенному в варианте проверочной работы тексту для чтения.

Проверить грамотность ребенка, сформированность у него орфографических и пунктуационных навыков, умение применять правила – цель диктанта задания 1. После написания текста будет предложено найти и подчеркнуть однородные члены предложения, а также графически обозначить главные члены предложения, распознать изученные части речи. Тексты для диктанта даны в конце пособия. Среди них отрывки из добрых и полюбившихся рассказов К.Ушинского, С.Аксакова, Б.Житкова, Н.Сладкова, В.Осеевой и др.

Вторая часть работы включает 12 заданий. Они позволяют выявить уровень владения школьниками речевыми нормами.
Наибольшую трудность у детей вызывает задание 6 – сформулировать основную мысль текста. Часто ребенку сложно понять смысл текста, выделить главную мысль и определить последовательность действий. Большое количество представленных в пособиях вариантов дает возможность учителю и родителям при домашней подготовке уделить данному заданию достаточно времени. Для отработки этих навыков важно мотивировать детей к выполнению разных типов заданий: решать конкретные задачи при чтении¸ работать с ключевыми словами, фразами, смысловой основой. Затруднения может вызвать и задание 7, которое требует составить и записать план короткого текста. Здесь важно научить детей действовать по алгоритму: посчитать количество абзацев, найти главное предложение или ключевое слово каждого абзаца, вчитаться, сформулировать основную мысль и правильно построить план текста.

Умение распознавать значение конкретного слова и подбирать к нему близкие по значению слова потребуется при выполнении заданий 9 и 10.

Анализ структуры слова, грамматических признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений, построение логической цепи рассуждений – эти навыки учащийся должен продемонстрировать при выполнении заданий 11-15.

«Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражения «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Глаза боятся, а руки делают», «В гостях хорошо, а дома лучше» и др.».

Такие речевые ситуации будут предложены детям в задании 16.

На основе пословиц и собственного жизненного опыта нужно будет проявить способность строить речевое высказывание в письменной форме. Задание также нацелено на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения, осознания эстетической функции русского языка.

Как правило, ВПР по окружающему миру в школе не уделяют особого внимания, так как считают предмет легким. Но вот детям дают пробные работы, и оказывается, что работа по окружающему миру самая сложная. Пособия ВПР по окружающему миру Е.В.Волковой, Г.И.Строевой, Г.И.Цитович (10 и 25 вариантов) станет отличным помощником для учителей и родителей при подготовке детей к итоговым работам.

Каждый вариант проверочной работы состоит из двух частей, которые различаются по содержанию и количеству заданий. Часть 1 содержит 5 заданий с краткими ответами и 1 с развернутым. Часть 2 содержит 4 задания с развернутым ответом.

В части 1 дети должны быть готовы показать знание норм здоровье­сберегающего поведения в природе и обществе, особенностей природных объектов, явлений и процессов, а также умение анализировать информацию, представленную в разных формах, делать выводы.

Особенно внимательными надо быть при выполнении задания 2 с таблицей прогноза погоды. В сводной таблице дается прогноз на разное время суток для одного дня, однако есть задачи, которые требуют проанализировать влажность воздуха, например, в ночь со среды на четверг.

Дополнительное время требуется уделить для отработки навыков работы с картами полушарий и природных зон России. По условиям задачи ребенку нужно определить, какая природная зона или какой материк обозначен той или иной буквой и какое животное (или растение) живет (или растет) в этой местности.

Развернутые ответы на вопросы потребуются при выполнении заданий части 2: «Подумай и напиши, какое значение имеет семья для каждого человека», «Какие достопримечательности, связанные с историей твоего региона, ты знаешь? Напиши об одной из них». Задания направлены прежде всего на выявление уровня владения обучающимися начальными сведениями о сущности и особенностях социальных объектов, процессов и явлений, об элементарных нормах нравственного, здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

Очень важным блоком в пособиях является раздел с критериями оценивания и ответами. Критерии позволяют учителю и родителю выявить пробелы, провести диагностику для анализа и объективно отнестись к работе ученика. Не менее важно критерии оценивания разобрать вместе с детьми, для того чтобы они могли придерживаться их, выполняя работу дома, а ответы помогут легко проверить правильность решения.

Пособия серии «Всероссийские проверочные работы за курс начальной школы» помогают начать подготовку с первых дней учебного года. Систематически отрабатывая знания по предмету на уроках и дома, тренируясь распределять время на задания разной сложности, овладевая навыком переключать внимание с одного вида заданий на другой, дети подойдут к этапу проверки без страха и неуверенности.

Все пособия ВПР издательства «Экзамен» рекомендованы Федеральным институтом оценки качества образования для использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам общего образования.

Адиля АЛИЕВА, учитель высшей квалификационной категории, заслуженный учитель Республики Дагестан, председатель клуба «Учитель года Дагестана», участник Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте