Дан старт подготовке к всероссийским проверочным работам 2021 года.
Советы специалиста о выборе методики и инструментария
Совсем недавно наша страна вышла из сложной эпидемиологической ситуации. Во время пандемии все образовательные учреждения были вынуждены перейти на дистанционный формат обучения, что вызвало немало неудобств как у учащихся, так и у педагогов: где-то не хватало гаджетов, где-то – скорости Интернета, где-то – компетентности преподавателей. Учебники и учебные пособия как базовая основа для получения и закрепления знаний были практически изъяты из учебного процесса, что также не могло не отразиться на качестве знаний учеников.
5 августа письмом Рособрнадзора предписано «организовать проверку знаний обучающихся по основным общеобразовательным программам и их дополнительное обучение по темам, по которым выявлен недостаточный уровень освоения». Отсроченные ВПР в школах страны пройдут с 14 сентября по 12 октября по программе предыдущего года обучения, то есть сегодняшние пятиклассники должны будут подтвердить свои знания за период начальной школы. Педагогам же предстоит большая работа для определения качества усвоения материала и построения образовательных траекторий для каждого школьника. А учителям четвероклассников уже с сентября предстоит начать готовить выпускников начальной школы к написанию ВПР в 2021 году.
На что обратить внимание в первую очередь? Какие инструменты могут стать помощниками для учителей и родителей? Поговорим об этом.
Новые пособия издательства «Экзамен» «Всероссийские проверочные работы (ВПР) за курс начальной школы» с типовыми заданиями по русскому языку, математике и окружающему миру могут стать отличной опорой для подготовки выпускников начальной школы к успешному написанию итоговых проверочных работ. Пособия полностью соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.
Книги содержат по 10 и 25 вариантов типовых заданий, объединенных стандартизированными заданиями, которые не только проверяют знания школьников по разным предметам, но и могут быть использованы с целью подготовки к написанию итоговой Всероссийской проверочной работы. Учащиеся ознакомятся со структурой и содержанием всероссийских проверочных работ по русскому языку, математике, окружающему миру, узнают о количестве заданий, их форме и уровне сложности. Работа с пособиями позволит выявить уровень готовности младших школьников к выполнению ВПР и своевременно провести необходимую коррекционную работу. Структура, содержание и объем тренировочных заданий соответствуют официальным образцам и описаниям ВПР, опубликованным на сайте Федерального института оценки качества образования (ФИОКО).
Пособия ВПР по математике Е.В.Волковой, Р.В.Бубновой (10 вариантов) и Г.И.Вольфсон, И.Р.Высоцкого под редакцией И.В.Ященко (25 вариантов) состоят из тренировочных работ, содержащих 12 заданий.
Сложение и вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел – это арифметические действия с числами и числовыми выражениями, ожидающие ребят в заданиях 1, 2 и 7. «Сколько рублей надо заплатить за покупку?», «Чему равна масса покупок?», «Сколько весит пакет с конфетами?» – с такими и многими другими вопросами в учебных задачах, связанными с повседневной жизнью, дети встретятся в заданиях 3 и 8. А умение сравнивать величины (время), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними, проверит задание 4.
С первого класса дети учатся исследовать и изображать геометрические фигуры с помощью линейки. К началу 4‑го класса они уже овладевают навыком вычисления периметра треугольника, прямоугольника и квадрата, площади прямоугольника и квадрата. В задании 5 ребята смогут продемонстрировать свои навыки и умения работы с уже полюбившимися геометрическими задачками. Интересные и познавательные задачи ждут ребят и в задании 6 при работе с готовыми таблицами, графиками, диаграммами. Объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы – эти умения понадобятся в задании 9. А вот задание 12 потребует немало времени, чтобы решить нелегкую текстовую задачу в три-четыре действия.
Успешное выполнение заданий 10-12 говорит о владении школьником основами логического и алгоритмического мышления, а также пространственным воображением.
Структура ВПР по русскому языку Л.Ю.Комиссаровой, А.Ю.Кузнецова (10 и 25 вариантов) состоит из двух частей. Часть 1 содержит 3 задания: диктант (задание 1) и 2 задания по написанному тексту. Часть 2 содержит 12 заданий, в том числе 9 заданий к приведенному в варианте проверочной работы тексту для чтения.
Проверить грамотность ребенка, сформированность у него орфографических и пунктуационных навыков, умение применять правила – цель диктанта задания 1. После написания текста будет предложено найти и подчеркнуть однородные члены предложения, а также графически обозначить главные члены предложения, распознать изученные части речи. Тексты для диктанта даны в конце пособия. Среди них отрывки из добрых и полюбившихся рассказов К.Ушинского, С.Аксакова, Б.Житкова, Н.Сладкова, В.Осеевой и др.
Вторая часть работы включает 12 заданий. Они позволяют выявить уровень владения школьниками речевыми нормами.
Наибольшую трудность у детей вызывает задание 6 – сформулировать основную мысль текста. Часто ребенку сложно понять смысл текста, выделить главную мысль и определить последовательность действий. Большое количество представленных в пособиях вариантов дает возможность учителю и родителям при домашней подготовке уделить данному заданию достаточно времени. Для отработки этих навыков важно мотивировать детей к выполнению разных типов заданий: решать конкретные задачи при чтении¸ работать с ключевыми словами, фразами, смысловой основой. Затруднения может вызвать и задание 7, которое требует составить и записать план короткого текста. Здесь важно научить детей действовать по алгоритму: посчитать количество абзацев, найти главное предложение или ключевое слово каждого абзаца, вчитаться, сформулировать основную мысль и правильно построить план текста.
Умение распознавать значение конкретного слова и подбирать к нему близкие по значению слова потребуется при выполнении заданий 9 и 10.
Анализ структуры слова, грамматических признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений, построение логической цепи рассуждений – эти навыки учащийся должен продемонстрировать при выполнении заданий 11-15.
«Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражения «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Глаза боятся, а руки делают», «В гостях хорошо, а дома лучше» и др.».
Такие речевые ситуации будут предложены детям в задании 16.
На основе пословиц и собственного жизненного опыта нужно будет проявить способность строить речевое высказывание в письменной форме. Задание также нацелено на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения, осознания эстетической функции русского языка.
Как правило, ВПР по окружающему миру в школе не уделяют особого внимания, так как считают предмет легким. Но вот детям дают пробные работы, и оказывается, что работа по окружающему миру самая сложная. Пособия ВПР по окружающему миру Е.В.Волковой, Г.И.Строевой, Г.И.Цитович (10 и 25 вариантов) станет отличным помощником для учителей и родителей при подготовке детей к итоговым работам.
Каждый вариант проверочной работы состоит из двух частей, которые различаются по содержанию и количеству заданий. Часть 1 содержит 5 заданий с краткими ответами и 1 с развернутым. Часть 2 содержит 4 задания с развернутым ответом.
В части 1 дети должны быть готовы показать знание норм здоровьесберегающего поведения в природе и обществе, особенностей природных объектов, явлений и процессов, а также умение анализировать информацию, представленную в разных формах, делать выводы.
Особенно внимательными надо быть при выполнении задания 2 с таблицей прогноза погоды. В сводной таблице дается прогноз на разное время суток для одного дня, однако есть задачи, которые требуют проанализировать влажность воздуха, например, в ночь со среды на четверг.
Дополнительное время требуется уделить для отработки навыков работы с картами полушарий и природных зон России. По условиям задачи ребенку нужно определить, какая природная зона или какой материк обозначен той или иной буквой и какое животное (или растение) живет (или растет) в этой местности.
Развернутые ответы на вопросы потребуются при выполнении заданий части 2: «Подумай и напиши, какое значение имеет семья для каждого человека», «Какие достопримечательности, связанные с историей твоего региона, ты знаешь? Напиши об одной из них». Задания направлены прежде всего на выявление уровня владения обучающимися начальными сведениями о сущности и особенностях социальных объектов, процессов и явлений, об элементарных нормах нравственного, здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Очень важным блоком в пособиях является раздел с критериями оценивания и ответами. Критерии позволяют учителю и родителю выявить пробелы, провести диагностику для анализа и объективно отнестись к работе ученика. Не менее важно критерии оценивания разобрать вместе с детьми, для того чтобы они могли придерживаться их, выполняя работу дома, а ответы помогут легко проверить правильность решения.
Пособия серии «Всероссийские проверочные работы за курс начальной школы» помогают начать подготовку с первых дней учебного года. Систематически отрабатывая знания по предмету на уроках и дома, тренируясь распределять время на задания разной сложности, овладевая навыком переключать внимание с одного вида заданий на другой, дети подойдут к этапу проверки без страха и неуверенности.
Все пособия ВПР издательства «Экзамен» рекомендованы Федеральным институтом оценки качества образования для использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам общего образования.
Адиля АЛИЕВА, учитель высшей квалификационной категории, заслуженный учитель Республики Дагестан, председатель клуба «Учитель года Дагестана», участник Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016
Комментарии