Думать о хорошем, оказывается, трудно. Даже всего полчаса. Но я очень стараюсь. Представляю синее море, яркое солнце, горячий песок, а по всему этому раздолью топает босыми ножками дочь. Фантазии, конечно, весьма банальны, но что поделать – так мало мне нужно для счастья! И, кажется, я уже вживаюсь в него: сидеть с закрытыми глазами становится все неудобнее, поскольку вообразить, куда может унестись мое стремительное чадо, просто невозможно. Надо глядеть в оба. Компьютер понимает трудности и вознаграждает мои умственные усилия громким пиканьем.
Комментарий «УГ»На заметкуСчастье – это когда тебя понимают. Так написал в сочинении один из героев фильма «Доживем до понедельника». Для кого-то счастье – собственный дом или хороший урожай, кто-то по-настоящему счастлив от общения с детьми, а кому-то для счастья хватает и обычного солнечного дня. В общем, счастье – чувство сугубо индивидуальное. Но только от чего оно зависит? Как появляется? И есть ли рецепты счастья? С этими вопросами мы обратились к специалисту – заведующему кафедрой биохимии биолого-почвенного факультета Санкт-Петербургского государственного университета Евгению СКВОРЦЕВИЧУ: – Мыслительная деятельность человека, и вообще социальная деятельность человека, определяется как комплекс биологических процессов, поэтому выделение какого-либо из них бессмысленно. Не стоит расщеплять все на атомные молекулы, поскольку это не соответствует самому принципу организации живой материи. По формулировке нейрофизиологов, у человека есть структура мозга, ответственная за состояние, которое мы называем удовольствием. Но удовольствие и счастье – все же разные величины. Наркоман, принимая наркотики, получает удовольствие, но счастлив ли он? Счастье – социальная категория, поэтому оно зависит от положения человека в обществе и его взаимоотношений с окружающими.
Не гипноз, не зомбирование, а психотерапия
Чтобы научиться счастью, я согласилась на эксперимент. Голову увенчали «золотыми», а точнее, анодированными чашечками с проводками, которые через специальный прибор подсоединили к компьютеру. Чем отчетливее картинка в моих мозгах, тем чаще подается сигнал. Это значит, что я хорошо думаю – сильно и ярко. Но могу еще лучше, если потренирую мозг. Чем, собственно, и занимаюсь с помощью профессора Валерия Григорьевича Тристана, руководителя лаборатории нейробиоуправления Сибирской академии физической культуры.
– Это тренировка альфа-ритма, то есть главного ритма здорового мозга в состоянии бодрости, – объясняет Валерий Григорьевич. – Это не похоже ни на гипноз, ни на зомбирование. Скорее напоминает психотерапию, только на сознание влияет не врач, а сам пациент собственными усилиями. Его задача – повысить свою альфа-активность, которая создает базу для нормальной психической деятельности. Такой тренинг разрабатывает механизмы, создающие ритм нормально работающего мозга. И в конце концов после 10-15 занятий они автоматически включаются сами в нужные моменты жизни.
Компьютер не воздействует на мозг. Он сообщает информацию о том, что происходит в голове человека. Так же, как с сердца снимают электрокардиограмму, так и с мозга можно «срисовать» картину его ритмов. Умная машина как бы подталкивает своего визави сигналами, заставляя лучше работать над собой – как тренер подгоняет атлета стремиться быстрее, выше, сильнее. Картина моего альфа-ритма обнадеживает – красивая такая синусоида с неглубокими падениями и энергичными взлетами. Вот позанимаюсь и всегда буду жить «на высоте» – весело, спокойно и уверенно, как и полагается здоровому человеку. Это и есть счастье, по мнению Тристана.
Олимпийская победа
Как и в спорте, удача улыбается не каждому – только упорным и работоспособным. Примерно шестерым из восьми, по словам Бориса Ржищева, тренера параолимпийцев, которых «заряжали» в лаборатории Тристана. Параолимпийцы были первыми, но трудились старательно, и результаты не заставили себя долго ждать. Пройдя подготовку перед стартами, копьеметательница Наталья Гудкова и колясочник Алексей Иванов заработали золотую и серебряную медали, а бегунья Елена Кронфельд заняла четвертое место. Ребята считают, что в их победах немалая заслуга тренера – компьютера, который научил сохранять олимпийское спокойствие в самых сложных ситуациях. Они сами заметили, что стали выдержаннее, а Ржищев утверждает, что еще и более открытыми, добрыми, общительными. Большинство из 150 спортсменов, занимавшихся в лаборатории нейробиоуправления, говорят, что теперь легче переносят нагрузки, лучше спят и в предстартовой суете чувствуют не лихорадочное напряжение, а боевую готовность. В результате практически все повысили свои спортивные разряды. Кандидат в мастера спорта по греко-римской борьбе, студент второго курса СибГАФКа Серик Курусбаев, потренировав мозг, занял первое место на областных соревнованиях. Теперь собирается пройти еще курс «компьютерных» занятий.
– Я чувствую, что внутри меня что-то изменилось. А главное – стал думать больше и легче. Сохранять трезвый ум до конца тренировки нужно, но сложно. Сейчас мне это по силам. Впереди – межобластной турнир, и я снова хочу стать победителем.
Блеск и нищета науки
Профессор Тристан развивает направление, возникшее в США в конце 60-х и доказывающее, что человек по собственному желанию может управлять ритмами мозга, как и другими функциями организма. В России до недавних пор над этой тематикой работали ученые Санкт-Петербурга и Новосибирска. А в 1997 году Валерий Григорьевич приобрел у новосибирцев методику и создал лабораторию нейробиоуправления в СибГАФКе. Конечно, у его коллег из других городов богаче база и солиднее приборы, но Тристан благодарен академии и за то, что она смогла найти тысячу долларов на воплощение мечты в реальность.
«Вернуться к мозгу» профессор, в свое время окончивший с отличием Омский мединститут и до ухода в науку работавший невропатологом, а также первым в Омске электрофизиологом, хотел всегда. Наверное, потому, что глубины тут открываются невероятные и работы – непочатый край. Именно трудом доктор медицинских наук Тристан вместе со своими аспирантами и восполняет нехватку денег. «Российский ум горазд на многое и без приборов», – считает Валерий Григорьевич. Приобретенную методику они дополнили собственными идеями, разработками, исследованиями. И получили прибор счастья.
Лаборатория Тристана – это компьютер с приставкой плюс светлые головы самого профессора и шестерых его аспирантов. О том, что прибор счастья – работа перспективная, Тристан судит не только по спортивным достижениям, но и по заинтересованности своих учеников-аспирантов. Раз трудятся увлеченно, значит, дело того стоит. Они как будто подпитывают друг друга энергией – наставник и его ученики.
Конечно, для своей лаборатории доктор медицинских наук хотел бы иметь множество самых разных приборов и методик. Но умеет радоваться малому. Мы беседовали с ученым за древними партами в лаборатории старого корпуса СибГАФКа, а стены здания сотрясались от музыкального грохота, доносившегося из кафе, снизу.
– Как здесь можно учиться? – не выдерживаю я.
– Есть столы, стулья, а главное – мел и доска. И это уже счастье, – улыбается Валерий Григорьевич.
Ученый не сетует на жизнь, а просто с грустью констатирует факты. Ведь, по его мнению, науку двигает живое общение. На написание докладов и монографий уходят годы, интернет слишком дорог, и омские ученые безнадежно отстают от свежих идей и веяний.
– Так что, к сожалению, проблемы мироздания решаются не в Омске, – подытоживает Тристан.
Тайна счастья
Я сижу у компьютера, опутанная проводками, и кажется мне, что заряжаюсь энергией не только от этой машины, но и от мудрых глаз профессора. Я хотела признаться профессору в одной тайне. И не сумела. Впервые мы встретились с Валерием Григорьевичем три года назад. Мне было плохо и, кажется, даже не хотелось жить. Я не очень поверила в то, что прибор может сделать человека счастливым. Но согласилась опробовать его на себе – просто приятно было ощутить себя полезной частичкой мироздания. Надолго меня не хватило. Впрочем, оказалось, что этого достаточно. Я почувствовала, что приходят уверенность и спокойствие. А значит – счастье близко, даже если оно кажется чудом. И оно пришло – недавно моей дочке исполнилось два года. Надеюсь, что прибор Тристана ей не понадобится. Она говорит: «Я умею лятать» – и растопыривает ручки. Мне кажется, что взмыть в воздух ей мешаю только я. Наверное, зря не прошла курс тренировки альфа-ритма полностью. Может быть, тоже научилась бы летать.
Комментарии