search
main
0

Тренинг для тренеров . Секреты интенсивного обучения

В последнее время я все чаще получаю приглашение принять участие в тренингах. Варианты тренингов самые разные – от тренинга «родителей» (как взаимодействовать с детьми) до тренинга руководителей системы образования (как разработать программу «Образование и здоровье»). Раньше эти варианты краткосрочного (или интенсивного) обучения называли курсами, практическими семинарами, школами, а теперь это тренинги. Правда, увлечение тренингами началось лет пятнадцать назад.

Помню забавную ситуацию, когда американская дама, магистр каких-то наук, в течение двух дней и вечеров (тренинг с «погружением») показывала бесконечные схемы, объясняла нам (руководителям научных учреждений), что такое фандрайзинг, который один мой знакомый метко охарактеризовал как «отъем денег без насилия». Дама плохо понимала ситуацию в стране, ничего не знала о финансовых условиях существования бюджетных научных организаций, да и тактика ее общения напоминала вариант взаимодействия взрослого с полуторагодовалым малышом. Разумеется, эффективность такого тренинга была нулевой.

Я не очень задумывалась, тренинги ли это, пока не прочла книгу М. Чуркиной и Н. Жадько «Тренинг для тренеров на 100% (секреты интенсивного обучения)». М., Альпина Бизнес Букс, 2005. – 246 с.

Прочла на одном дыхании и от корки до корки. Во-первых, потому, что стиль книги – разговор с читателями, причем разговор заинтересованный, доброжелательный, без поучений и страшилок «не должен», «нельзя», «не поймут». Во-вторых, авторы делятся опытом собственных удач и, что еще более ценно, ошибок. Но анализируют ошибки не как криминальные ситуации, которых не должно быть ни в коем случае, а как возможные, но решаемые проблемы, не боясь при этом посмеяться над собой. В-третьих, это практическое руководство, т.е. руководство к действию, которое полезно не только тем, кто организует и ведет тренинг, но и руководителю любого уровня, т. к. дает четкое понимание целей и задач тренинга, его возможностей и ограничений, позволяет объективно оценить необходимость предлагаемых тренингов для своих сотрудников. Не менее важно, что эта книга – руководство для тех, кто выбирает тренинг для себя, кто уже не раз был огорчен бездарно потраченным временем и немалыми деньгами.

Авторы очень подробно рассматривают и объясняют, как должен быть выстроен эффективный тренинг, как должна быть составлена программа, что вправе ожидать участник тренинга, к чему он должен быть готов. Это позволяет сопоставить предложение и потребности, ожидания и результаты. Думаю, что книгу по достоинству оценят все, кто ведет обучающие тренинги. Не случайно в подзаголовке книги – «Секреты интенсивного обучения» авторы действительно раскрывают секреты эффективного обучения в рамках коротких периодов.

Авторы объясняют, почему, прежде чем разрабатывать содержание обучения, необходимо ответить на вопрос, чему учить. (Не правда ли, это ключевой вопрос любого обучения?) Но при этом еще более важно определить систему ограничений, учитывая временные рамки интенсивного курса. Хорошо знакомая любому педагогу структура интенсивного обучения (тренинга), включающая анализ ситуации, определение целевой аудитории, цели, задачи, методы, результаты, ресурсы, рассматривается авторами с позиции проектной деятельности, не позволяющей «упустить» из поля своего внимания при подготовке и проведении тренинга и какой либо компонент работы. Авторы дают обоснование необходимости внимательного отношения к каждой позиции, но не диктуют «как надо», а доходчиво объясняют, показывая «подводные камни», доказывают, приводя конкретные примеры, убеждают, рассуждая вместе с читателем, советуют, рассматривая варианты «борьбы» с бесконечными и трудными вопросами слушателей.

Все в этой книге выстроено и написано так, что невольно начинаешь анализировать свой опыт (во всяком случае со мной было так), выделяешь свои ошибки (или достижения). Несмотря на мою более чем 30-летнюю педагогическую работу, значительную часть которой и составляли краткосрочные курсы, читая книгу, я понимала, что очень многое пришло только с опытом, что училась на собственных ошибках, и результат часто достигался «сердцем», а не умением.

Я по-хорошему позавидую тем, кто прочтет эту книгу в начале своего педагогического пути, позавидовала тем, кто, формулируя задачи обучения, будет четко представлять себе и основные требования к формулировке задач, и необходимые условия их реализации. Причем эти условия разобраны до таких «мелочей», как условия жизни и питание участников, техническое обеспечение и материалы и т. п. И авторы убедительно доказывают: «мелочей» нет, для успешного тренинга необходимо решение не только глобальных теоретических, но и множества практических задач, «секреты» позволяют сделать тренинг качественным и эффективным.

Авторы книги сделали все для того, чтобы читатель мог осознать и понять основные принципы тренинга, как учесть и совместить требования и условия, задачи и нестандартные ситуации, желание участников и лимит времени и многое другое для того, чтобы сделать обучение эффективным.

Я уверена, что эта книга – для любого педагога, т.к. каждый педагог ведет ежедневный обучающий тренинг с разным лимитом времени.

Марьяна БЕЗРУКИХ, академик РАО, профессор, директор Института возрастной физиологии

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте