Эти специалисты приводят своих учеников к пьедесталам на городских, российских и международных соревнованиях, помогают сформировать психологию победителя и волевые качества личности. Тренеры спортивных клубов Москвы рассказали, как выбрали профессию, что считают главным результатом своей работы и как учат детей преодолевать трудности.
Алексей Гусаров – мастер спорта международного класса и член национальной сборной России по футзалу, победитель профессиональных конкурсов.
Владимир Макешин работает преподавателем в Московском издательско-полиграфическом колледже имени И. Федорова и руководит местным студенческим спортивным клубом, который дважды побеждал в столичном конкурсе на звание лучшего спортклуба. Также Владимир — обладатель почетной грамоты Министерства просвещения Российской Федерации и золотого знака отличия ГТО. Золотым знаком отличия ГТО может похвастаться и руководитель школьного спортивного клуба «Лев» школы № 1363
Алексей Данилкин — кандидат в мастера спорта, член молодежной сборной России по гандболу, победитель международных турниров, руководитель школьного спортивного клуба «Звезда» школы № 1474 и третий герой статьи.
Как вы пришли в мир детского спорта?
Владимир Макешин: «Моя старшая сестра была в сборной области по баскетболу, и ее успехи меня всегда вдохновляли. Я сам занимался легкой атлетикой, чтобы испытать те же эмоции, что и она. Потом я сменил направление и ушел в баскетбол. Со временем понял, что мне нравится не только выступать самому, но и помогать другим достигать успехов».
Алексей Гусаров: «В мир детского спорта я пришел, имея за плечами колоссальный опыт выступления на профессиональном уровне. К сожалению, рано или поздно профессиональная карьера завершается для любого спортсмена, и я решил попробовать передать свой опыт детишкам».
Алексей Данилкин: «Всегда любил работать с детьми и помогать им развиваться. Мне нравится видеть, что они растут как личности благодаря занятиям со мной. Я сам был спортсменом в юности и знаю, насколько важна поддержка тренера. Поэтому решил делиться знаниями и опытом с молодыми».
Какие основные ценности вы стараетесь привить воспитанникам?
Владимир Макешин: «Я считаю важным воспитывать в детях целеустремленность, воспитанность и ответственность. Также большое значение придаю умению работать в команде и верить в свои силы. Эти качества помогают им не только в спорте, но и в жизни».
Алексей Гусаров: «Никогда не опускать руки, всегда биться до конца, как бы ни складывалась ситуация на поле. Могу простить все, но безволие — никогда! Команда — это единый механизм, где каждый на поле должен стоять друг за друга, чтобы после игры не было стыдно смотреть друг другу в глаза».
Алексей Данилкин: «Дисциплина, уважение к другим и к самому себе, командный дух и стремление к совершенству. Все это помогает детям развивать самоконтроль, организованность, уверенность в своих силах, мотивирует постоянно развивать навыки и достигать новых высот».
С какими трудностями сталкиваетесь и как их преодолеваете?
Владимир Макешин: «Лень некоторых детей — одна из главных трудностей. Я стараюсь делать тренировки интересными и разнообразными, а также мотивирую ребят через позитивную обратную связь и личный пример. Важно поддерживать дисциплину, оставаться дружелюбным и открытым».
Алексей Гусаров: «Дети приходят абсолютно разные, есть более мотивированные, есть — менее. И к каждому нужно найти подход. Для этого мы много времени общаемся. Для меня главное, чтобы у ребенка горели глаза и он жил футболом. Если же я вижу, что ребенок совсем не заинтересован заниматься спортом и его отдают, чтобы он хоть чем-то был занят, то у нас с его родителями обязательно состоится разговор. Я объясню, что лучше попробовать силы в другом месте».
Алексей Данилкин: «Часто сталкиваюсь с отсутствием мотивации или дисциплины у учеников, различием в способностях и интересах. Чтобы преодолевать эти трудности, я стараюсь находить индивидуальный подход к каждому, поддерживать интерес к спорту через разнообразные упражнения и игры, уделяю внимание развитию личностных качеств каждого ученика.
Какие навыки, помимо спортивных, вы считаете важными для детей?
Алексей Гусаров: «В первую очередь, помимо физкультурно-спортивных навыков, детям важно и необходимо развивать интеллект, умственные способности. Не зря же говорят, что в спорте результат дают не одни физическая сила и выносливость. Интеллектуально развитый спортсмен может с большей вероятностью добиться заметных спортивных достижений».
Алексей Данилкин: «Считаю очень важными для развития в целом коммуникативные навыки, они помогают детям эффективно общаться со сверстниками и взрослыми, способствуют социальной адаптации. Еще нужна креативность, потому что помогает по-новому решать задачи и развивать воображение. Способность принимать решения и анализировать ситуацию развивает критическое мышление и готовность брать на себя ответственность».
Как помогаете детям справляться с неудачами и развивать стойкость?
Владимир Макешин: «Когда ребята сталкиваются с неудачами, я объясняю им, что главное — не сдаваться и продолжать двигаться вперед. Я стараюсь показать, что каждый провал — это возможность научиться чему-то новому и стать сильнее. Мы обсуждаем, что пошло не так, и разрабатываем план действий, чтобы избежать подобных ошибок в будущем».
Алексей Гусаров: «Просто подбадриваю и говорю, что стоит не расстраиваться, а продолжать тренироваться и работать над ошибками, и в следующий раз обязательно получится выступить лучше. А стойкость против таких ситуаций можно развивать, используя различные психологические приемы и тренинги. Они могут быть как индивидуальные, так и общекомандные».
Алексей Данилкин: «Объясняю, что ошибки — естественная часть процесса обучения и роста, важно не бояться ошибаться, учиться на ошибках. Поощряю за усилия, не только за результаты. Поддерживаю позитивный настрой команде и помогаю увидеть возможности в каждой ситуации. Наконец, организую совместные обсуждения, чтобы дети узнавали, как другие справляются с неудачами и какие стратегии используют для преодоления трудностей».
Какие изменения в системе детского спорта Москвы вы заметили в последние годы?
Владимир Макешин: «Значительное улучшение инфраструктуры: открываются новые спортивные объекты, частные школы предлагают больше возможностей для занятий спортом. Это позволяет детям получать доступ к качественным тренерам и современным условиям тренировок».
Алексей Данилкин: «Во-первых, создали больше возможностей для занятий спортом детям всех возрастов и уровней подготовки. Появилось множество спортивных секций и клубов, которые предлагают широкий выбор видов спорта. Во-вторых, увеличили количество квалифицированных тренеров и инструкторов, что позволило улучшить качество тренировок и повысить уровень подготовки спортсменов.
Как вы строите занятия, чему уделяете внимание, чего не терпите?
Алексей Гусаров: «На занятиях я особое внимание уделяю технике — это базовый элемент при работе с детьми в футболе, от техники строится уже остальное в работе с детьми! На тренировках я не терплю безразличия, ребенок должен гореть футболом, развиваться в футболе».
Алексей Данилкин: «Я учитываю возраст, уровень подготовки и интересы учеников. Особое внимание уделяю безопасности, поэтому перед началом каждого нового вида упражнений провожу инструктаж и демонстрирую правильную технику выполнения. Стараюсь разнообразить занятия, включая игровые элементы и задания на взаимодействие между детьми.
Какими достижениями подопечных особенно гордитесь?
Владимир Макешин: «Победами моих воспитанников на всероссийских соревнованиях. Но еще больше радуюсь тому, что многие из них после окончания учебы находят свое место в жизни, продолжают заниматься любимым спортом, будь то в институте или в любительской команде. Некоторые даже становятся профессионалами».
Алексей Гусаров: «Для меня, как для школьного тренера, в приоритете, конечно же, школьные соревнования, в которых ребята неоднократно становились победителями и призерами на городском уровне. Но самое запоминающееся — это победа в «Крокусе» в 2022 году среди юношей 2009–2010 годов рождения, где мы стали чемпионами Москвы и получили путевку на всероссийские соревнования проекта «Мини-футбол в школу».
Общаетесь ли с родителями учеников, какие советы вы хотели бы им дать?
Владимир Макешин: «Да, постоянно поддерживаю контакт с родителями. Советую больше интересоваться внеурочной деятельностью своих детей, активно участвовать в их спортивной жизни и обязательно хвалить за любые достижения, даже самые маленькие».
Алексей Гусаров: «Тренер должен обязательно общаться с родителями своих подопечных, это неразрывный процесс в подготовке и работе с детьми в футболе. Совет родителям: поддерживайте и верьте в своих детей, это надо делать обязательно, ведь самое главное для ребенка — это поддержка и вера в то, чем он занимается».
Какие у вас есть планы и мечты как у тренера?
Владимир Макешин: «Иногда задумываюсь о том, чтобы завершить тренерскую карьеру. Но когда ко мне приходят талантливые дети, я понимаю, что слишком рано. Моя мечта — вырастить чемпиона, который достойно представит страну на международных соревнованиях. Пока же я продолжаю совершенствоваться, изучаю новые методики и подходы, чтобы стать лучшим тренером для своих подопечных».
Алексей Гусаров: «Есть у меня одна мечта — это выиграть всероссийский этап проекта «Мини-футбол в школу», и я приложу все усилия, чтобы она осуществилась».
Алексей Данилкин: «Мои мечты и планы на будущее как у тренера связаны с развитием моей карьеры и помощью большому количеству детей. Я хочу продолжать обучать и вдохновлять молодых спортсменов, помогая им раскрыть потенциал и достичь высоких результатов. Я также планирую расширять знания и навыки, посещая семинары и курсы, чтобы знать последние тенденции и методики в области детского спорта».
Комментарии