Проекты с дошкольниками предполагают самостоятельную деятельность детей под руководством взрослых – воспитателей и родителей. В ходе работы ребенок учится планировать свои действия, контролировать процесс выполнения, а также прогнозировать результат деятельности.
На начальном этапе педагогом вместе с детьми определяются тема проекта, цель, выявляется ее актуальность: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?»; определяется продолжительность проекта.
Совместно с дошкольниками составляется план действий по достижению цели:
К кому обратимся за помощью?
Где можем узнать о…? В каких источниках можно найти информацию?
Что мы можем получить в результате?
У ребенка в данном возрасте еще нет достаточных навыков работы с информацией, поэтому педагог и родители оказывают ему помощь на этапе ее сбора и анализа. Если сбор материалов организован правильно, для ребенка это будет веселым и приятным занятием.
На этапе сбора информации проводятся мероприятия:
размещение информационного материала (например, оформление стенда);
создание предметно-развивающей среды (например, выставки);
экскурсии;
беседы;
наблюдения;
развивающие игры и упражнения;
опыты, экспериментирование.
Организация и руководство проектной деятельностью в дошкольной группе предполагают совместную работу педагога с родителями: наши дети вместе с родителями ходили в библиотеку за книгами по теме проектов, знакомились с их содержанием, искали нужные иллюстрации. Дети получали домашние задания (например, наблюдать за птицами: какие птицы прилетают на приусадебный участок, как они выглядят, что делают?). Поощряются самостоятельные действия как самих детей, так и их родителей, которые помогают искать материал путем самостоятельного «расследования» в заданной области.
На этапе обобщения создается конечный продукт, который может быть представлен в виде:
оформленного альбома;
созданной книжки по теме;
сделанного своими руками макета;
выставки работ;
презентации проектов по проведенным исследованиям с детьми и родителями в детском саду.
Заключительный этап проекта – рефлексивный, на котором оцениваются результаты совместной работы, выявляется полнота раскрытия темы. Дошкольники могут ответить на вопросы: «Что нового мы узнали?», «Чему мы научились?»
В первой половине учебного года в нашей разновозрастной дошкольной группе был осуществлен проект «Птицы нашей местности». Дети разного возраста в посильных для них объеме и форме знакомились с перелетными и зимующими птицами. Итогом проекта стала книжка, созданная совместно с детьми, с доступной информацией о птицах, проиллюстрированная детскими рисунками.
Далее предлагаются элементы реализованного проекта.
Проект «Птицы нашей местности»
Цель: расширять знания детей о птицах.
Задачи:
– познавательное развитие: ознакомить детей с жизнью птиц в естественных природных условиях: питание, приспособление к среде обитания; закрепить представление о внешнем виде, частях тела;
– речевое развитие: активировать в речи названия птиц и птенцов; упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову; учить составлять описательный рассказ о птицах; продолжать учить слушать сказки, рассказы, стихи, загадки о птицах, запоминать небольшие стихотворения, самостоятельно составлять загадки-описания;
– социально-коммуникативное развитие: упражнять в использовании полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности; развивать ролевое взаимодействие;
– художественно-эстетическое развитие: учить с помощью знакомых средств выразительности передаче характерных особенностей внешнего вида птиц; передавать с помощью движений и голоса особенности птиц;
– физическое развитие: развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения.
Этапы проекта
1‑й этап – подготовительный.
Задачи: выявить знания детей о перелетных и зимующих птицах.
Подготовить родителям материал для консультаций по темам:
– «Расскажите дома детям о птицах»;
– «Загадки о птицах»;
– «Учим стихи о птицах».
2‑й этап – основной.
Задачи: знакомить родителей с ходом и результатами проведенной работы с детьми по данной теме, размещая материалы в уголке для родителей.
Расположить необходимый материал в зонах развития для привлечения детей к данной теме, побуждения узнавать что-то новое о птицах.
Организовать рассматривание иллюстраций с птицами, просмотр видеофрагментов о жизни птиц в природе.
Провести дидактические игры:
– «Что за птица?» – на узнавание и называние птиц;
– «Перелетные и зимующие» – на обобщение по признакам;
– «Узнай по голосу» – на различение голосов птиц;
– «Птицы и их детеныши» – на называние и преобразование существительных множественного и единственного числа;
– «Составь рассказ о птице» – на формирование и развитие связной речи.
– «Чей хвост?» – на различение деталей, нахождение знаковой птицы по изображению хвоста;
– «Сколько птичек?» – на обучение счету до десяти;
– «Чей хвост длиннее?» – на сравнение по длине;
– «Четвертый лишний» – на группировку по признакам.
3‑й этап – заключительный.
Задачи: систематизировать знания детей о перелетных и зимующих птицах.
Прививать у детей интерес к совместному творчеству.
Комментарии