Вот он, вожделенный диплом! И новоиспеченные молодые специалисты мечтают найти хорошую работу. Чтоб и зарплата оказалась приличной, и можно было бы получить в компании серьезный опыт. А вузы, пытаясь учесть все требования нынешнего времени, готовят своих студентов к суровой действительности.
В нижегородском лингвистическом университете выпускников хотят видеть и физически здоровыми, и интеллектуально развитыми. Под последним ректор НГЛУ Геннадий Рябов подразумевает глубокий уровень культуры и широкий объем знаний – качества, которые действительно отличают интеллигентную личность. Но самое главное, считает Геннадий Рябов, они должны хорошо ориентироваться в жизни.
Работодатели в принципе тоже заинтересованы в молодежи, но не хочется им ошибиться в выборе кандидата. Поэтому одни предприятия обращаются на кафедры вузов с просьбой порекомендовать активных, умных выпускников. А вот дзержинская компания «Тосол-синтез» предложила будущим маркетологам поучаствовать в деловой игре. Задача предстояла одна – вывести на рынок новую торговую марку. «Решили посмотреть, насколько знания, полученные студентами, применимы в реальных условиях, – говорит бренд-менеджер компании Ольга Гусева. – А чтобы все было, как в жизни, группы были сформированы случайным образом. За время учебы ребята могли с кем-то сблизиться, а во взрослой жизни мы приходим на работу и должны взаимодействовать вовсе не с друзьями. Так что заодно проверялась и способность быстро организоваться в команду». По исходной информации в течение сорока минут каждая группа должна была придумать концепцию торговой марки и разработать маркетинговую стратегию на три года. Отталкивались от реальных нижегородских расценок, да и рынок оказался достаточно насыщенным, так как в числе продвигаемого товара были пельмени, майонез, моющие средства, сотовая связь. Презентации протекали достаточно бурно, не обошлось и без жарких студенческих дискуссий. Представители компании оценивали активность ребят, умение презентовать проекты, задавать вопросы и отвечать на них. Директор по маркетингу Сергей Леонтьев прокомментировал: «Нам нужны активные. Рынок маркетологов очень динамичен, на одной позиции больше двух лет не работают. И человек должен приобретать опыт на разных рынках. Те, кто учится на бюджетных местах, уже со второго-третьего курса начинают подрабатывать, думая о своем будущем».
«Сейчас нужно, чтобы молодой специалист был готов сразу ринуться в бой, – говорит заведующий кафедрой маркетинга Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ Дмитрий Кузин. – Поэтому чем раньше начнется контакт с производством, тем лучше».
В некоторых вузах начали практиковать введение с третьего-четвертого курса программ некоторых компаний в учебный план. Таким образом, выпускников уже не доучивают на производстве, как это было раньше, и, придя на работу, они уже знают, что от них требуется.
А руководитель одного из крупных в Нижнем Новгороде оборонных предприятий Игорь Григорьев – выпускник Московского высшего технического училища им. Баумана, и в Горький приехал по распределению. На Горьковском машиностроительном заводе начинал работать в отделе главного технолога, последние пять лет – генеральный директор ОАО «НМЗ». «Я считаю, что от распределения было много пользы. Во-первых, обеспечивалось вливание «свежей крови» туда, куда она сама по себе не потечет. Мне вот предлагали на выбор: Горький, Петропавловск в Казахстане или Ковров. Я поехал в Горький, а следующий после меня по успеваемости поехал в Петропавловск. И ничего страшного в этом нет. Люди находили себя. Человеку после института нужно помочь, подтолкнуть, где-то, может, и принудительно. Мы выступаем на всех уровнях с инициативой вернуться к системе распределения тех, кто учится за бюджетные деньги. Государство такие средства отводит на бесплатное образование и ничего не требует взамен. А у нас серьезные кадровые проблемы, нам нужны молодые специалисты, которые владеют новыми технологиями, умеют работать на новом оборудовании и разбираться в технике».
Нижний Новгород
Комментарии