Учебно-методическое объединение по профессионально-педагогическому образованию провело исследование, в ходе которого были опрошены руководители органов управления образованием 82 субъектов РФ. Об итогах исследования рассказывает председатель УМО, ректор Российского государственного профессионально-педагогического университета Геннадий РОМАНЦЕВ.
СтатфактВ России подготовка рабочих (специалистов) осуществляется в 3893 образовательных учреждениях системы НПО разных типов – профессиональных училищах и лицеях.В Центральном федеральном округе находится 23,9% образовательных учреждений системы НПО, в Северо-Западном – 11%, в Южном – 11,2%, в Приволжском – 22,9%, в Уральском – 9,3%, в Сибирском – 15,9%, в Дальневосточном – 5,8%.
Основная категория профессионально-педагогических работников системы НПО – педагоги и мастера профессионального обучения. Специфика их деятельности состоит в том, что им приходится организовывать и осуществлять в учреждениях системы как теоретическое, так и производственное обучение в сочетании с производительным трудом без ущерба для образовательного процесса. Это предъявляет высокие требования к специальной отраслевой подготовке. Выполняя функции педагога и мастера, согласно стандарту специалисты должны иметь уровень квалификации по рабочей профессии, превышающий планируемый для учреждений системы НПО.
Проведенный нами анализ позволил выяснить, что общая численность должностей руководящих и профессионально-педагогических работников учебных заведений НПО по штатному расписанию на 1 января 2002 года составляла 199,4 тысячи мест, из них заняты более 157 тысяч мест. Таким образом, имеются 42,4 тысячи вакантных мест – 3,8 тысячи мест преподавателей специальных и общепрофессиональных дисциплин и 32 тысячи мест мастеров производственного обучения. Кроме того, 27,7 тысячи мест заняты внутренними и внешними совместителями.
Год от года число вакантных мест в учреждениях увеличивается. Ежегодно из системы НПО выбывают по разным причинам более 11% руководящих и профессионально-педагогических работников, что составляет около 18 тысяч человек. Таким образом, дефицит педагогических и руководящих кадров в системе НПО составляет почти 88 тысяч человек.
В течение многих десятилетий система НПО по уровню квалификации профессионально-педагогических кадров уступает всем остальным звеньям системы образования страны. Даже в начале ХХI века в среднем по РФ в училищах и лицеях среди старших мастеров и мастеров производственного обучения лишь 26,4% имеют высшее образование, 42,1% – среднее профобразование (без СПО), 17,1% – СПО, 14,4% – другой уровень образования с начальным профессиональным и только 6,3% – высшее профессионально-педагогическое.
Среднее профессиональное образование имеют 59,2%, из них среднее профессионально-педагогическое образование – 17,1% старших мастеров и мастеров производственного обучения, более трети мастеров производственного обучения имеют тот же или более низкий квалификационный разряд, чем присваивается выпускникам училищ.
Среди директоров и заместителей директоров 88,2% имеют высшее образование, в числе которых только 22,2% – высшее профессионально-педагогическое.
Доля преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин, имеющих высшее образование, составляет 82,5%, из них 19,5% – высшее профессионально-педагогическое.
Сегодня почти 11 тысяч руководящих работников, около 18 тысяч преподавателей специальных и общеобразовательных дисциплин и более 56 тысяч мастеров производственного обучения нуждаются в повышении профессионально-педагогической квалификации. Подтверждение этого – средние данные о квалификационном составе профессионально-педагогических работников образовательных учреждений НПО по 82 субъектам РФ. Так, среди директоров и заместителей директоров 51,1% от общего числа руководящих работников имеют высшую категорию, 31,1% – первую категорию, 3,7% – вторую категорию и 3,1% не имеют категории вообще. Среди преподавателей ОПД и СД 44,5% имеют высшую категорию, 28,1% – первую категорию, 24,8% – вторую категорию и 2,6% вообще без категории. Наиболее уязвимой оказалась категория мастеров производственного обучения и старших мастеров. Некоторые из них не имеют категории вообще, вторую категорию имеют 24,3%, первую категорию – 38,9% и только 21,3% имеют высшую категорию.
Исследование динамики изменения численности профессионально-педагогических кадров образовательных учреждений НПО позволило сделать вывод о том, что в период с 1986 по 1994 год число работников со специализированным высшим профессионально (инженерно) – педагогическим образованием выросло.
Последние 6-7 лет темпы роста существенно замедлились, а для категории преподавателей и мастеров производственного обучения в 1998-2000 годы он прекратился вообще.
В соответствии с приказом Минобразования РФ от 3 июля 2002 года во исполнение решений коллегии министерства от 11 июня 2002 года был определен ряд мероприятий, направленных на решение всех перечисленных проблем. Но пока ни один пункт решения не выполнен, что в значительной мере затрудняет развитие системы профессионально-педагогического образования и препятствует совершенствованию системы начального профессионального образования.
Комментарии