«Московская премьера», второй фестиваль отечественного кино, стала, пожалуй, самым грустным киносмотром за всю историю российских киносмотров. Он будто бы начался в одной жизни, а заканчивался уже в совершенно другой. Фестиваль шел всего неделю, а мир за это время успел перевернуться…
На торжественном открытии 27 августа, в День российского кино, всем было весело, тепло и уютно: Михаил Швыдкой, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии, как всегда, искрометно шутил, предлагая всем присутствующим слиться в «киноэкстазе». Поддавшись общему фривольно-киношному настроению, шутила Людмила Швецова, первый заместитель мэра Лужкова, председатель оргкомитета фестиваля. В третьем ряду сидела неувядающая певица Алена Свиридова, член зрительского жюри, демонстрируя публике холеные плечи, молодого мужа и любовь к отечественным фильмам. И всем своим видом, как юные заговорщики, организаторы – представители правительства Москвы, московского Союза кинематографистов, продюсерского центра «Кинопроцесс» и газеты «Московский комсомолец» – намекали, мол, открытие у нас скромное, домашнее, а вот закрытие будет «ого-го!»: гостей ждет яркое действо с вручением главного приза в виде золоченого памятника Минину и Пожарскому. И закрытие действительно получилось «ого-го!», но только совсем не об этом мечталось. Не было фанфар и фейерверков, вместо этого в полной тишине президент «Московской премьеры» артист Алексей Баталов зачитал обращение к президенту Северной Осетии Александру Дзасохову, составленное от имени всех участников и гостей фестиваля. Короткое послание, всего несколько предложений, но в них вошли и скорбь, и соболезнования, и воспоминания о съемочной группе Сергея Бодрова-младшего, навсегда оставшейся в Северной Осетии под непроходимой толщей льда Кармадонского ущелья. Галина Ананьина, президент Национального коллекционного центра художественных изделий, изготовившего призы для фестиваля, сказала, что от имени «Московской премьеры» у столичного представительства республики были возложены триста красных гвоздик, перехваченных черной траурной лентой.
Минута молчания. Гаснет свет, и все в той же тишине начинается фильм закрытия фестиваля «Здравствуй, столица» режиссера Леонида Марягина. Последняя работа режиссера, которую после смерти отца заканчивал уже его сын Александр, завершающая автобиографическую кинодилогию, начатую картиной «101-й километр». История молодого провинциала, бывшего моряка, приезжающего покорять «хрущевскую» Москву и волею случая попадающего в любимчики к знаменитому кинорежиссеру, к девушке с Тверской и к избалованной «ЦКшной» дочке. Всем им от него чего-то нужно, а ему хочется одного – снимать кино.
«Московская премьера», в отличие от прочих своих братьев-фестивалей, – киносмотр, не претендующий на элитарность. Здесь нет ковровых дорожек и очередей из знаменитостей, желающих по этой дорожке пройти. Зато есть очереди из обычных зрителей, получивших бесплатные билеты на показы самых последних российских фильмов. Московское правительство закупает тысячи приглашений и распространяет их по районным управам, а там, в свою очередь, их раздают старикам и детям, тем, кто в обычной жизни не может себе позволить потратить 200 рублей на билет в кино. Да и вообще, как часто в кинотеатрах показывают родные фильмы? Рекламные ролики длиной в два часа наподобие «Ночного дозора» – «нашего ответа Голливуду» – не в счет…
Фестиваль разбит на несколько программ. Главная – конкурс зрительских симпатий «Великолепная семерка «МК», куда вошли самые свежие, действительно великолепные фильмы, отобранные экспертами газеты: «Долгое прощание» режиссера Сергея Урсуляка, снятый по одноименной повести Юрия Трифонова, «Игры мотыльков» Андрея Прошкина по повести Владимира Железникова «Чучело-2», «Ночь светла» Романа Балаяна, «О любви» Сергея Соловьева – размышление на чеховскую тему с Александром Абдуловым, Татьяной Друбич и Александром Збруевым в главных ролях, «Папа» Владимира Машкова, наделавший шуму на Московском международном кинофестивале и на выборгском фестивале «Окно в Европу», «Русское» Александра Велединского по мотивам ранних рассказов бунтаря Эдуарда Лимонова и, наконец, российско-казахско-франко-немецкая картина «Шиzа» Гульшад Омаровой. Судьба приза «Минин и Пожарский» (каким символичным и своевременным оказался образ древних защитников России) за лучший фильм была в руках у простых зрителей. На сей раз их выбор может показаться странным и о многом говорящим: публика отдала предпочтение не стильному черно-белому «Долгому прощанию», не утонченному «О любви», не светлому и лиричному «Ночь светла», не рвущему сердце «Папе», а жесткой, если не жестокой «Шиzе», истории о 15-летнем волчонке, поставляющем бойцов для подпольных кулачных боев. Может, потому, что показ «Шиzы» пришелся именно на ту роковую пятницу, когда за тысячи километров от Московского дома кино спецназ штурмовал далекую осетинскую школу, а лютые звери в камуфляже стреляли в спины бегущим детям? Наверное, это был день, когда не хотелось любить и светло грустить, а хотелось мстить, ненавидеть и, может, еще выть по-волчьи. Потому и поставили «Шиzе» высший балл, что она, как никакой другой фильм «Великолепной семерки», вобрала в себя все наше слепое и безысходное отчаяние. Хотя сама картина на удивление заканчивается не так уж и плохо. На то оно и кино, что в отличие от настоящей жизни в нем все-таки возможен счастливый финал.
Лучшим режиссером «Великолепной семерки «МК» признан Сергей Урсуляк, лучшими актерами братья Алексей и Андрей Чадовы («Игры мотыльков», «Русское»), лучшей актрисой – Полина Агуреева («Долгое прощание».)
Вторая программа «Московской премьеры» – «Наше новое детское кино» – детище курировавшей проект актрисы Ольги Машной. Машная взялась доказать, что хорошие детские фильмы – это не «преданье старины глубокой», что их продолжают снимать и вся беда лишь в том, что они в силу своей полной коммерческой невыгодности просто не доходят до зрителя. Лучший фильм тут выбирали так же, как и во взрослой программе, – путем зрительского голосования. Вне конкуренции оказались фильмы «Дунечка» Александра Ефремова – история первой любви 12-летней барышни и 17-летнего юноши, который очень скоро вырастет и превратится в знаменитого актера Николая Еременко, – и «Бальное платье» Маргариты Касымовой и Ирины Волох.
На показах короткометражных молодежных лент программы «Арт-линия» студентам полагалась бесплатная кружка пива, а ретроспектива «Великие столетия», посвященная киномастерам, чей вековой юбилей отмечается в 2004 или 2005 годах, стала сердечным бальзамом для зрелой публики. Уникальная историческая программа, в которую вошло то, чего практически никогда нельзя найти в стандартной сетке среднестатистического телеканала: «Софья Перовская» Лео Арнштама», «Нашествие» с популярнейшим когда-то Олегом Жаковым в главной роли, «Космический рейс» Василия Журавлева. Именно про эту ленту, снятую в далеком 1935 году, Циолковский сказал: «Считаю постановку ТАКОЙ ФИЛЬМЫ в высшей степени желательной и современной». Великий ученый и гениальный чудак, Циолковский гордился, что его пригласили работать над этим фильмом, и одних чертежей ракетоплана изготовил для съемок более тридцати. Не забыли и про композитора Дмитрия Кабалевского, столетие которого будет отмечаться в грядущем декабре. В память о нем был показан «Аэроград», для которого в свое время композитор написал «мощный хор людей и самолетов».
Самой трогательной и романтичной программой «Московской премьеры» стала программа «Великолепная семерка Алексея Баталова». Президент фестиваля решил нетрадиционно отметить полвека своей кинокарьеры. Устраивать собственный творческий вечер, на котором все будут хвалить и превозносить, – это показалось ему скучно и слишком просто. Поэтому он организовал несколько вечеров с лучшими своими экранными возлюбленными – Верой Алентовой («Москва слезам не верит»), Татьяной Самойловой («Летят журавли»), Инной Макаровой («Дорогой мой человек»), Ией Саввиной («Дама с собачкой»), Тамарой Семиной («День счастья»). Это была их встреча со зрителями, их звездный час, но и его тоже. Недаром говорят, что главная гордость мужчины – это его любимые женщины!
Анна ХРУСТАЛЕВА
Комментарии