search
main
0

Требуется волевой директор. или Без третьего кабинета информатики не обойтись

Обсуждая плюсы и минусы электронных учебников, многие мои собеседники сходились в одном: от применения этих новомодных носителей знаний вряд ли стоит ожидать какого-то сверхмощного прогресса. Наоборот, надо вернуть детям бумажную книгу, от нее вред здоровью минимальный, а долгое чтение с монитора ничего хорошего не дает.

У нас есть электронные учебники, – рассказывает Сергей Виниченко, директор профессионального лицея № 4 и председатель Совета директоров учреждений начального профессионального образования Воронежской области. – По литературе, по русскому языку и математике, по физике и химии. Мы в лицее уже лет восемь занимаемся компьютерами, поэтому электронные учебники не в новинку, сами приобретали. Но не стоит ожидать, что они дадут какой-то большой эффект в образовании. Эффективность электронного и бумажного учебников практически одна и та же. Возможно, дискового даже хуже. Наши дети и так уже читать перестают, рефераты в интернете ищут. От книги все дальше. А те учебные программы, которые имеются в электронном виде, в большинстве случаев копируют книги. Только добавлены элементарные мультимедиа технологии, и все.

На мой взгляд, обучение должно заключаться именно в развитии интеллекта человека, должно быть развивающим. С помощью компьютерной техники это возможно: когда учащиеся изучают бейсик, сами программируют и создают свой продукт, то есть что-то новое создают, – это для них большая радость, почти фантастика! Человек понимает, что он самостоятельно решил какую-то большую задачу – вот это и есть развитие. А то, что он будет параграф по физике читать с монитора или по книге, – разницы нет. Даже для здоровья хуже, когда долго сидишь за монитором.

Нужны именно развивающие электронные учебники, но их не так много. Самое удачное, что я видел, – это обучение программированию на компьютере, это развивает. В принципе, на мой взгляд, сегодня компьютерная техника в образовательных учреждениях нужна для обучения, для того, чтобы решить какие-то задачи, найти информацию, что-то оформить, а если просто сидеть за монитором часами, чтобы читать с него, – зачем это нужно?

Единственное исключение, возможно, – это дистанционное образование. К примеру, когда по интернету получаешь авторские лекции каких-то известных ученых. А в целом мы пока именно в интернете, а не в электронных учебниках находим то, чего ждем от новых информационных технологий. Я имею в виду информацию. Мы с нашими сварщиками не в учебнике, а именно в интернете нашли технологию сварки, о которой до этого вообще не имели представления! Там же увидели и оборудование, которое для нас стало настоящим открытием.

Разговор продолжает Наталия Лопушанская, заместитель директора по информационным технологиям воронежского УВК № 2:

– Когда компьютеризировали городские школы, мы вместе с техникой получили и мультимедийные учебные диски. Но дать им оценку с точки зрения логичности и новизны материала может только учитель-предметник. Учителя информатики ознакомили других педагогов с дисками, высказали свое мнение с точки зрения ориентации и интерфейса, то есть провели семинары и отдали диски в библиотеку. Там у нас стоит компьютер, но дальнейшее зависит от самих учителей. Будут ли они пользоваться электронными учебниками, и если да, то каким образом, – это их выбор.

Знаю, что очень интересные компакты были по литературе, по истории, энциклопедии очень содержательные. Но у всех дисков один существенный минус: они – не сетевой вариант. То есть их нельзя пропустить через один компьютер на весь класс. Работать с таким диском можно один на один, вставив его в дисковод своего компьютера. Или второй вариант – можно через проектор показать на экране, тогда все увидят, но мультимедийные проекторы есть далеко не во всех школах.

Кстати, диски, предназначенные для сетевого использования, дороже обычных локальных версий. Значительно дороже! Локальная версия стоит 2,5-3 доллара, а сетевая – до ста долларов. Легче скопировать один локальный диск восемь раз и вставить его в каждый ученический компьютер, чем покупать сетевую версию. Вопрос в том, как в этом случае решаются проблемы лицензирования и авторского права.

– Нельзя сказать, что все электронные учебники однозначно плохи или хороши, – объясняет свою точку зрения Александр Галкин, учитель информатики школы № 40 и преподаватель Воронежского центра Федерации Интернет Образования, – сегодня появилось много новых качественных программ. Но надо уметь выбирать. Имеющиеся в школах компакт-диски можно разделить на электронные учебники и CD, которые можно использовать как презентации. И этот второй вариант на сегодня нужнее. Лучше слушать учителя или лежать на диване с бумажным учебником, чем сидеть перед монитором и читать с него текст. Текстовая информация в больших объемах с экрана снимается очень плохо.

Компьютер надо использовать там, где нельзя обойтись другими средствами. Например, надо на уроке показать устройство атомной станции или какое-нибудь производство. Или на химии надо опыт провести, а нет каких-то специфических реактивов. В этих случаях компьютер отлично поможет.

У нас есть интернет-центр и курсы, на которых занимаются учителя. Уже прошло около четырех месяцев, как центр внес в программу занятий существенные коррективы. Теперь учитель не только делает свой сайт, но и разрабатывает урок с использованием информационных технологий: как можно подготовить раздаточный материал, войти на уроке в интернет, показать презентацию и так далее. Все это приближает учителя к компьютеру, но тем не менее работать в школе самостоятельно с новой техникой основная масса педагогов пока еще не может.

В этой ситуации может помочь учитель информатики. Но надо решать организационные вопросы.

– То есть элементарная оплата дополнительного труда?

– Ну а сколько можно работать на голом энтузиазме? В качестве разовой акции можно помочь провести какой-нибудь урок – литературу с использованием компьютерной техники или урок мировой художественной культуры. Но постоянно это делать никакой информатик не сможет, у него ведь и свои занятия есть.

Вообще в идеале организация должна быть такая. Сегодня в каждой второй школе есть проекторы. И правильнее было бы убрать их из кабинетов информатики. Кабинет информатики не пострадает. Есть сетевые программы, и учитель сможет демонстрировать их на все компьютеры. Надо создать еще один класс, в котором должен быть один компьютер и один проектор, и места для зрителей. Чтобы на уроке смог присутствовать весь класс. И вот в таком помещении через мультимедийный проектор можно проводить любые уроки с использованием компакт-дисков. Самое главное, что для организации подобного кабинета надо решить только организационные вопросы, покупать ничего не нужно, вся техника есть.

– Нужно волевое решение директора и самих учителей?

– Да. То есть дети сидят за обычными столами, перед ними ручки и тетради, а на экране – учебный материал. Оптимальный вариант – иметь лаборанта для работы в таком кабинете. А если его нет, тогда надо устанавливать доплаты учителям информатики. Либо из надтарифного фонда, либо вводя новую должность, либо можно предусмотреть интегрированные уроки. На сегодня большая часть учителей не может работать с новой техникой. Например, совсем недавно делали фрагмент урока по Пушкину, по русскому языку. Установили компьютер, проектор. И когда фильм закончился, учитель просто выдернул шнур из розетки, и все. Но так нельзя. У этой техники существует своя система выключения. Если оставлять такую дорогую технику без контроля, если неправильно эксплуатировать, мы ее можем потерять.

– Почему нужен отдельный класс с проектором и компьютером? Почему не провести тот же русский язык в кабинете информатики?

– В нашей школе, как и в большинстве других, кабинет информатики буквально забит с утра до вечера. В расписании обычные занятия по информатике, другим предметам просто не прорваться! Ведь все надо делать серьезно, не один урок уходит на изучение только программной оболочки. Причем у нас два компьютерных класса, 20 машин на 700 учеников. Получается 35 человек на один компьютер, показатель даже чуть лучше среднероссийского.

– Вы говорили о работе интернет-центра, а во время курсов учителям каким-то образом преподносятся электронные учебники?

– В программе есть специальная лекция и несколько часов практики. Когда учитель разрабатывает свой урок с использованием информационных технологий, он, как правило, включает в него работу с электронными учебниками. Причем это не означает, что если учебный диск рассчитан на три часа, то учитель ставит его – и все, урок идет. Нет, так нельзя, это должны быть небольшие, минут на 5-10, вставки – работа с компьютером. Время зависит от возраста детей. Но в любом случае работает не только диск, но прежде всего учитель. Ребенок не должен весь урок получать информацию с экрана!

– Александр Викторович, какова перспектива использования электронных учебников в школах?

– Я лично ими не пользуюсь, мне всегда лучше купить книжку. Но книга по компьютерам сегодня стоит 300-400 рублей, а компакт – 70. Дешевле. В таком случае скорее всего человек приобретет CD. Но на уроке, массово это не нужно. Хотя, с другой стороны, есть очень интересные электронные учебники. Есть такие, где учебный материал излагается стандартно, а есть многоуровневые, когда ученик, усвоив какую-то часть, отвечает на вопросы различной степени сложности. В зависимости от качества ответов учебник перебросит отвечающего на тот или иной уровень сложности дальнейшего материала. Возможно, будущее за такими учебниками, но пока их мало.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте