Для России термин e-Learning достаточно новый. В США и Западной Европе, несмотря на то что он используется давно и широко, разные эксперты дают ему различные определения, пытаясь отразить сущность «электронного обучения» как можно точнее и привести его в соответствие с текущими реалиями в динамично изменяющемся мире информационных и образовательных технологий. Рассмотрим определения и уточнения термина e-Learning (электронное обучение), характерные для первого десятилетия XXI века.
За рубежом сейчас активно используются следующие термины:
Computer Based Training (или близкий к нему Computer Based Learning) – обучение (изучение), основанное на использовании компьютерных технологий;
Tele-Based Training – обучение, основанное на телевизионных технологиях;
Web-Based Training (или близкий к нему Web-Based Learning) – обучение (изучение), основанное на использовании web-технологий;
On-line Learning – обучение в режиме реального времени, основанное на использовании сети «Интернет» (синхронное взаимодействие обучаемых и преподавателя);
Distance Learning – дистанционное обучение;
Blended Learning – смешанное обучение с использованием традиционного и электронного;
Mobile Learning – мобильное обучение с использованием мобильных устройств и средств мобильной связи.
Нетрудно заметить, что порядок перечисления приведенных понятий отражает процесс развития и внедрения информационных технологий в образование.
В России применяется более скромный набор понятий, обозначающих обучение с использованием компьютерных систем, мультимедиатехнологий и Интернета. Наиболее широко употребляется термин «дистанционное обучение» (ДО), а в последнее время все чаще говорят об электронном обучении. Причем часто под словом
e-Learning понимают метод дистанционного обучения с использованием Глобальной сети «Интернет».
Широкое использование в России термина «дистанционное обучение» связано с появлением в 90-е годы XX века большого количества вузов, использующих технологии ДО в своих филиалах и представительствах. Эти технологии было принято подразделять по следующему принципу.
1. Кейсовые – ученикам предоставляются информационно-образовательные ресурсы с использованием различных видов носителей информации для самостоятельного изучения (например, курс может работать только бумажными носителями информации и не использовать компьютеры).
2. Телекоммуникационные – для доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам используются средства связи, передачи данных и телевещания, глобальные и локальные сети.
3. Интернет-технологии – для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам и для администрирования учебного процесса используются глобальные и локальные компьютерные сети.
Возвращаясь к термину e-Learning, отметим, что в настоящее время для него дано множество определений. Например, доктор Жанет Кларей пишет: «Буква «е» применительно к области технологии обозначает понятие «электронный» (electronic). Таким образом, e-Learning значит
e-(lectronic) leaning (электронное обучение), точно так же, как e-mail обозначает e-(lectronic) mail (электронное письмо). Буква «е» сообщает, что мы получили учебную информацию или имеем к ней доступ электронным способом, обычно через web-сайт, используя web-браузер… Существующая литература определяет e-Learning как образовательный процесс, реализуемый электронным образом посредством компьютера. Учебные задания могут быть представлены в виде виртуального класса, учебного курса или дискуссии, могут выглядеть как книга, фильм, web-страница, игра или быть их комбинацией».
Далее исследователь приводит несколько определений:
E-Learning – это содержание обучения, которое доставляется электронным образом частично или полностью посредством web-браузера, через Интернет или Интранет, а также через мультимедийные платформы на CD-ROM или DVD;
E-Learning – это структурированная, используемая целевым образом для поддержки учебного процесса электронная система или компьютер;
E-Learning покрывает широкое множество приложений и процессов, таких как web-based learning, computer-based learning, virtual classrooms (виртуальный класс) и digital collaboration (коллективная работа). При этом учебный материал может быть доставлен через Интернет, Интранет, аудио- и видеозаписи, спутниковое вещание, интерактивное телевидение и CD-ROM;
E-Learning – это обучение, поставляемое на компьютере (включая CD-ROM, Интернет), созданное для поддержки достижения индивидуальных или корпоративных целей;
Обучение на базе web-технологий (электронное обучение) – это интеграция учебной деятельности и возможностей Глобальной сети с целью направить траекторию обучения индивидуума к определенному уровню квалификации в заданной области деятельности (компетенции).
Таким образом, e-Learning – широкое понятие, включающее различные способы использования ИКТ в учебном процессе. Информация может доставляться через Интернет или в локальной сети внутри одного учебного заведения, информация на CD- и DVD-дисках может использоваться при проведении очных лекционных и практических занятий. Однако в случае, когда целые учебные курсы доступны в режиме on-line через Всемирную паутину, а преподаватели и обучаемые разделены географически, говорят о дистанционном обучении, а точнее, об использовании дистанционных образовательных технологий.
Замечу, что при этом стираются грани между обучением на расстоянии и непосредственно внутри учебного заведения, а термин e-Learning адекватно отражает интеграцию дистанционной и традиционной форм организации учебного процесса.
На практике термин «дистанционное обучение» часто используют в качестве эквивалента «электронному обучению». Это сужает и, более того, искажает сущность
e-Learning, вводит в заблуждение педагогов и администрации учебных заведений, реализующих основные образовательные программы в очной форме с использованием традиционных технологий обучения. В данной ситуации отсутствует факт географической удаленности участников учебного процесса, но сетевая среда электронного обучения позволяет вывести учебный процесс на качественно новый уровень. Поэтому для корректного понимания термина e-Learning в России надо внести два уточнения.
Первое связано с тем, что вместо термина «дистанционное обучение» имеет смысл говорить о «дистанционных образовательных технологиях», порядок использования которых определен приказом Министерства образования и науки РФ от 6 мая 2005 года №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий». В соответствии с этим документом практически каждому общеобразовательному учреждению позволяется осуществлять полное или частичное обучение своих учащихся с помощью дистанционных технологий.
Второе уточнение касается использования Глобальной сети. Действительно, интернет-технологии – неотъемлемая часть систем электронного обучения. На основе базовых инструментов (средств подготовки гипертекстовых документов, создания web-сайтов) и сервисов можно реализовать сравнительно простые системы e-Learning и использовать их в учебном процессе. Сейчас большинство реализуемых систем электронного обучения выполнено в такой технологии. В то же время за рубежом и в России созданы специальные программные средства, предназначенные для промышленного создания и внедрения систем e-Learning. На Западе они называются LMS (Learning Management System), в России – СДО (Система дистанционного обучения).
С их помощью возможно создание среды e-Learning – сетевого информационно-технологического образовательного пространства, ядро которого составляет программный комплекс, где сосредоточены электронные учебные курсы, справочные материалы, электронные тренажеры, система электронного тестирования, базы данных преподавателей и учащихся, расписание учебных занятий, система управления процессом обучения, сервисы интерактивного взаимодействия преподавателей и учащихся и так далее.
В LMS-системах выделяются две основные компоненты: электронное содержание обучения («образовательный контент» или просто «контент») в виде электронных учебных курсов и программные средства управления учебным процессом, включая доступ к контенту. Средства подготовки контента часто также входят в состав LMS, иногда поставляются в виде отдельных приложений. Электронные учебные курсы могут быть намного более интеллектуальными, чем электронный учебник, – например, включать в себя средства персонализации и адаптивного обучения, то есть настройку курса на индивидуальные особенности учащегося.
Преимущество использования LMS-систем заключается не только в повышении производительности труда педагога, но и в возможности стандартизации контента, что позволяет говорить о реальном создании рынка электронного обучения.
В качестве примеров можно назвать множество российских и зарубежных LMS-систем: «СТ-Курс», «Прометей», «eLearning Server», «RedClass», «Webtutor», «Oracle iLearning» и так далее. Правда, все они, как правило, коммерческие, и многие учебные заведения не располагают средствами для их приобретения. Поэтому стоит обратить внимание на свободно распространяемое программное обеспечение с открытым кодом (Open Source) с лицензией GNU Public License. Таким примером может служить LMS Moodle, которая распространяется бесплатно, поддерживает множество языков, в том числе русский язык. Система широко используется во многих странах и поддерживает международный стандарт SCORM (Sharable Content Object Reference Model) на представление учебных материалов в сети «Интернет». Применение стандартов позволяет сделать дистанционное обучение интероперабельным, то есть не зависящим от программной платформы. Электронный учебный курс, упакованный специальным образом (в виде SCORM-пакета), может «воспроизводиться» в любой системе дистанционного обучения, поддерживающей стандарт SCORM.
В заключение хочу сказать, что владение средствами и технологиями электронного обучения на базе LMS для создания виртуального учебного пространства становится одной из необходимых ИКТ-компетенций преподавателей. И, без преувеличения, могу сказать, что владение ими в XXI веке станет необходимым инструментом, как мел и доска в XX веке.
Полезные ссылки:
www.brandon-hall.com – сайт компании Brandon Hall Research;
www.cognitive.ru – сайт компании Cognitive Tecnologies;
www.prometeus.ru – сайт компании «Виртуальные технологии в образовании»;
www.hypermethod.ru – сайт компании «ГиперМетод»;
www.redcenter.ru – сайт компании REDCENTER;
www.websoft.ru – сайт компании WebSoft;
www.fors.ru – сайт компании «ФОРС – Центр разработки»;
www.moodle.org – сайт системы Moodle.
Людмила АЛСЫНБАЕВА
руководитель Центра информационных технологий тестирования
Югорского НИИ информационных технологий
Ханты-Мансийск
alg@uriit.ru
Комментарии