Заскорузлым монстром предстал однажды перед учительской аудиторией председатель колхоза, заявивший, что работающая школа представляется ему мотором, перегоняющим из села в город молодую кровь. Те времена вроде бы ушли в прошлое, а проблема социального самоопределения осталась. Села продолжают вымирать.
В поисках выхода из сложившейся социально-экономической ситуации коллектив Сарсак-Омгинской школы одной из первых в Республике Татарстан включился в процесс поиска новой модели сельской школы. С 1993 года эксперимент прошел все этапы от диагностического до внедренческого: апробированы программы экспериментальных курсов, создан учебно-методический комплекс, отобрана технология, утвержден учебный план нового типа школы на селе – лицея, сочетающего в себе раннюю профессиональную ориентацию на сельскохозяйственные профессии и профилизацию обучения. Весь этот инновационный процесс осуществляли сельские учителя.
– Никто из горожан не приедет обустраивать жизнь села, мы должны готовить наших учеников этому со школы, – рассказывают о своей работе директор Сарсак-Омгинского агролицея Тамара Николаева и ее заместитель, заслуженный учитель Республики Татарстан Эльза Сибгатова. – Первое, с чего мы начали, – внесли изменения в содержание образования. Разработали и апробировали программы кружков: в 5 – 6-х классах – цветоводство и овощеводство, в 7 – 8-х – овощеводство и плодоводство, в 9 – 11-х – пчеловодство и полеводство. В 5-м классе есть базовый двухчасовой курс «Естествознание», и наши учителя составили для него приложение. Ими разработаны опыты, исследования, лабораторные и практические работы для приобщения школьников к исследовательской, опытнической работе. В кружках ученики младшего и среднего звена знакомятся с азами сельхозпроизводства: цветоводство, кролиководство, птицеводство и т. д. Выбор кружков большой, к тому же они разновозрастные, и дети получают знания в различных жизненных ситуациях, тем более что занятия ведутся бригадно-групповыми методами в виде игры, исследований, опытнической работы.
Мы уверены, что «коньком» любой современной сельской школы, будь она профильной или обычной, должны быть трудовое обучение и профессиональная подготовка. Ученики сельских школ непосредственно наблюдают весь процесс, помогают родителям на полях и фермах, сами трудятся в ученических производственных бригадах. Любой деревенский юноша должен уметь работать на тракторе, водить мотоцикл, ухаживать за животными, а девушка – выращивать овощи, работать в саду, вести приусадебное хозяйство. Начиная с девятого класса, наши ребята осваивают несложную сельхозпрофессию, которая в дальнейшем обеспечит социальную защищенность выпускника.
Профильное же обучение в старших классах ориентировано на реальную потребность рынка труда и в то же время максимальное удовлетворение индивидуальных запросов, интересов детей. Учиться в такие классы к нам съезжаются из пяти – шести школ. По итогам тестирования создаются классы – естественно-математический и аграрный, которые в свою очередь подразделяются на время занятий по профилям на четыре группы: экономический, инженерный, биолого-агрономический, животноводческий. Содержание и формы обучения приближены к вузовским – вводится зачетная система по профильным дисциплинам, защита рефератов, проектов, исследовательских работ. Элективные курсы у нас выполняют две функции. Во-первых, «поддерживают» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. В данном случае занятия ведут преподаватели Ижевской ГСХА, с которой лицей сотрудничает с 1993 года. Во-вторых, обеспечивают внутрипрофильную специализацию обучения и построение индивидуальных траекторий и программ – занимаются этим педагоги агролицея. Очень важно, на каком материале раскрываются законы науки, поэтому наши старшеклассники работают над проектами «Информационные технологии в полеводстве», «Технология возделывания экологически чистых зерновых культур в условиях Агрызского района» и т. д.
Нас радует, что выросло число выпускников, продолживших свое образование в соответствии с выбранным профилем.
Комментарии