В ноябре 2008 года Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (АППО) исполнится 70 лет. И все это время она была вместе с учителем. Даже в годы Ленинградской блокады академия выполняла свою задачу. Впрочем, ректор АППО кандидат педагогических наук Степан Васильевич Жолован убежден, что академия как институт методической службы родилась гораздо раньше, поскольку в этом году методической службе Санкт-Петербурга исполнилось 145 лет. Датой ее рождения можно считать 1863 год, когда был создан Военно-педагогический музей в Соляном городке. Главной задачей этого учреждения было накопление педагогического опыта и обеспечение его распространения среди военных учебных заведений, в том числе гимназий. В начале ХХ века музей вырос в Педагогическую академию, а в 1938 году встал вопрос о создании такого учреждения, как Институт усовершенствования учителей.
За прошедшие годы институт поменял не только статус. Содержательные моменты его деятельности тоже претерпели существенные изменения. Если раньше он являлся методическим учреждением, где не было науки, кафедр, а существовали только методические кабинеты, и собственно задача методиста заключалась лишь в помощи учителю при подготовке урока, то сегодня АППО – это и наука, и методика, и исследования, и учебная работа. Общее количество слушателей академии в 2006-2007 годах достигло 30 тыс. человек, из них 16104 в соответствии с планом-заказом органов управления образованием. Здесь обучаются более 200 аспирантов и докторантов. Как сообщил Степан Жолован, если два года назад слушатели могли воспользоваться 253 образовательными программами, проблемно-целевыми модулями, то сегодня академия может предложить более 600 программ и проблемно-целевых модулей. И не последнюю роль в расширении программного спектра сыграли запросы учителей. К примеру, учитывая пожелания педагогов, появилось такое новое направление, как «Рыночные технологии в образовании».
– Поскольку статус академии предполагает проведение научных исследований, то была создана кафедра социально-педагогических исследований, при академии есть аспирантура, докторантура, качественно работающий Диссертационный совет. У нас есть количество людей, защитивших кандидатские и докторские диссертации. Только в прошлом году появились два своих молодых доктора наук. Благодаря созданию Диссертационного совета у нас есть возможность формировать свои научные школы, и на сегодняшний момент мы имеем десять научных школ по всем проблемным направлениям развития современной школы.
– Степан Васильевич, какие это направления?
– Основные фундаментальные направления – это научная школа педагогики и андрагогики, научная школа естественно-научного образования, и этот блок сегодня в условиях профилизации школы очень востребован. У нас сильная научная гуманитарная школа, в которой создание системы гражданско-правового воспитания удостоено Премии Президента РФ. Традиционно хорошая школа подготовки управленцев, и кафедра управления и экономики образования всегда оставалась ведущей кафедрой.
Сейчас мы заложили фундамент для новой научной школы, которая будет заниматься начальным профессиональным образованием. Этот вопрос – приоритетный для академии, потому что в последнее время принят ряд важных постановлений по развитию системы начального профессионального образования. В рамках данного направления будут работать две кафедры: кафедра педагогики профессионального образования и кафедра непрерывного образования взрослых.
Не можем мы обойти вниманием дошкольное образование, предшкольное образование, причем тесно связанное с семьей. А это уже перинатальная педагогика, где на повестке дня стоит задача обучать будущих родителей, будущих бабушек и дедушек. Здесь мало дать соответствующие знания, нужно также обеспечить педагогическую среду соответствующими программами. Поэтому решением ученого совета в академии создаются две кафедры: кафедра дошкольного и начального образования и кафедра специальной (коррекционной) педагогики. Очень важно, чтобы в академии осуществлялось научно-методическое сопровождение решения данных проблем.
Кроме того, мы много работаем над развитием региональной системы оценки качества, и шесть из семи направлений этого вопроса ведут ученые АППО. Как строится эта работа? Мы пытаемся исследовать проблему на конкретной среде, то есть в образовательном учреждении, обработать ее аналитически и предложить руководству разные варианты решения данной проблемы. Деятельность кафедры социально-педагогических измерений, занимающейся этим направлением, вызывает интерес у других регионов: под ее руководством сегодня 39 регионов России работают в рамках исследования вопросов качества постдипломного педагогического образования. Причем, кроме наших российских регионов, туда входят Казахстан, Белоруссия, страны Балтии.
Вообще мы выходим за рамки традиционного понимания учреждения повышения квалификации, потому что в структуре академии недавно появился Институт развития профессионального образования. Именно он занимается проблемами начального и среднего профессионального образования. Там созданы новые кафедры, новые центры. Осуществляется научное руководство, в отдельных случаях – над образовательными учреждениями, в других случаях это отраслевое научное руководство по кластерам, приоритетным для развития образования в городе, в третьих случаях это методическое обеспечение. Применение такого многоуровневого подхода демонстрирует новое качество работы.
АППО является координационным центром региональной сетевой системы непрерывного педагогического образования. В эту сеть входит более 200 образовательных учреждений: ресурсных центров, школ-лабораторий и т.д. Кафедры проводят работу, и ресурсные центры на конкурсной основе получают некоторые модули тех программ, которые реализуются в АППО. К примеру, если есть сильное направление, связанное с гражданско-правовой системой воспитания, то образовательное учреждение становится опорной площадкой, ресурсным центром и на его базе проходят занятия с теми, кто обучается в АППО. И учителя, и руководители этого образовательного учреждения выступают в качестве педагогов.
Резюмируя, можно сказать, что на сегодняшний день лицо академии определяет не методист-практик, а ученый-исследователь. Для нас это новая ступенька к развитию. Не случайно за год мы с 71 человека увеличили штат до 143 человек профессорско-преподавательского состава, в основном за счет того, что перестроили внутреннюю структуру и по-другому выстроили методическую службу. Мы создали мотивацию, и у нас появились свои доктора наук. В составе АППО было 48 кандидатов наук, а сегодня их 82. Академия занимает четвертое место по кадровому потенциалу среди подобных учреждений России. Сегодня при поступлении на работу в АППО даже появился небольшой конкурс.
– И какой работник для вас приоритетен?
– На сегодняшний день нам нужен хороший практик, владеющий современными педагогическими технологиями и склонностями к исследованию. При этом мы, конечно, отдаем приоритет тем, кто защищался в академии или продолжает учиться в академии. Потому что есть мечта – создать силами аспирантов киберпространство «Школа ХХI века». Это своеобразный архив монографий, диссертаций, методических рекомендаций, посвященных проблемам функционирования современной школы, которые предназначены для оказания помощи руководителям и педагогам в решении конкретных проблем. Доступ к этому киберпространству должны иметь все, кто хочет эффективно работать. В чем смысл этой задумки? Допустим, у молодого руководителя есть проблема в школе: подготовка образовательной программы к очередному лицензированию. Он заходит на портал АППО, являясь его абонентом, вводит в киберпространство свой код и открывает раздел, где описаны все методические рекомендации подготовки образовательной программы. Ему остается только скачать это руководство к действию. Киберпространство на сегодня – нормальное управленческое решение, позволяющее эффективно работать всей системе образования.
Санкт-Петербург
Комментарии