На фоне не очень активного участия в конкурсе «Сто друзей» преподавателей экономики, права, граждановедения трудно критиковать их конкурсные материалы. Однако все-таки необходимо сформулировать несколько советов тем, чьи разработки не вошли в число лучших.
Нужно четче соотносить цели урока с формой его проведения. Если задача – познакомиться со статьями Всеобщей декларации прав человека и Конвенцией о правах ребенка, то не стоит проводить театрализованный урок. Эта форма не позволяет личностно включить ребенка в образовательный процесс, скрадывает содержание занятия.
Если вы присылаете в качестве конкурсного материала компьютерные презентации, внимательно отнеситесь к их созданию, возьмите в помощь специалиста и постарайтесь сделать их на высоком уровне.
Проигрывают и те материалы, в которых повторяются идеи известных авторов книг и программ, например, Якова Соколова и Александра Прутченкова. На конкурсе от участников ждут оригинальных идей!
Нельзя отправлять одну и ту же работу на разные конкурсы. Это уже не совет, а обязательное условие любого педагогического, и не только, состязания.
И наконец, о работах, которые привлекли внимание.
Учебный проект по теме «Маркетинг» – разработка Ольги Верещагиной, преподавателя истории, экономики, естествознания средней школы №8 города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа. Материал будет востребован учителями-практиками, эта тема есть в стандартах, но в большинстве учебников по экономике отсутствует.
Интересен также сценарий мероприятия «Зачем человеку права?» педагога из Лангепасского нефтяного техникума (Тюменская область) Светланы Поповой. Тема актуальна, генеральная цель не потеряна на всем протяжении занятия.
Самая интересная и полезная разработка по праву принадлежит группе учителей истории и обществознания из Всероссийского детского центра «Орленок» (Краснодарский край, Туапсинский район). Это замечательная подсказка – как реализовать правовое образование даже в отсутствие системного преподавания предмета.
Неделя правовых знаний «Я гражданин России» для учеников 7-10-х классов состоит из уроков «Я гражданин России», «Роль права в жизни общества», «Турнир знатоков права» Татьяны Ванюшовой, урока-практикума «Для чего я нужен России», урока-экскурсии «Я гражданин России», сценария «Коллективно-творческое дело «Время и мы», интеллектуального марафона «Гражданином быть обязан» Валентины Глущенко, тематического урока Вадима Дмитриева «Роль права в жизни общества», уроков «Конвенция о правах ребенка», «Брак. Условия вступления в брак», практикума «Как рассчитывается потребительская корзина», занятия «Право на труд у подростков» Ирины Панченко.
Александр МАРТЮКОВ, учитель экономики, директор Юбилейной средней школы, учитель года Вологодской области, Тотемский район, Вологодская область
Комментарии