Наше образование традиционно считается одним из самых сильных в мире. И тем не менее российская экономика плетется в хвосте, находясь на уровне африканских держав. В чем же проблема? Да прежде всего в разобщенности науки, образования и производства.
Молодой специалист, обладающий подчас невероятным объемом знаний, на практике оказывается совершенно беспомощным и, размахивая дипломом, не в силах самостоятельно работать еще на протяжении минимум двух-трех лет. У некоторых этот период адаптации и вовсе растягивается на неопределенное время. В большинстве случаев нет связи между школой и разными этапами профессиональной подготовки. У школы свои проблемы, у техникумов и профессиональных училищ – свои, ну а вузы зачастую отгораживаются от них непреодолимой стеной снобизма. Предприятия отмахиваются от студентов-практикантов – с ними ведь лишняя морока, – а в результате получают ни к чему не пригодных молодых специалистов. Сейчас же главное требование времени – интеграция на самых разных уровнях. Потому-то в утвержденном в прошлом году Плане действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы в разделе “Высшая школа” шла речь о создании университетских комплексов, которые включали бы в себя, кроме высших учебных заведений, начальные, средние, а также учреждения дополнительного образования, научно-исследовательские организации, проектно-конструкторские, инновационные и другие структуры. А 17 сентября этого года под номером 676 вышло постановление “Об университетских комплексах”. Чтобы узнать об этом подробнее, я встретилась с начальником Управления высшего профессионального образования Министерства образования РФ Юрием НОВИКОВЫМ.
– Возможны три модели университетских комплексов – университетский округ, ассоциация юридических лиц, а также университетский комплекс, являющийся юридическим лицом.
– А на каких принципах они будут создаваться?
– Главное – непрерывность и сквозной характер подготовки кадров на этапах довузовского, вузовского и послевузовского образования. Не обойтись и без единства учебного и научных процессов, это исключит организационные противоречия между участниками инновационной деятельности. Считаю, обязательно нужно вовлечь промышленность в выработку стратегии и тактики функционирования вузов. Студенты же должны заниматься исследованиями, конструкторскими и проектными разработками. Именно такие интенсивные технологии образования помогут им по-настоящему овладеть профессией. Нужно существенно увеличить срок стажировки студентов старших курсов в ведущих научно-исследовательских центрах, на предприятиях с высокоэффективной техникой и технологией. Это возможно, если первые 8 семестров студенты пройдут общеобразовательную и теоретическую подготовку по специальностям очно, а дальше они будут обучаться дистанционно. В процессе же трудовой деятельности каждый студент выполнит выпускную квалификационную работу на предприятии. Приобретая практические навыки, молодые люди смогут и подработать, и решить проблему дальнейшего трудоустройства. В стажировках студентов сейчас заинтересованы и сами предприятия: в жестких условиях экономического выживания они нуждаются в специалистах с минимальным сроком их адаптации к конкретным производственным условиям. Производственники теперь сами смогут реально оценить профессиональные, управленческие и просто человеческие качества своих будущих работников. Нужно также подключить к этой работе и специалистов высшей квалификации, в том числе аспирантов, соискателей и докторантов, объединив тематику их работ в единую научно-производственную программу, которая будет формироваться на основе потребностей и по заявкам предприятий.
На вопрос, какие университетские комплексы уже существуют, мне отвечает первый зам. министра образования РФ Василий ЖУРАКОВСКИЙ:
– На сегодня на базе нескольких университетов уже сформированы университетские комплексы, они включают в себя образовательные учреждения различного уровня (колледжи, институты, структуры послевузовского и дополнительного профессионального образования), а также научно-исследовательские и проектные институты. На предприятиях создаются базовые лаборатории для совместных научно-исследовательских работ студентов. Так что молодые люди смогут реально включиться в производственный процесс уже в период обучения. У предприятий тоже есть своя выгода: они обновляют оборудование лабораторий по специальностям, а также расширяют возможности по организации практики и трудоустройству выпускников. По существу, университетскими комплексами можно назвать МГУ, МВТУ имени Баумана, Санкт-Петербургский университет.
В регионах также много университетов, имеющих хорошую комплексную систему. Мы стараемся их поддерживать. Они объявлены федеральными площадками. Это Южно-Российский технический университет, три казанских вуза – госуниверситет, технологический и технический университеты. На примере одного региона отрабатываются все три модели учебного комплекса: учебный округ – Казанский университет, единое юридическое лицо – технологический университет, в него вошли два научно-исследовательских института, целый ряд филиалов и предприятий, и, наконец, ассоциации – ее центр Казанский технический университет. Эти модели будут совершенствоваться. Опыт уже существующих комплексов, в том числе учебного округа МГУ, которому больше 10 лет, использован в подготовленном положении. Основная задача сейчас – чтобы создание университетских комплексов не стало просто модой, а способствовало реальному повышению качества обучения и развитию научных исследований.
– Что же, на ваш взгляд, поможет созданию комплексов?
– Введение государственного заказа на подготовку специалистов, предусмотренное этим же постановлением правительства. В нем говорится, что заказы будут размещаться и финансироваться на конкурсной основе. Более конкурентоспособными будут те вузы, у которых есть образовательный и научный потенциал, те, кто имеет связь с руководителями предприятий. Многие педагогические вузы (Ростовский, Волгоградский, Алтайский) формируют образовательные округа в ассоциации. Из технических вузов динамично развивается, к примеру, Южно-Российский университет в Новочеркасске – близкий к идеальному учебно-инновационный комплекс, где мощно представлены разные образовательные уровни, серьезная наука и целая сеть инновационных структур. Постановление должно стать толчком для многих современных университетов. Теперь они могут не только вести образовательную деятельность, но и помогать развитию экономики в своих регионах. А значит, создание университетских комплексов решит многие проблемы, связанные с подготовкой студентов и их быстрой адаптацией к работе на производстве, поможет уменьшить отъезд молодых специалистов из региона, а также привлечет ресурсы предприятий для развития вузов. В итоге все это создаст возможность в кратчайшие сроки восстановить интеллектуальный потенциал предприятий и обновить производство за счет наукоемких технологий.
Светлана РУДЕНКО
Комментарии