Нынешней весной в одном из судов Лондона рассматривался иск, поступивший от 32-летней Эми Блэкберн, преподавательницы средней школы из Ислингтона, одного из центральных районов столицы.
Той самой школы, куда в свое время британский премьер-министр Тони Блэр отказался определить на учебу своих детей, несмотря на то, что Ислингтон Грин скул наиболее подходила им по местожительству.
Правильно сделал, что отказался: дисциплина в этом учебном заведении, судя по всему, далеко не на высшем уровне. И это еще мягко сказано. Потому как если верить показаниям, предъявленным суду главой департамента географии Ислингтон Грин скул, то само пребывание в стенах сего учебного заведения далеко не безопасно: хулиганские выходки питомцев Ислингтон Грин угрожают если не лишить человека жизни, то искалечить уж точно. Впрочем, мисс Блэкберн настаивает на том, что ее ребенка школьные хулиганы лишили жизни – ее так и не родившегося ребенка. Выкидыш, который случился у нее, Эми напрямую связывает с пережитым ею в период беременности происшествием, повергшим молодую женщину в абсолютный шок: услышав как-то во время занятий шумные крики, доносившиеся из соседнего класса, мисс Блэкберн зашла туда, чтобы узнать, что происходит. Однако едва учительница шагнула на порог, как воинствующие ученики-молодчики толкнули ее с такой силой, что она отлетела к стене, а потом рикошетом ударилась о дверь.
Вторая беременность Эми Блэкберн протекала уже в состоянии непреходящего напряжения и страха, что нечто подобное может опять повториться. Потому как дисциплина в школе, где ей приходилось ежедневно работать, продолжала катиться вниз. В один злополучный день беременная учительница вынуждена была вмешаться в драку, чтобы разнять затеявших ее учеников. Исходом ее миротворческой деятельности стал сильный удар в живот, который нанес ей один из дерущихся мальчишек. Пришедшая в ужас от страшной перспективы вторичного выкидыша или травмы младенца, мисс Блэкберн бросилась в такси и помчалась в ближайший госпиталь. Рассказывая на суде о том страшном для нее дне, Эми вспоминала: “Всю дорогу до больницы я прислушивалась, шевелится ли мой ребенок. Но никаких его движений не чувствовала. И я поняла, что он мертв”.
К счастью, тесты, сделанные в больнице, успокоили потерявшую голову, отчаявшуюся женщину: ребенок не был травмирован. После родов мисс Блэкберн прекратила свою работу в школе, хотя потеря преподавательской зарплаты в 32 тысячи фунтов стерлингов годовых стала весьма ощутимым ударом по бюджету семьи. Но что бюджет в сравнении с ежедневным кошмаром пребывания в стенах школы, где, по словам мисс Блэкберн, она постоянно ощущала опасность получить травму или увечье. Однажды ученик Ислингтон Грин скул запустил в нее камнем. Еще какое-то время спустя Эми получила от учащегося школы угрозу расправы…
Впрочем, глава департамента географии Эми Блэкберн стала далеко не единственной жертвой хулиганских выходок со стороны учащихся Ислингтон Грин скул. Одну из ее коллег ученик оскорбил похабной выходкой. Другая учительница обнаружила в кармане своего пальто фекалии…
“Преступное поведение учеников в нашей школе приняло размах эпидемии”, – сказала на суде Эми Блэкберн. В чем видит педагог причину столь вопиющей ситуации? Прежде всего – в отсутствии адекватных санкций. Иначе говоря, в отсутствии мер и методов, позволяющих обуздать распоясавшихся молодчиков, а затем и примерно наказать их.
В том, что дисциплина в школах хромает на обе ноги, согласны 80% британских педагогов. И те, кто лично на себе испытал насилие и издевательства со стороны своих учеников, и те, кто, размышляя над проблемой в целом, усматриваyет перспективу для британской школы отнюдь не розовую, если распоясавшемуся хулиганству в учебных заведениях страны не будет положен решительный конец. Как было доложено руководством профсоюзов британских учителей комитету по образованию палаты общин британского парламента со ссылкой на результаты проведенных недавно исследований, поведение детей в школах страны за последнее десятилетие значительно ухудшилось.
Занявшая год назад министерское кресло в департаменте образования и занятости Британии Эстелль Моррис заявила, что в период ее пребывания на этом посту главной задачей для себя министр наметила поднять дисциплину в школах. И министра можно понять: ведь именно от этой самой дисциплины, а вернее, ее отсутствия, и вьется веревочка множества других бед, среди которых – острая нехватка преподавательских кадров. Никакие коврижки, в числе коих и повышающиеся время от времени зарплаты, не заманивают педагогов в классы. Причина – невыносимая обстановка в школе, вызванная мерзейшим поведением учащихся. И действительно, кому охота рвать свои нервы в клочья, урезонивая невменяемых к любого рода словесным увещеваниям подростков? Кому не надоест красться из учительского буфета в комнату отдыха с чашкой чаю, вжимаясь в стену школьного коридора из боязни получить толчок от несущихся прямо на тебя подростков – тех самых твоих учеников, что готовы с радостью опрокинуть этот горячий чай на несчастную учительницу? “Это ежедневно и это унизительно, – с горечью рассказывала мне о своих рабочих буднях учительница одной из лондонских школ. – Однажды я поймала себя на том, что, когда новый ученик моего класса вдруг уступил мне дорогу при входе в кабинет, я от неожиданности просто растерялась и даже залилась краской, как если бы произошло что-то чрезвычайное. А дома муж стал говорить мне, что я сильно повышаю голос, когда разговариваю. И я поняла, что это у меня выработалась такая привычка – чтобы можно было перекричать чудовищный шум, стоящий в школьных коридорах…”
Этой учительнице повезло. Она в конечном счете нашла место в добропорядочной частной школе для девочек, где большая часть учениц происходит если и не из титулованных, то по крайне мере интеллигентных и материально обеспеченных семей. Но такое везение выпадет далеко не всем. В стране куда больше государственных школ, нежели частных. И в них немало детей из семей, где родители не работают, проживая в антисанитарных условиях, пьянствуя и употребляя наркотики, а то и совершая преступления. И в доме у этих ребят нет ни одной книжки, потому что родители их неграмотны или полуграмотны или же грамотность не желают признавать, а посему и на обучение своих отпрысков смотрят как на “обязаловку” и только. И как быть в школе с этими детьми и подростками, которые в большинстве своем и формируют ряды школьных хулиганов?
По словам Найджела де Гручи, генерального секретаря Национального союза учителей Британии, отклоняющееся поведение в классах проистекает из нестабильности домашней среды, и многие дети “целиком и полностью не поддаются контролю” уже в трехлетнем возрасте, когда их приводят в детский сад. “Мы не можем винить за это учителей, – сказал мистер де Гручи, – корни антидисциплины кроются в нездоровом семейном климате”.
Что намерена, тем не менее, предпринять школа для восстановления стандартов нормального поведения учащихся? На состоявшемся в конце апреля правительственном саммите было решено выделить 16 миллионов фунтов стерлингов специально на кампанию по укреплению дисциплины в школах. Прежде всего эти деньги пойдут на борьбу с прогульщиками: на финансирование рейдов по их отлову, которые будут с особой интенсивностью проходить в тех регионах страны, где наблюдается разгул подростковой преступности. Директорам школ предоставляются более широкие полномочия в борьбе с нарушителями дисциплины. Также на конференции британских педагогов их профсоюзными лидерами был предложен целый пакет мер. Самым экстраординарным из оных стало предложение использовать в классах для усмирения особо распоясавшихся подростков… вышибал! Вошедших в раж учеников, не поддающихся никаким словесным увещеваниям, предложено “вышибать” из класса на десять минут, а в отдельных случаях и на полчаса, чтобы они смогли остыть и прийти в себя. Учитель же за это время сможет восстановить порядок на уроке. Национальный союз учителей Британии предложил, чтобы работающие в классах параллельно с учителем помощники, выполнявшие доселе, как правило, роль технических подручных или же время от времени заменявших отсутствующего на уроке преподавателя, взяли на себя отныне новые функции – ассистентов, отвечающих за поведение учащихся на уроке. Иными словами, чтобы порядок в классе обеспечивал не преподаватель, а именно его ассистент. Последнее предложение звучит особенно обнадеживающим в контексте намерения правительства рекрутировать в школы тысячи дополнительных классных ассистентов. Министерство образования в настоящее время разрабатывает схему, позволяющую подготовить ассистентов к предстоящей им деятельности. Что же касается других идей, высказанных профсоюзом, то министерство образования обещало их “внимательнейшим образом рассмотреть”.
А покуда рассмотрение идет, педагоги изобретают все новые и новые методики по укреплению дисциплины своих учеников. Так, преподаватель одной из британских школ учредила у себя в классе… суд! Причем в судейские мантии облачаются сами нарушители дисциплины. И жюри присяжных также состоит из ребят все того же класса. И что же “судьям”-нарушителям надлежит делать? А надлежит им “судить” за плохое поведение самих себя. Причем по всей строгости закона. Первые результаты школьного “самосуда” выглядят весьма обнадеживающе. Потому как, войдя в роль солидных стражей закона, многие школьные дебоширы уже оказываются не в силах с ней расстаться – и тогда хулиганству приходит конец. Наступает торжество дисциплины и порядка, что, собственно, и требовалось доказать.
Ольга ДМИТРИЕВА
Лондон
Комментарии