Советов в образовании много и разных. Все они анализируют, обобщают, предлагают и делят деньги, если они есть. Если же денег нет, то констатируют, что системе образования крайне необходима определенная сумма, без которой, понятно, “невозможно реализовать задачи улучшения, обновления, внедрения, развития…”
Стратегию развития образования и бюджет на 2001 год разрабатывали параллельно. Стратегию правительство приняло. Средства на ее реализацию в бюджет не заложило. У аграрников есть свое лобби, выбивающее у правительства и парламента деньги на сельское хозяйство. Есть свои лоббисты и у военных. Есть в верховных эшелонах власти свои защитники интересов нефтегазового комплекса. В августе родилась организация, которая впервые в новейшей истории России провозгласила своей целью “лоббирование интересов образования в бюджетном и законодательном процессах”. Она также будет собирать благотворительные средства для финансирования образовательных проектов и привлекать средства и экспертов международных организаций и фондов для помощи российскому образованию. Назвали новую организацию Российский общественный совет развития образования. В него вошли люди различной политической ориентации, с различными взглядами на отдельные составляющие образования. Среди членов совета Ирина Хакамада, вице-спикер Госдумы, и Иван Мельников, председатель Комитета Госдумы по науке и образованию, Михаил Ходорковский, президент акционерного общества ЮКОС, и Геннадий Ягодин, ректор Международного университета, Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики. Координатором совета избран член-корреспондент РАН Андрей Кокошин.
На втором заседании совета, которое состоялось 7 сентября, речь шла о необходимости увеличить бюджетные расходы на образование в 2001 году на 5 миллиардов рублей. Эти средства в первую очередь должны пойти на обновление информационной и материально-технической базы, в том числе на поставку в учебные заведения комплектов оборудования для компьютерных классов с выходом в Интернет, книжных и журнальных фондов и оборудования для обычных и электронных библиотек, комплектов учебного оборудования для инженерных и естественно-научных специальностей вузов, начальных и средних специальных учебных заведений. На эти цели необходимо 3,6 миллиарда рублей. Во-вторых, нужны средства на поддержку учебно-методических инноваций и развитие научно-педагогических кадров в профессиональном (0,5 млрд. руб.) и общем образовании (0,2 млрд. руб.), то есть на создание, а точнее, на укрепление в системе образования внутреннего потенциала развития. И в-третьих, требуются деньги для экспериментальной отработки единого государственного экзамена и на разработку нового содержания общего образования (0,5 млрд.руб). На заседании совета подчеркивалось, что таким образом будет “решена триединая задача обновления материальной базы, повышения качества кадрового потенциала, обновления содержания (иначе говоря, кто учит, чему учит и на чем учит)”. Но где взять деньги? Необходимо сформировать в федеральном бюджете на 2001 год специальный целевой фонд, направив в него не менее 4,8 млрд. рублей. Это можно сделать, внеся дополнения в проект закона “О федеральном бюджете на 2001 год”. Или в статью, предусматривающую включение в состав федерального бюджета средств внебюджетных фондов, необходимо включить Федеральный фонд развития образования (в размере 4 800 000 тыс.рублей), предусмотрев источники формирования данного фонда. Или внести такой пункт: “Статья ХХ. Образовать в составе расходов федерального бюджета на 2001 год Фонд развития образования в сумме 4 800 000 тыс. рублей в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на развитие образования. Установить, что средства Фонда развития образования расходуются на:
– обновление информационной и материально-технической базы учебных заведений;
-проведение работ по разработке нового содержания общего образования;
-проведение эксперимента по внедрению единого экзамена;
-поддержку учебно-методических инноваций и развитие научно-педагогических кадров в профессиональном и общем образовании.
Определить главным распорядителем средств Фонда развития образования Министерство образования Российской Федерации, которое осуществляет выделение средств указанного фонда в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации”. При этом необходимо предусмотреть в бюджете соответствующее увеличение бюджетных ассигнований на образование или указать иной источник формирования фонда. Поскольку это является обязательным условием включения дополнительных расходов в бюджет.
Другой инициативой совета являются внесение поправок в Налоговый кодекс, обеспечивающий льготное налогообложение спонсоров образовательных учреждений.
Петр Положевец
Р.S.Мы будем постоянно рассказывать под новой рубрикой “Кто против?” о том, как политики и депутаты, журналисты и бизнесмены выбивают у власти деньги на образование.
Комментарии