search
main
0

Требовательность vs уважение

Как воспитать родителей

Все мы в течение жизни получаем знания – сначала в школе, затем в институте, учимся своей профессии. Но многие ли родители учатся работе родителя, задумываются о методах и проблемах воспитания своего ребенка, просто осознают ответственность быть родителями?..

Михаил НЕЧАЕВ

 

Школа должна помочь

Нередко многие родители проявляют недостаточную грамотность в вопросах развития и воспитания своих детей, и это совсем не зависит от того, есть ли у родителей высшее образование. Можно прочитать много специальной литературы, иметь высшее образование, но все это не будет гарантией успешного воспитания ребенка, взаимопонимания и взаимного доверия между родителями и детьми. Поэтому школа должна оказывать родителям необходимую научно-методическую помощь, развивать культуру семейного воспитания. Сегодня педагоги ищут эффективные способы разрешения этой проблемы, определяют вариативное содержание и новые формы педагогического просвещения родителей обучающихся.

В чем, в каких проблемах может помочь школа? Круг этих проблем довольно разнообразен и широк, условно их можно разделить на три основные группы. Во-первых, это проблемы, связанные с целями и содержанием воспитательной работы семьи и школы. Во-вторых, проблемы стимулирования обучающихся в семье к работе над своим личностным развитием. В-третьих, проблемы учета половозрастных и индивидуальных особенностей обуча­ющихся в процессе семейного воспитания.

Общеизвестно, что многие родители беспокоятся лишь о повышении успеваемости детей и не уделяют должного внимания другим сторонам их развития. Поддерживая тесные связи с семьей, учителя-предметники и классные руководители имеют возможность глубже изучить интересы, увлечения, образовательные и личностные потребности детей, корректируя и развивая их в нужном русле. В то же время образовательная организация нуждается в том, чтобы родители обучающихся поощряли творческие занятия детей, с должным пониманием относились к их участию в работе кружков, секций и клубов по интересам, внеурочной деятельности, помогали им в создании домашних рабочих уголков, условий для содержательного досуга.

Современная общеобразовательная организация должна не только поддерживать тесные связи с семьей и общественностью, но и активизировать воспитательную деятельность родителей, повышать у них чувство ответственности за результативность воспитания собственных детей.

 

Как родители могут поддержать педагогов

Воспитание родителей – сложный и даже щепетильный вопрос, потому что это проникновение извне, а не каждый родитель готов к этому. К тому же проблему воспитания родителей можно назвать парадоксальной: при всей важности проблемы педагоги, но чаще всего родители, ее не замечают. Или не хотят замечать.

В узком значении воспитание родителей – это накопление педагогических знаний. Но задача педагога не только дать педагогические знания родителям, но и подвести их к пониманию педагогических принципов, к умению анализировать воспитательные явления и предугадывать последствия воспитательных мер.

Важно помнить, что конечная цель воспитания родителей – благополучие, здоровье и счастье всей семьи.

Родители обучающихся должны помогать школе готовить высокообразованных, инициативных и компетентных граждан нашего Отечества, содействовать формированию у них принципиальности и прогрессивных убеждений. Взаимодействие семьи и школы в этом направлении должно охватывать широкий ряд вопросов воспитания и развития детей. Очень важно, чтобы родители обуча­ющихся глубоко осознавали целевые установки современного воспитания, в основе которого лежит необходимость гражданского становления личности, и уделяли серьезное внимание не только учебным достижениям детей, но также проявляли постоянную заботу об их трудовом, физическом, духовно-нравственном, экологическом и эстетическом воспитании.

Жизненная практика подтверждает, что наиболее эффективно развиваются дети, родители которых умеют поддерживать в семье благоприятный психологический микроклимат и служат для них образцом и положительным примером трудолюбия, профессионализма, доброжелательности и высокой общественной активности.

Те же дети, в семьях которых не достигнуто согласие между родителями и главенствует обстановка недоброжелательности и нервозности, часто приходят в школу с плохим настроением, с трудом сосредоточиваются на восприятии изучаемого предметного материала, не имеют необходимых условий для домашнего учения и самоподготовки к учебным занятиям.

 

Общие задачи учителей и семьи

Задача родителей – развивать у своих детей здоровые духовные потребности и широкую сферу интересов. В этом смысле большое значение имеет та нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Если у родителей преобладают вещностные интересы и постоянная забота о поисках материальных выгод и благ, если личный расчет затеняет гражданский долг и чувства, это весьма отрицательно сказывается на гармоничном воспитании детей. Вот почему педагогам следует проводить целенаправленную просветительскую работу с родителями.

Необычайно высокий эффект в семейном воспитании дает умелое использование принципа требовательности в сочетании с уважением и гуманным отношением к детям.

Задача педагогов – ориентировать родителей обучающихся на внимательное отношение к своим детям. Необходимо учитывать их запросы, потребности и интересы, связанные с чтением художественных и научных книг, просмотром образовательных телепередач, а также с их участием в мероприятиях художественно-эстетической и спортивно-оздоровительной направленности. Действенным стимулирующим фактором личностного развития обучающихся является также и создание трудовой атмосферы в семье. Семья должна быть организована по типу трудового коллектива, в котором дети вносят свой посильный вклад в создание материального благополучия и умеют соизмерять свои потребности с общим материальным достатком семьи. Весьма значительную роль в побуждении обучающихся к выработке и совершенствованию своих личностных качеств играет контроль семьи за их поведением: важно следить за выполнением детьми режима дня, знать, с кем они дружат и общаются, где и как проводят свой досуг, побуждать к аккуратному и повседневному выполнению школьных домашних заданий.

Наконец, много сложных вопросов включает проблема учета гендерных, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в процессе совместной работы семьи и школы. К сожалению, значительная часть родителей не всегда с пониманием относятся к тем изменениям, которые накладывают возраст и индивидуальные черты характера на поведение детей и их учебную деятельность. Иногда бывает, что в семье не учитывают того, что подростки уже тяготятся излишней родительской опекой и стремятся к проявлению самостоятельности и собственной индивидуальности, что происходящие в их организме физиологические процессы периодически сопровождаются повышением нервозности и раздражительности.

Серьезные вопросы встают перед родителями в деле учета индивидуальных особенностей и интересов детей. Далеко не все родители бережно относятся к склонностям обучающихся, когда речь идет о внеурочной деятельности, кружковых и секционных занятиях, литературных увлечениях и участии в спортивно-массовой работе, проводимой в школе. В некоторых семьях не создают должных условий для трудовых занятий детей, не всегда поощряют их стремление к практической деятельности в сфере материального производства и самообслуживанию. Между тем правильный подход родителей к этим вопросам создает благоприятную основу для интенсивного развития и воспитания детей как в семье, так и в учебном заведении.

 

Технологии воспитания

В педагогической науке разработаны технологии, призванные помочь учителям и классным руководителям воспитать родителей обучающихся.

Формы работы могут быть разными в зависимости от способов организации совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетать как коллективные, групповые, так и индивидуальные способы взаимодействия с родителями.

Основные методики этой помощи: организационно-педагогическая работа с родителями; педагогическое просвещение; систематическая индивидуальная работа по повышению качества обучения и воспитания детей.

Говоря о вышеперечисленных формах, мы подошли еще к одной проблеме – наличие педагогов-профессионалов, готовых и способных вести системную воспитательную работу с родителями. Все ли педагоги грамотно работают с родителями? К сожалению, нет. Качество работы с родителями зависит от уровня профессиональной компетентности педагога, от его стремления расти и профессионально совершенствоваться.

Часто классный руководитель хочет казаться хорошим, а это, по его мнению, не создавать проблем родителям, не сообщать им о существующих трудностях обучающихся. Такие классные руководители не хотят лишний раз тревожить родителей. Но рано или поздно накопившиеся проблемы прорываются, и тогда родители (когда их приглашают уже на педсовет или психолого-педагогический консилиум) спрашивают своего классного руководителя: «Почему вы не сообщали мне о проблемах? Вы говорили, что все хорошо».

Потому что педагогам так легче, ведь работа с родителями, с семьей требует много времени, душевных и эмоциональных затрат.

Но кто, как не педагог, особенно классный руководитель, подскажет родителям обуча­ющихся, в каком направлении двигаться в воспитании детей, как лучше понять своего ребенка и уметь предвидеть проблему? Ведь педагог видит ребенка с несколько другой стороны, чем его родители. Часто педагоги больше времени проводят с детьми, чем их родители. Работу опытного педагога с семьей можно сравнить с работой врача, который опытным взглядом способен оценить состояние пациента, прогнозировать развитие ситуации и разрешить проблему.

По данным многочисленных социологических опросов и наших наблюдений, около 30% педагогов выражают озабоченность тем, что ребенок в семье воспитывается недолжным образом. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Одновременно родители не очень положительно оценивают действия педагогов. Некоторые из них отмечают, что у педагогов недостаточный профессиональный уровень, не все учителя обладают высокими моральными качествами. Попав в своеобразные ножницы между семьей и школой, обучающиеся вынуждены хитрить, лавировать, приспосабливаться, что приводит в конечном счете к нарастанию проблем.

В преодолении трудной педагогической проблемы воспитания родителей классному руководителю необходимо непрерывно совершенствоваться и постоянно работать с семьей.

Михаил НЕЧАЕВ, профессор кафедры методики воспитания и дополнительного образования Академии социального управления, доктор педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте