Утверждение федерального государственного образовательного стандарта второго поколения для начальной школы 6 октября 2009 года заставило всех учителей начальных классов обратиться к этому документу и задуматься о перспективах своей профессиональной деятельности. Какие изменения ожидают школу в ближайшее время? Чем будет отличаться работа по новому стандарту? Как эти изменения отразятся на деятельности каждого конкретного педагога?
1 сентября 2010 года 97 школ Московской области живут в режиме введения федерального государственного образовательного стандарта. Эти школы взяли на себя нелегкую миссию первопроходцев, первооткрывателей, пионеров, по стопам которых уже в 2011 году пойдут все первоклассники из полутора тысяч образовательных учреждений. Как же проходил отбор, по каким критериям отбирались эти 97 школ? Нет, не самые лучшие, самые укомплектованные и имеющие идеальные условия для введения ФГОС, как многим показалось вначале. Смысл отбора был иной – посмотреть, как справятся с нововведением самые разнообразные школы – от гимназий и лицеев с углубленным изучением отдельных предметов до ничем не примечательных школ-двухсменок из рабочих районов и стареньких сельских школ постройки начала прошлого века. Цель – отработать механизмы введения ФГОС в разных условиях, найти пути выхода из затруднительных ситуаций, чтобы потом предоставить некий алгоритм действия в подобных обстоятельствах для других коллег, идущих следом. В целях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и во исполнение приказа Министерства образования Московской области от 08.07.2010 года №1561 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с 1 сентября 2010 года в стенах Педагогической академии была создана региональная группа, состоящая из сотрудников академии, инициативных учителей, завучей и методистов области. Эта региональная группа и провела всю пропедевтическую работу научно-методического характера по введению ФГОС в школах Московской области. Как показал анализ компонентов стандарта, для внедрения ФГОС необходима специальная подготовка всех субъектов образования (педагогов, родителей, учащихся) к пониманию его структурных, содержательных и технологических компонентов. Наиболее остро эта проблема стоит в отношении педагогических кадров, поскольку работа по новым стандартам потребует от них пересмотра целого ряда основополагающих позиций, определяющих содержание и стиль их профессиональной деятельности. Современному учителю нужно современное педагогическое мировоззрение, где нет места словам: УЧЕНИК ДОЛЖЕН. Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, он должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию. На создание таких условий в обучении должны быть направлены все профессиональные знания, умения и навыки педагога, они должны стать показателем его профессиональной компетентности.Здесь вполне уместно говорить не просто о повышении квалификации педагогических кадров, а о целостной системе профессиональной переподготовки к работе по новым стандартам.Наиболее актуальными направлениями этой работы нам представляются следующие:- повышение мотивации и стимулирование педагогов, внедряющих ФГОС на муниципальном и региональном уровнях; – оптимизация процесса освоения учителями содержания ФГОС на основе применения разнообразных форм повышения квалификации и переподготовки;- организация методической работы по совершенствованию способов профессиональной деятельности и расширение спектра профессиональных возможностей педагогов в процессе внедрения ФГОС. С приходом в школу новых стандартов многое должно измениться. В первую очередь меняются цели образования. Школу часто упрекают в том, что она не готовит ребенка к жизни. И школьная успешность сама по себе не обеспечивает социальную успешность в дальнейшем. Поэтому целью образования перестали быть только прочные предметные знания. В ФГОС декларированы цели гармоничного развития личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающей ключевыми компетентностями, способной к ответственному поведению и самореализации в современном ей обществе. У выпускника школы должны быть сформированы основы гражданской идентичности, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, ответственность за общее благополучие, система общечеловеческих ценностей, мотивационная основа учебной деятельности и способность к самооценке. Отсюда следует, что для выпускника перестает быть актуальным прежний призыв: «Забудьте все, чему вас учили в школе!» Он должен смениться новым: «Вспомните все, чему вы научились в школе!»Сформировать компетентную, социально успешную, ответственную личность может только компетентный учитель. Какими же компетентностями должен обладать педагог, приступающий к работе по новому стандарту? Будем исходить из того, что никто не может научить тому, чем не владеет сам. Отправной точкой определения требований к компетентности учителя являются требования к ученику: является ли учитель гармонично развитой личностью; интегрирован ли он в мировую и национальную культуру; обладает ли ключевыми компетентностями; способен ли к ответственному поведению и самореализации в современном ему обществе.Первоочередной задачей определения готовности учителя к работе по новому стандарту является диагностика наличия указанных качеств. Ведущими методами определения их наличия были самоанализ и самооценка, собеседование, наблюдение, результаты внутришкольного контроля и их интерпретация, анкетирование учащихся и их родителей, интервьюирование субъектов образования, рейтинг, экспертная оценка коллег. На основании полученных результатов был проведен анализ и сделаны выводы, которые с очевидностью показали, что подавляющее большинство учителей в значительной степени обладает необходимыми качествами. Однако каждый педагог отметил недостаточную сформированность компонентов или отдельных компетентностей в целом. Анализируя ключевые компетентности педагогов, мы исходили из того, что они представлены пятью группами (Совет Европы, 1996 год, Берн): образовательная; информационная; коммуникативная; социальная; толерантность.Наиболее значимыми среди профессиональных личностных новообразований у педагогов в процессе внедрения ФГОС являются следующие характеристики:- неформальное признание ученика субъектом собственного образования;- отказ от авторитарной позиции учителя в обучении;- готовность к скрытому руководству деятельностью учащихся;- толерантность, готовность к принятию различных точек зрения субъектов образования на обсуждаемые вопросы;- оптимистичный взгляд на перспективы развития образования. С 1 сентября 2011 года образовательные учреждения Московской области начинают работу по федеральному государственному образовательному стандарту в штатном режиме. Сотрудники научно-методического центра содержания образования Педагогической академии планируют осуществлять научно-методическое, педагогическое консультативное и информационное сопровождение работы по новому стандарту, оказывать помощь учителям начальных классов в освоении нового содержания начального образования, реализации деятельностного, компетентностного подхода, в достижении трех групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. Научно-методическое сопровождение будет включать: разработку различных методических рекомендаций, облегчающих работу учителей, руководителей образовательных учреждений по новому стандарту, проведение семинаров, «круглых столов», научно-практических конференций. Педагогическое сопровождение будет выражаться в проведении курсовой подготовки учителей начальных классов, заместителей директоров и директоров школ, методистов муниципальных методических служб Московской области.Также предполагается создание ресурсных центров и пилотных образовательных учреждений, на базе которых будет проводиться экспериментальная и апробационная деятельность по освоению инновационных технологий и нового содержания в соответствии с ФГОС. Результаты этой работы будут внедряться в широкую педагогическую практику Московской области.Любой стандарт предъявляет определенные требования прежде всего к деятельности учителя. Очень хотелось бы, чтобы эти требования были согласованы не формально, а по сути с содержанием образования, его объемом и уровнем предъявления учащимся, с условиями организации и протекания образовательного процесса, с требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки учащихся. Чтобы вся эта система требований не легла тяжким грузом на учительские плечи, а была равномерно распределена между всеми субъектами образования, заинтересованными министерствами и ведомствами, обществом и государством.Елена ЧЕРНОБАЙ, проректор по науке Педагогической академии последипломного образования
Комментарии