search
main
0

Травы Михайловского

В школе радостное событие. Наши шестиклассники едут в Михайловское. Скоро перед ними откроются просторы природы, воспетые Пушкиным. Впервые соприкоснутся ребята не по сказкам и стихам со святыней русской культуры, местами, где жил и творил великий поэт.
Для меня, педагога изо, представляется возможность провести комплекс занятий, включающих в себя прогулки на природе, эстетическое осмысление ее, введение литературного материала, музыки, произведений изобразительного искусства. Эти уроки должны побудить детей к собственному сочинению, вызвать творческое рисование.
Какие поставить задачи, чтобы то, что они увидят в Михайловском, пробудило в них желание к самостоятельному творчеству? Как подготовить их, чтобы через много лет, став взрослыми, захотели они вновь увидеть эти места, показать их своим детям? Какое напутствие и задание дать им в дорогу?

Много уроков и занятий мы посвятили составлению композиций: весной и летом – из трав и цветов, осенью – из осенних листьев. Так пусть же травы Михайловского станут темой детских композиций.
Перед поездкой, на занятии кружка, предлагаю детям принести стихи о травах, отрывки из литературных произведений, открытки с древними архитектурными памятниками. Желающих почитать свои любимые стихи в этом классе всегда много. Тесное взаимодействие, понимание и сотрудничество объединяют нас с учителем литературы. Это помогает в создании комплексных уроков.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть
свобода,
В ней есть любовь, в ней есть
язык…

Ф.И.Тютчев и А.С.Пушкин особенно любимы детьми.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы
хрустальный
И лучезарны вечера…

– Удивительно красивые стихи. Какую музыку вы слышите в этих стихах?
– Грустную, тихую, плавную.
– А музыку каких композиторов хотели бы вы сейчас послушать?
– Чайковского, Вивальди, Штрауса…
Под “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского просматриваем картины художников-пейзажистов, открытки с видами Михайловского, с храмами и монастырями Псковщины, со знаменитыми постройками владимиро-суздальской земли.
– Как вы думаете, какая тема волнует и объединяет и композитора, и поэта?
– Можно ли сказать, что они художники и одинаково любуются родной природой в своих произведениях?
– Постарайтесь увидеть, услышать, почувствовать это единение в живой природе. У поэта такое же любование природой, как у художника, только выраженное словом. Послушайте:

Я твой: люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках
шумят.

– Напишите небольшие рассказы, стихи о своих впечатлениях. И пусть это будет для вас первым заданием.
Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждают в нас, – продолжают читать дети.
Вот вам и второе задание. Из цветов и трав Михайловского, которые еще помнят Пушкина, мы создадим композицию. Соберите цветы и травы, только не забудьте мысленно представлять свою работу – выразительную композицию:
подумайте, как вы разместите свой букет на бумаге;
определите общий силуэт композиции. Он должен иметь форму, приближенную к простым геометрическим фигурам (овал, круг, квадрат, прямоугольник);
подумайте, какая веточка или цветок будут центральными. Ведь центр является активной частью плоскости;
одного цветка или веточки недостаточно. Какие травы будете добавлять для равновесия и красоты?
подберите растения, контрастные по форме, цвету. Рядом с прямой веточкой красиво смотрится растение с изгибом.
Таким напутствием я закончила свой урок.
* * *
Мы так долго мечтали о поездке в Пушкинские Горы, готовились, читали воспоминания Семена Гейченко… И вот наша мечта сбылась: мы прибыли на древнюю псковскую землю, посетили Тригорское, прошли по уютным тропинкам его парка, а сегодня наш маршрут – Михайловское и его окрестности. Ребята с удовольствием согласились на пешеходную экскурсию.
Мы так много говорили о Михайловском, что нам показалось, будто мы здесь уже бывали. Все знакомо, все узнаваемо.
Здесь на каждом шагу сами собой вспоминаются пушкинские строчки, здесь живет поэзия, и каждый приезжающий становится ее гостем.
От Михайловского по узкой тропинке мы спускаемся в долину живописной Сороти, идем мимо мельницы и поднимаемся на вершину Савкиной горки.
Дух захватывает от красоты и умиротворенности, посреди которых оказались мы.

Давно, усталый раб, замыслил
я побег
В обитель тайную трудов
и чистых нег…
– Как вы думаете, – спрашиваю я ребят, – почему именно здесь хотел поселиться к концу своей жизни А.С.Пушкин?
– Здесь душе хочется летать!
– Здесь удивительная природа…
– Здесь открытое пространство, и ничто не стесняет тебя.
– Здесь хочется творить!
Сидим, рассматриваем уже собранные травы. Каждый находит в их форме образные ассоциации, зарисовывает их. Все переполнены желанием поделиться своим видением прекрасного. На вершине Савкиной горки – ветер. Он мешает, переворачивает листы… Но ребята относятся к нему, как к веселому, добродушному существу, которое играет с ними.
Мы пешком возвращаемся в Михайловское, а оттуда через лес, поле, мимо озера – на базу. Акварели покоятся в большой папке.
Наше “одинокое гулянье среди полей в тиши лесной” продолжается.
Вспоминаем выставку, открытую в Михайловском, на которой мы рассматривали удивительную посуду: она расписана травами Михайловского. Клевер, ромашка, череда… Переплетаясь друг с другом, они создают утонченные по пластике и цвету композиции.
Мы идем по святой Пушкинской земле и говорим о том, как восхищался разнообразием трав Александр Сергеевич. Из строчек его стихов составлен целый “цветочный” словарь. После смерти поэта сюда приезжала вместе с детьми и сестрой Наталья Николаевна. Они собрали большую коллекцию трав, которая ныне хранится за границей у потомков великого поэта.
Наше путешествие приближается к концу. Ребята усталые, но счастливые. После позднего обеда – свободный отдых: кто играет, кто читает, но непременно они возвращаются к букетам трав. Бережно расправленные между страницами журналов, травы поедут вместе с нами в Москву. И в каждом растении сохранится память о Михайловском.

Степной травы пучок сухой,
Он и сухой благоухает!
И разом степи надо мной
Все обаянье воскрешает.
А. Майков

* * *
Воспоминания о поездке долго еще будут жить в наших сердцах: долина Сороти; старинная мельница – “подруга” поэта; аромат трав; вершина Савкиной горки.
Для занятия заранее заготавливаю бумагу разной формы (прямоугольник, овал, квадрат) в двух экземплярах. Второй пока держу у себя. Конечно, было бы проще просто раздать каждому по листу из альбома для создания композиции. Но как быть со строками Пушкина, которые оживают при каждом прикосновении к травам?

Простите, верные дубравы!
Прости, беспечный мир полей,
И легкокрылые забавы
Столь быстро улетевших дней!

Решаю: пусть выберут сами. Кто-то молча берет предложенный лист, а кто-то, как судьбу, вытягивает свой билет. Каждому предстоит теперь уже свой сухой букетик подчинить выразительности, передать настроение.
Дети бережно разбирают свои драгоценные находки. Ведь с каждой веточкой, травинкой, цветком связаны свои переживания.

…Где цвел? Когда?
Какой весною?
И долго ль цвел? И сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?

Занятия в кружке имеют свои преимущества. Мы слушаем музыку, читаем стихи, есть время подумать над грамотным использованием средств изобразительного искусства, добиваться создания более выразительных рисунков, сюжетных композиций. Можем использовать все возможности вариативных заданий, что наиболее активно развивает творческую инициативу учащихся.
Каждый приступает к работе по-своему. Одни начинают организацию плоскости с центра; другие тут же забывают о листе и раскладывают травы, нисколько не соизмеряясь с его формой, третьи молча раздумывают.
– Что, не получается? Давай попробуем на листе другой формы.
Чувствую, как велико желание детей составить выразительную композицию, но не всем удается передать эмоциональное содержание, то есть найти соответствие настроению, ритму в поэтическом образе. А ведь надо еще помнить о соразмерности, соподчинении частей как о законах гармонии. Как же это нелегко! Но нельзя ждать момента, когда творческий поиск перейдет в разочарование.
– Трудно? Отвлекитесь на минутку. Представьте себя на той полянке, на том пригорке, где вы собирали свои сокровища. Почитайте свои стихи, рассказы, написанные под впечатлением поездки.
Дети оживились, зашелестели блокнотами.
“…В Пскове я впервые ощутила присутствие Александра Сергеевича Пушкина…”.
“…Чистота природы Пушкиногорья поразила меня!” – читают дети.
А Максим, наш романтик и поэт, все еще мысленно идет по аллее Анны Керн:

Иду, не дышу.
Вокруг тишина.
Только музыка в сердце звучит.
Как будто я Пушкин,
А рядом она
Незримым виденьем парит…

– Думаю, вам сейчас будет полезно вспомнить, что люди в старые времена разделяли травы на добрые и злые, приписывая им чудодейственные силы. Добрые травы называли ласково: травушка-муравушка, травка шелковая, духовитая; злые – враждебными, лихими, лютыми, отравой.
“Всякие травы есть, – читаем мы рассказ старого мельника в романе А. Толстого “Князь Серебряный”, – есть клюка-трава, обкуришь ею стрелу, не промахнешься. Есть плакун-трава, вырежешь из нее крест да повесишь на шею, будут все тебя, как огня, бояться. Есть ревень-трава, когда станешь из земли выдергивать, она стонет и ревет, как человек, а наденешь на себя, никогда в воде не утонешь”.
Легенды красивы, как и сами травы, и помогают по-новому взглянуть на растения. А поэтические образы дают нам повод для раздумий.
“Зачем же, поле, смолкло ты и поросло травой забвенья…”. Какая она – трава забвенья? Какие зримые ассоциации возникают у вас? Поникшая или прямая, яркая или увядшая?
“На мураве в тени древесной…”. Какая трава? Мягкая, сочная, изумрудная? Сравните:
“Тростник был оживлен божественным дыханьем…” или
“… и тихо зыблется тростник”.
Есть ли разница в движениях, степени напряженности растения?..
…Только музыка, знакомая с предыдущего занятия, тихо сопровождает работу детей. Губы шевелятся, читая стихи, которые они после окончания композиции запишут в уголке листа.

…Прости, Тригорское, где радость
Меня встречала столько раз!
На то ль узнал я вашу сладость,
Чтоб навсегда покинуть вас?
От вас беру воспоминанье,
А сердце оставляю вам…

Вариантов проведения этого занятия много. Каждый педагог может найти интересный ход этой темы.

* * *
На следующем этапе занятия на таком же формате ту же самую композицию черной ручкой дети повторяют в рисунке. Прекрасная возможность ощутить силу графического искусства с ее средствами выразительности. Точкой, линией разной силы, пятном. Несомненно, здесь возникают сложности. Каждую линию, каждый листик необходимо подчинить центру композиции и соподчинить между собой. Самое важное – найти главные линии. Сильные, толстые линии станут осью композиции. Прошу пальцем показать их движение. Линии тонкие разбираем особо, они придадут рисунку узорность. А линии совсем воздушные, легкие образуют ажурную дымку в композиции.
Мы обсуждаем каждую работу. Иногда, рисуя, разбираем строение отдельного листочка. Маленький листик – уже композиция, но она часть целой веточки. Только при единстве всех частей композиции возможна цельность восприятия. Предлагаю прорисовать отдельные элементы, обращаю внимание детей на тоновую окраску и форму разных трав, на ритм их построения.
В таком любовании и рассматривании пером листьев, трав, цветов открывается творческая щедрость природы. Особенно остро ощущается ее мудрость.
“…Как много мог бы ты сказать,
Зеленый подорожник…” – пишет наш маленький поэт.
И вот в Синем зале “Экспоцентра” на Красной Пресне на международной выставке “Мир детства-99” в разделе “Новые программы обучения и воспитания” по проблеме “Традиционная культура и дети” веселым хороводом плывут наши композиции, привлекая нежностью своих тонов. Но память о Михайловском будет жить еще долго.
Аминат КАПИТУНОВА,
учитель изо средней школы N 252
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте