Пятнадцатилетний капитан Дик Сэнд не учился управлять кораблем в особой мореходной школе. Обстоятельства заставили. Экстремальные, как сейчас говорят. Но ведь подобная судьба выпадает единицам из тысяч. И обучаться мастерству управления штурвалом нужно долго, и не сразу в море, а на земле. Каким должно быть транспортное образование, каким будет оно в реальной жизни, да еще в России конца XX- начала XXI века, вряд ли мог представить и великий Жюль Верн.
На нашем “круглом столе” мы попробовали немного заглянуть в историю, но главное внимание уделено, конечно, дню сегодняшнему. Проблем немало: объединение усилий министерств транспорта и образования, долги учебных учреждений, невыполнение правительственных постановлений. Впрочем, “круглый стол” высветил немало положительных моментов. Обобщая все прозвучавшее на нем, мы представляем мнения участников в виде статей и отдельных цитат.
Учебные заведения гражданской авиации, морского, речного, автомобильно-дорожного и автотранспорта разбросаны по всей территории России. И расположение их во многом зависит от специфики. Морские расположены ближе к портам, речные практически всегда базируются на реках, ну а автомобильные можно встретить во многих крупных городах.
Казалось бы, времена романтиков прошли. Сейчас молодежь почти поголовно ударилась в экономику и юриспруденцию. А все же престижность транспортных средних специальных учебных заведений все еще очень высока. Средний конкурс в них составляет 4,5 человека на место. И конкурс этот устоявшийся. В некоторых регионах он составляет до 5-6, а в Кунгурском автотранспортном колледже в прошлом году было 9,8 человека на место. Не во всякий вуз есть такой конкурс.
А ведь почти треть из них учебные заведения закрытого типа. Учащиеся живут там как в военных казармах и имеют статус курсантов. Их контингент составляет около 19 тысяч человек. А ежегодный выпуск студентов всех ссузов Министерства транспорта России приближается к четверти миллиона.
Каким же образом транспортники добились такого успеха?
Из жизни сегодняшней
Сегодня уже почти все транспортные учебные заведения переведены на многоступенчатую систему подготовки. Начальник отдела речных учебных заведений Александр Вяткин рассказывает: “В 1989 году был создан первый в России единый образовательный комплекс – Московская государственная академия водного транспорта. Это был эксперимент по присоединению речного техникума, ПТУ к институту водного транспорта, созданию так называемого университетского комплекса. Выпускник техникума при наличии желания и способностей без лишних преград становился студентом вуза, получал доступ к образованию более высокого уровня. Устранились лишние преграды – выпускные и вступительные экзамены, решился вопрос с армией. Аналогичная схема внедрена в Санкт-Петербурге. На базе московской академии открылся юридический институт транспорта”.
В общей сложности ведомство осуществляет подготовку кадров по 90 специальностям. Чтобы сохранить единое образовательное пространство, разрабатываются новые стандарты качества подготовки будущих специалистов.
Как дань времени и в немалой степени необходимости, в последние годы было открыто больше десятка новых, режущих слух специальностей. “Юриспруденция”, “Менеджмент”, “Коммерция”, “Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов”, “Управление персоналом”, “Техническое обслуживание и ремонт автомобилей иностранных марок”, “Организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах, строительных, дорожных машин и оборудования” – все это не только поддерживает транспортные учебные заведения “на плаву”, но и позволяет расширить и обновить их материальную базу. Тем более что уповать на бюджет особо не приходится. Со второй половины 90-х годов набираются платные группы. Многие учебные заведения, особенно автомобильные, имеют свой парк, перевозят грузы. Кто-то сдает в аренду помещения. Как и прежде, училищам довольно много помогают профильные предприятия.
Увы, кроме дополнительных доходов есть и дополнительные долги. На каждом учебном заведении сейчас висят невыплаченные коммунальные платежи в сотни тысяч, а то и в миллионы рублей. В прошлом году ссузы провели взаимозачет, и долги были погашены, но это коснулось лишь учебных заведений Минобразования. После 99-го года денег из бюджета прибавили, и новый долг не растет, но не ясно, из чего погашать старый. Своими силами училищам с коммунальщиками не расплатиться. Эту проблему придется решать либо с Минфином, либо с правительством.
А что же дальше?
Свыше 90% выпускников устраиваются по профилю – ведь они получают четко ориентированную специальность, и им не до гамлетовских метаний “быть или не быть?”.
“Подготовка специалистов должна быть увязана с международными требованиями, – говорит заместитель руководителя Департамента кадровой и социальной политики Дмитрий Кузубов. – Курсант должен пройти практику плавательскую, если он моряк или речник, или летную, если авиатор. Это колоссальнейшие затраты. Хорошо, что эти ссузы находятся в ведении у Минтранса. Если бы они были в другом ведении, то решать вопрос с практиками было бы не просто сложно, а практически невозможно. Ведь затраты на одного практиканта в день составляют около двадцати долларов. Разумеется, бюджет такую нагрузку не может выдержать, и они по максимуму ложатся на предприятия и организации, куда приходят на практику ребята. Практика рабочая, и потому студентам даже что-то платят”.
В послеперестроечные годы были закрыты 3 филиала ссуза, один был переведен с бюджетного финансирования на самоокупаемость. Сейчас вопрос о сокращении учебных заведений не стоит, специалисты нужны. Беда в другом: средний возраст преподавателей весьма близок к пенсионному. Молодых практически нет. С учетом надбавок, которые учебные заведения могут доплачивать за счет внебюджетной деятельности, заработная плата преподавателей составляет от семисот пятидесяти до двух тысяч семисот рублей. Проблемы в основном с преподавателями специальных дисциплин. Если капитан получает на своем рабочем месте от тысячи долларов, то переходить на преподавательскую деятельность ему оказывается просто невыгодно. К тому же, чтобы подготовить квалифицированного специалиста, его должен учить профессионал, а для того, чтобы вырастить капитана, нужно не менее двадцати лет.
Может быть, объединив усилия с Министерством образования, Министерство транспорта сможет обеспечить завтрашний день своей отрасли?
Екатерина БРЕЗИНСКАЯ
Статфакт
В ведомстве Минтранса находится 70 средних специальных учебных заведений. Из них 17 речных, 6 морских, 21 автомобильного транспорта, 12 воздушного и 14 дорожного хозяйства. В них обучаются более ста тысяч студентов.
Александр ВЯТКИН, начальник отдела речных учебных заведений:
– Вероятно, комплексное образование станет для нас ключом к решению финансовых проблем. К тому же курсант в процессе обучения получает не один, а сразу четыре диплома.
Юрий СУСЛОВ, начальник отдела морских учебных заведений:
– Мы хотели внести свою поправку в закон об альтернативной воинской службе. Но нам ответили, что поводом для такой службы могут быть только убеждения совести. Да и сам закон, как известно, до сих пор не принят.
Дмитрий КУЗУБОВ, заместитель руководителя Департамента кадровой и социальной политики Министерства транспорта:
– По сравнению с 80-ми конкурс в наши училища немного снизился, но главные потребности отрасли мы обеспечиваем.
Комментарии