search
main
0

Трансформируемое пространство в современной школе

Трансформируемое пространство в школе – одно из ключевых качеств современной образовательной среды. Прежде всего это возможность реорганизовывать пространство в рамках одного помещения и (или) чередовать разные типы деятельности в рамках одного занятия. По большому счету, речь идет об эволюции компонентов образования в сторону гибкости. Это касается и предметно-пространственных решений для организации фронтальной и групповой форм занятий как условия эффективного обучения.

Пространство современной школы должно быть гибким и адаптивным, легко преобразовываться в соответствии с различными событиями и задачами. Помещение не имеет одной жестко закрепленной функции – в нем могут реализовываться различные образовательные и событийные программы. Решений здесь может быть предложено достаточно много, укажем на потенциал некоторых из них.

По своей природе образование – это процесс персонального развития, а школа – пространство совместного. Трансформируемое пространство позволяет вернуть и закрепить индивидуальный подход образовательного процесса – совмещение данных о характеристиках личности обучающихся, персональной истории и персональных целях. Как преимущество – возможность отслеживать и учитывать индивидуальные особенности и запросы учащихся. Как следствие – обучение и воспитание становятся по-настоящему индивидуализированными. Ведь идентичность школы как социального института – это совместное существование – будущее, в котором каждый может развиваться вместе с другими и с помощью других.

Учебный кабинет – основное помещение школы – должен отвечать требованиям активного ведения урока с организацией фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения с широким привлечением технических средств.

ГКУ Дирекция по строительству и реконструкции ДОНМ при зонировании зданий в технологических заданиях на проектирование и строительство школ предусматривает группирование помещений для смежных дисциплин в единое трансформируемое образовательное пространство с возможностью проведения занятий в различных формах для нескольких групп или классов. Трансформируемое учебное пространство должно быть мобильным и организованным по принципу «ученик – группа – класс – поток» («малое – среднее – большое»).

Реализация вышеуказанных решений возможна за счет проектирования зданий с трансформируемыми помещениями, в том числе аудиториями, разделяемыми трансформируемыми перегородками на функциональные зоны, и за счет использования модульной и штабелируемой мебели.

Небольшой итог. Для получения междисциплинарных знаний и умений, необходимых в реальной жизни, выполнения практико-ориентированных проектов и исследований, изучения современных технологий требуются трансформируемые аудитории с возможностью:

Все это позволяет легко изменять пространство под решение ситуативных педагогических задач и реализовывать различные образовательные сценарии. В свою очередь возникает многоуровневость знаний и вариативность получения информации ребенком.

 

Сергей АНТОНОВ, начальник Отдела стандартизации ГКУ Дирекция по строительству
и реконструкции ДОНМ

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте