search
main
0

Трансферт, которого не было

“Прошу принять участие контроле выплаты долгов работникам образования”.

Россия – непонятная страна: здесь говорят одно, делают другое, а думают третье… Самое кощунственное состоит в том, что обманывают УЧИТЕЛЯ. Ведь он по природе своей – тот же ребенок, который верит всему, что ему обещают и говорят. Особенно тому, что написано в его родной газете.

Можно себе представить, сколько радости испытали в Воронежском обкоме профсоюза работников образования и науки, когда прочитали в “Учительской газете” информацию о том, что области выделен трансферт на 25 миллиардов рублей якобы для погашения задолженности по выплате заработной платы работникам образования. Конечно же, эта новость была сразу же доведена до всех сельских школ и руководства администрации области. Однако новость там выслушали и… удивленно пожали плечами.

По состоянию на 15 декабря 1995 года, когда трансферт поступил в город, долг работникам образования в целом по области составлял 23,6 миллиарда рублей. Сумма, которая заставляет содрогнуться, ибо столь крупный долг практически неуправляем. Этот трансферт все ждали с такой надеждой, но, увы, ей не суждено было сбыться. Почему? Давайте разберемся.

Наверное, читатели обратили внимание на новое слово в обиходно-газетном лексиконе “ТРАНСФЕРТ”. Слово это латинское и имеет два значения: под одним подразумевается передача именных ценных бумаг, а под другим из одной страны в другую – золота, иностранной валюты. Вообще, строго говоря, термин не совсем удачен, когда мы говорим о передаче конкретных средств территориям Федерации на те или иные нужды. Но раз это понятие обозначают таким словом, то примем его, ибо определенные аналогии все-таки имеются.

Как известно, 30 октября прошлого года представители Правительства Российской Федерации и профсоюзов договорились погасить задолженность учителям.

Чтобы все было законно, на этой встрече был подписан протокол # 3. А потом было подготовлено поручение Правительства РФ от 9 декабря прошлого года об оказании финансовой помощи субьектам Российской Федерации именно для погашения задолженности по зарплате учителям.

Мы решили поехать в Воронежскую область потому, что по величине задолженности перед педагогами она входит в пятерку злостных неплательщиков по всей России. И, собираясь в поездку, рассчитывали на внимание и понимание и должностных лиц, и руководителей области. На месте столкнулись со столь активным неприятием, что подчас вынуждены были довольно жестко добиваться встреч, разговоров, разрешения “взглянуть на документы”. Семен Родионович Куцов, например, в телефонном разговоре категорически отказался от встречи: “Я человек маленький, ничего тут не решаю, обратитесь лучше к прокурору области”. Хотите узнать титульную должность этого человека? Он – начальник отдела общего надзора областной прокуратуры. Но и прокурор Воронежской области Александр Васильевич Фролов тоже отказался принять нас, сославшись на то, что ему непонятен интерес “Учительской газеты” и что он не знает, о чем нужно говорить. К тому времени мы уже имели копию заявления председателя Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки Александра Митрофановича Домнича на имя прокурора Воронежской области государственного советника юстиции III класса А.Фролова. Оно датировано 1 декабря прошлого года и имеет порядковый номер 187. В нем дословно написано следующее: “Доводим до вашего сведения, что в районах области в нарушение ст. 96 КЗоТ РФ более чем на два месяца задерживается выплата заработной платы работникам народного образования.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 1994 года и ст. 41 Кодекса РСФСР об административных нарушениях убедительно просим вас срочно разобраться с фактами задержки заработной платы работникам образовательных учреждений и принять соответствующие меры.

Приложение: Справка о задолженности по заработной плате по районам области”.

Согласно действующему законодательству срок ответа на подобные обращения – один месяц. Но больше удивляет вот что: почему прокурор не обратил внимания на то, что недавно были внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, 138-я статья которого в настоящее время предусматривает уголовную ответственность за задержку выплаты зарплаты, а равно иное существенное нарушение законодательства о труде в виде штрафа в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда, исправительных работ на срок до одного года или освобождения от должности с лишением прав заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

На основании этого прокуратура не просто могла бы, но ОБЯЗАНА БЫЛА в месячный срок возбудить уголовное дело по самому факту, ибо в справке обкома профсоюза приведены конкретные цифры невыплат с указанием районов. А на основании Закона о местном самоуправлении именно главы районных администраций ответственны за бюджет района. Впрочем, несовершенство законодательной базы и нынешняя экономическая ситуация позволяют выходить сухими из воды. А прокурорская принципиальность, к сожалению, пока еще – сказка. Первое время благополучно избегали встречи с нами и руководитель Департамента социальной политики Воронежской области Юрий Андреевич Савинков, и председатель Комитета по образованию области Станислав Александрович Рогачев. Зато оказали посильное содействие в Воронежском обкоме профсоюза. Мы читали многочисленные заметки, опубликованные в местной печати, о тяжелом положении педагогов Воронежской области. Речь в них – не только об экономической ситуации, когда по два-три месяца не платят зарплату.

Аморально не давать педагогу-родителю детскую компенсацию. Аморально не выделять 10-процентную доплату на покупку методической литературы. Без книг, журналов и газет учитель поневоле превращается в механического информатора, передающего содержание школьного учебника. Аморально, когда учитель ест всего один раз в день и потому вынужден просить увеличения преподавательской нагрузки. И если удовлетворение этих просьб воспринимается как благо со стороны руководства, то это вдвойне аморально, ибо в результате сверхэксплуатации педагог изнашивается и физически. Аморально, когда учитель месяцами приходит в школу в одном и том же наряде, а ученики знают, что он НЕСПОСОБЕН пополнить свой гардероб. Сегодняшние дети пусть прагматично, но по-своему логично рассуждают: мол, если государство не считает нужным оплачивать труд этой категории своих государственных служащих, значит, эти служащие ФАКТИЧЕСКИ являются людьми низшего сорта.

Глубоко сопереживая учителям, Воронежский обком профсоюза во всем был солидарен с ними, поддерживал все их акции протеста. И продолжает это делать до сих пор. Были и митинги, и шествия по улицам Воронежа, и пикетирования зданий местных и областной администраций, были попытки подать заявления в суды, были и забастовки. Когда обстановка накалялась до предела, долги частично погашались, голодный блеск в глазах “сеющих разумное, доброе, вечное” на некоторое время пригасал, но потом все вновь повторялось, как бег по кругу.

Вместе с заместителем председателя обкома профсоюза Тамарой Андреевной Бирюковой едем в самую забастовочную школу Воронежской области. Есть на карте области такой райцентр с певучим названием Рамонь. А там, в поселке Всероссийского научно-исследовательского института защиты растений, есть 2-я средняя школа. Обычная школа, только вот учителя в ней необычные: вместе с директором школы Владимиром Васильевичем Михайловым они борются за сохранение УЧИТЕЛЬСКОГО ДОСТОИНСТВА и не дают спуска местной администрации, требуя хотя бы по частям погашения задолженности по зарплате. Когда мы начали беседовать с учителями, то некоторых из них нам без всякой иронии представляли так: “дважды участвовал в забастовках, трижды участвовал в забастовках, активная забастовщица…”

Боже мой, до чего же мы дожили! Еще несколько лет назад для представления существовали и ценились другие титулы и понятия: “Отличник народного образования”, “Заслуженный учитель школы РСФСР”, “Учитель-методист”, “Заслуженный работник культуры РСФСР”. Ныне другие времена, ловкий кооператорщик, ухватывая их веяния, вполне может начать печатать значки с такого типа надписями: “Дважды забастовщик”, “Трижды забастовщик”, “Заслуженный забастовщик Российской Федерации”, “Бессрочный забастовщик”. Горька эта ирония, но действительность, увы, еще горше.

Учителя рассказывали о том, как они трудно и тяжко живут: как унижаются, занимая деньги у соседей, а ведь это родители их учеников, как просят средства у своих родителей-пенсионеров, хотя, по идее, должны бы голубить их старость. Как по нескольку месяцев не платят за коммунальные услуги и телефон, а районная администрация делает вид, что ничего не происходит, и в порядке исключения не начисляет пеню за просрочку.

В Рамонском районе вместе с заведующей роно Валентиной Игнатьевной Золотаревой мы проверили динамику соблюдения выплат заработной платы за предыдущий год в целом. Результаты оказались неутешительными: февраль 1995-го – задержка 20 дней с выплатой заработной платы; март – один месяц; апрель – 15 дней; май – один месяц три дня; за июнь-июль задержка составила соответственно по одному месяцу и 11 дней; август – 1 месяц 21 день; сентябрь – 1 месяц 11 дней; октябрь – 1 месяц 9 дней; ноябрь – два месяца три дня. С учетом выплат за декабрь и январь также выйдет двухмесячная задержка. Глубина неплатежей все увеличивается. Полученная с опозданием заработная плата автоматически уходит по трем адресам: возврат долгов, оплата задолженности по коммунальным услугам и приобретение круп, чтобы совсем не умереть с голоду. А то, что было выращено осенью на участке, заквашено и закатано в банки, засолено и провялено, уже в основном сьедено.

А ведь Рамонский район не из самых крупных: в нем всего 30 школ, где работают 1200 педагогических работников, из которых 570 – учителя. Мы встретились с заместителем главы администрации этого района Александром Ивановичем Юровым. Он отвечает за социальные вопросы и курирует соответственно народное образование. К системе долгов он относится философски: мол, есть деньги – даем, нет, ну что ж, терпите. Услышав нашу версию, а “не крутят” ли в районе учительские деньги, он открыто предложил посмотреть статьи районного бюджета и попросил экономиста райфинотдела Тамару Трофимовну Гончарову показать финансовые документы.

Действительно, как только на расчетный счет районной администрации поступают деньги, их сразу же отдают учителям. 23 января этого года, например, финуправление администрации Воронежской области прислало платежное поручение на 200 миллионов рублей. Назначение платежа: “Дотация за январь 1996 года на выплату зарплаты”. Тут же, без задержек, эта сумма и еще 15 миллионов передаются роно. Но этих денег хватило только на то, чтобы покрыть ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО ЗАРПЛАТЕ лишь в пяти школах из 30. То есть из 1200 долг за ноябрь-декабрь прошлого года получили около пятисот человек.

Схема проста. Январская дотация идет на погашение прошлых долгов. Будущие дотации пойдут на погашение оставшимся семистам человекам, а новый долг, конечно, станет нарастать. Из каких средств его погашать, если предприятия в том же Рамонском районе влачат жалкое существование, да и по своему статусу и инфраструктуре этот район – практически сельскохозяйственный? Значит, в районном бюджете поступлений не прибавится, то есть учителям, если не будет поддержки извне, надеяться не на что.

А как сам господин Юров живет? Ведь есть же последний Указ Президента России о том, что аппарат любых уровней администрации получает зарплату лишь только после того, когда погашена задолженность работникам бюджетной сферы. Да, зарплату он не получает. Уже больше двух месяцев. Но… “Я – счастливый человек! – сказал он. – У меня есть, у кого занимать! И проценты мне не идут, и сроки отдачи не ограничены”. Учителя, увы, такой счастливой возможности не имеют. Наверное, им остается единственный резерв: стать друзьями дома Александра Ивановича – тогда, смотришь, он и им перезаймет без процентов.

Уезжали мы из Рамони в тягостном состоянии, даже отказались от гостеприимно предложенного школьными учителями обеда. После всего того, что услышали, увидели и узнали, никакой кусок в рот бы не лез.

Акакова же судьба трансферта, ради которого мы, в общем-то, и поехали в командировку? В финансовое управление администрации Воронежской области 15 декабря пришли аж ТРИДЦАТЬ МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ. Назначение платежа – трансферт.

Этих денег давно уже ждали, ибо еще 13 декабря вышло постановление за подписью главы администрации области А.Ковалева. Там, в частности, в первом пункте написано: “Постановляю направить средства, поступившие из федерального бюджета в порядке трансферта, на погашение задолженности по заработной плате работникам социальной сферы и другие первоочередные нужды согласно приложению”. Деньги пришли, да не те. Потому, что это был никакой не целевой трансферт. В две территории – Ставропольский край и Воронежскую область трансферты были направлены НА ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ НУЖДЫ СУБЬЕКТОВ В ЦЕЛОМ. Оказывается, еще осенью глава администрации Воронежской области начал просить о “перечислении Минфином РФ до 15 декабря с.г. аванса Воронежской области в счет трансферта из федерального фонда ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ субьектов РФ за ноябрь 1995 года в обьеме 25 миллиардов рублей”. Почему возникла такая нужда в деньгах? А потому, что необычайно сильные заморозки весной и летняя засуха привели к гибели зерновых культур почти на трети посевных площадей и вместо ожидаемого было получено на 1 миллион тонн зерна меньше.

Как поступила администрация? “Пришлось перераспределить собственные бюджетные ресурсы и изыскивать дополнительные средства для закупки недостающего зерна в областной продовольственный фонд”. В Москву был послан ходок – первый заместитель главы администрации Борис Григорьевич Преображенский. 8 декабря он побывал у Александра Васильевича Смирнова, начальника Главного управления федерального казначейства Минфина РФ. А уже на следующий день, 9 декабря, вышеупомянутый трансферт был послан воронежцам. Тогда же, в Москве, Преображенский рассказал одному из руководителей Минфина о задолженности учителям и попросил дать целевой трансферт 23,6 миллиарда рублей. Пообещали 24-25 миллиардов.

Вот так и получилось случайное наложение двух трансфертов. Один из них на 30 миллиардов рублей был действительно выслан, а второй – еще на 25 миллиардов – остался лишь благим пожеланием. Сразу было расписано 27,9 миллиарда рублей. Приоритетной строкой шла “задолженность по заработной плате работникам социальной сферы”. На это выделили 6 миллиардов 700 миллионов рублей, из них Комитету образования области – 2 миллиарда 300 миллионов. Кроме того, из оставшихся в резерве 2,9 миллиарда рублей были выделены ссуды администрациям сельских районов с конкретным целевым назначением “на выплату зарплаты педработникам со сроком погашения до 1 апреля 1996 года”.

Начальник финансового управления области Валентина Васильевна Гладких предоставила возможность ознакомиться со всей финансовой документацией, и мы убедились, что все ссуды – в общей сложности в 15 районов – были действительно перечислены. Все платежные поручения датированы 22 декабря 1995 года. Кроме того, в период с 15 по 22 декабря 1995 года в районные администрации были направлены дотации по ликвидации задолженности на общую сумму 2,3 миллиарда рублей.

Таким образом, учительству в целом перепало 5 миллиардов 200 миллионов рублей. С одной стороны, вроде бы немало, но с другой – если вспомнить прежний долг (23,6 миллиарда рублей), то получается, что это чуть более 20 процентов от требуемой суммы. Как известно, время неостановимо. И на тот день, когда мы уезжали из Воронежа, прежние деньги были уже давно розданы, а общий долг превысил следующую отметку и теперь уже зашкаливает за 25 миллиардов рублей. Выделенные деньги лишь чуть-чуть сняли напряженность, но повлиять на общую картину не смогли.

Конечно, можно много спорить, правильно или неправильно глава администрации области разделил деньги по этому трансферту. Сам же Александр Яковлевич Ковалев заявляет следующее: “В принципе средства регионам надо бы давать не иначе, как под какую-то обоснованную программу развития, под конкретный результат, за который затем строго спрашивать. Проще говоря, не по потребности, а по способности употребить средства с пользой, с отдачей”. Слова-то правильные, а вот система распределения вопросы вызывает. Например, один миллиард рублей из этого трансферта был выделен малому предприятию, которое возводит или реконструирует драматический театр в самом Воронеже. Еще миллиард 100 миллионов пошли администрации города – на долевое участие администрации области в строительстве жилья. Вряд ли за месяц можно освоить столь большие суммы. Значит, деньги несколько месяцев, как минимум, будут лежать в банке, обслуживающем подрядчика. То есть по ним будут идти проценты.

Из этого трансферта деньги нашлись для многих: 50 миллионов рублей дали местному отделению федеральной службы контрразведки, 60 миллионов – областному управлению налоговых расследований, 40 миллионов – прокуратуре Воронежской области. То есть в первую очередь обеспечили именно тех, кто может ВЛИЯТЬ или ПРОВЕРЯТЬ деятельность областной администрации.

Может быть, именно поэтому так нетороплив областной прокурор в рассмотрении заявления обкома профсоюза?.. Можно биться об заклад, что все будет спущено на тормозах, а председателю обкома профсоюза А.Домничу останется одно: подарить свои фирменные сувениры – пол-литровые глиняные кружки – всем педагогическим работникам области. С такими кружками удобно будет потом и ходить побираться, и просить ключевой водицы испить, и надеяться, что кто-то молочка плеснет…

Напрасно читатели могут подумать, что мы намеренно сгущаем краски. Во время беседы с начальником Департамента социальной политики области Ю.Савинковым и начальником областного Комитета по образованию С.Рогачевым, которая все-таки состоялась, оба они неоднократно повторяли, что областная администрация отвечает за исполнение ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА, то есть всего за 44 образовательных учреждения области. А согласно Закону о местном самоуправлении, исполнение по БЮДЖЕТУ ОБЛАСТИ является обязанностью районных администраций. То есть содержание городских и сельских школ – не их прямая обязанность.

И все-таки почему учительство оказалось одним из самых униженных социальных слоев? Очень честно ответил на этот вопрос Борис Григорьевич Преображенский: “Государство в лице исполнительных органов фактически бросило на произвол судьбы просвещение России, а в территориях денег нет. Вы сами видите документы – у нас нет в настоящее время финансовой системы, мы работаем аврально: получив какие-то крохи, распихиваем их и просим новые поступления. Мы поставлены в такие униженные условия”.

А теперь – о самом главном. Может быть, многие из вас помнят знаменитую интермедию Аркадия Райкина о справке, когда на телеграмму одного из заводов его герой хитренько заявляет: “А ты пошли ему телеграмму, что гвоздей у нас нет, посылаем болты. Давай начнем гнать дурочку. Пока там разберутся, пока будут высылать запрос на запрос, пройдет время. А там – и до пенсии дотянем”. Как это ни прискорбно сознавать, но именно из Москвы в Воронежскую область пошла “дурочка” – недостоверная информация, когда трансферт, направленный на первоочередные нужды субьекта в целом, был подменен иллюзией целевого трансферта, направленного ТОЛЬКО на погашение задолженности учителям. Но вопрос остается: где же 25 миллиардов рублей?

Если эти деньги не дошли до педагогов, то это совсем не значит, что их не существует вообще – они обязательно лежат в каком-то банке, а придумавшие эту комбинацию затейники с каждым месяцем становятся чуточку богаче благодаря начисленным на эту сумму процентам. Вот эти-то проценты в конечном итоге точно окажутся в чьем-то кармане. Пока известно лишь одно: искать нужно в Москве.

Светлана ЦАРЕГОРОДЦЕВА,

Игорь НЕХАМЕС

Воронеж

Досье “УГ”

Досье “УГ”

За 12 месяцев прошедшего года учебные заведения федерального подчинения профинансированы в сумме 2555,6 млрд.руб., что составляет 80,6 процента от бюджета.

Задолженность по бюджету составляет 646,0 млрд.рублей.

Не выплачена декабрьская зарплата и не профинансировано питание учащихся, включая сирот, в декабре.

До настоящего времени не погашена задолженность за 1994 год в сумме 700,3 млрд.руб.

В десяти территориях России решениями администраций повышение заработной платы в 1,54 раза было перенесено на более поздние (против сентября) сроки.

В ряде регионов, несмотря на принятое решение, заработная плата выплачивается без учета повышения в 1,54 раза, и нет уверенности, что будет выплачена разница, образовавшаяся в связи с несвоевременным введением новых ставок и окладов (Дагестан, Северная Осетия, Алтайский край).

Срок фактических выплат заработной платы с учетом возврата к старым тарифным коэффициентам (с 1 ноября 1995 г.) также во многих территориях не определен.

Долги по заработной плате работникам образования имеются в 61 территории и составляют порядка 1,0 трлн.руб.

Не погашена задолженность за коммунальные услуги, нет средств на приобретение топлива в республиках Коми, Марий Эл, Хакасия, Чувашия; Красноярском и Хабаровском краях; Архангельской, Воронежской, Иркутской и ряде других областей. В нарушение решения правительства (# 34 от 28.09.95) имеют место отключения учреждений образования от источников тепла и электроэнергии.

По-прежнему не выделены средства на погашение долгов за коммунальные услуги, зарплату педагогическим работникам, стипендию и питание учащимся в республиках Бурятия и Кабардино-Балкария, Кемеровской, Пермской и многих других областях. Не выделяются средства на приобретение оборудования, строительство и ремонт зданий.

Кроме того, по прогнозам прожиточный минимум в январе – феврале 1996 года составит 480-500 тыс.руб., средняя зарплата в промышленности – 1063,5 тыс.руб. Таким образом, средний размер заработной платы работников образования (316,0 тыс.руб.), заложенный Минфином России в бюджет 1996 года, составляет 29,7 процента с прогнозируемой заработной платы в промышленности и лишь 63,2% от прогнозируемого прожиточного минимума. Заработная плата в отрасли стала ниже не только средней в народном хозяйстве, но и значительно ниже прожиточного минимума.

Ваш адвокат

А.ГИТИНОВ

с.Хебда,

Республика Дагестан

Действовавшая до января 1996 года старая формулировка пункта 8 ст.55 Закона РФ “Об образовании” вызывала немало споров и трудностей при исчислении ежемесячной денежной компенсации “в размере 10 процентов должностного оклада (заработной платы)”.

23 января 1996 года, т.е. со дня официального опубликования, вступил в силу Федеральный закон РФ # 12-ФЗ от 13 января 1996 г. “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об образовании”. Теперь п.8 ст.55 действует в новой редакции, которая больше удовлетворит педагогов и снимет многие разногласия.

Педагогическим работникам общеобразовательных учреждений ежемесячная денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий полагается теперь в размере одного минимального размера оплаты труда. Эта компенсация не облагается налогом.

Напомним, что минимальный размер оплаты труда составляет с 1 января 1996 года 63250 рублей (Федеральный закон # 159-ФЗ от 1 ноября 1995 г.).

* * *

В.СТАРЦЕВ

Гагарский,

Свердловская область

Аттестационная комиссия выносит решение о соответствии педагогов, пожелавших пройти аттестацию, заявленной квалификационной категории.

12-й разряд оплаты труда устанавливается без прохождения аттестации учителям, воспитателям с высшим профессиональным образованием и педагогическим стажем свыше 20 лет также и в том случае, если они не имеют никакой квалификационной категории.

Запись об установлении 12-го разряда оплаты труда в трудовую книжку не вносится.

В трудовой книжке делается запись о присвоении той или иной квалификационной категории, а не об установлении того или иного разряда оплаты труда.

В разделе трудовой книжки “Сведения о работе” в графе 1 ставится порядковый номер записи, в графе 3 пишется “Присвоена высшая (первая, вторая) квалификационная категория по должности “учитель”, “воспитатель” и т.д. В графе 4 указывается, на основании чего внесена запись: документ, его дата и номер.

* * *

Могу ли я продолжать учительскую работу в данной школе, не проходя аттестацию?

А.НЕВЕРОВА

с.Красное,

Оренбургская область

Аттестация – дело добровольное. Если вы не желаете пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории, то можете ее не проходить. Оплата труда учителя в таком случае производится по 10-му разряду (среднее профессиональное образование и педагогический стаж свыше 10 лет).

Получение пенсии по возрасту не служит само по себе законным основанием для увольнения по инициативе директора, если учитель желает продолжать работу и не подает заявления об увольнении по собственному желанию в связи с переходом на пенсию.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте