Выбор будущей профессии… Сложно? Но только для мам и бабушек, и то ровно до того момента, когда они узнают, что в школе, куда ходит их ненаглядное чадо, есть возможность влюбиться в медицину, развить инженерное мышление, воспитать в себе характер. Определиться со своим настроем можно, попробовав изучить привлекательную стезю поглубже, узнавая секреты ремесла и осваивая науки, представляющие суть дела. И эту возможность юным москвичам дают предпрофессиональные классы.
Современная московская школа – это множество городских образовательных ресурсов. Разнообразные городские проекты и олимпиады, выставки и семинары, тематические субботы, программы дополнительного образования, проекты по профессиональному образованию, все это сегодня доступно каждому школьнику. Школа не просто информирует учеников о разнообразии городских ресурсов, но помогает ребенку выбрать наиболее интересную для него область деятельности, обеспечивает условия для комфортного и результативного участия в городских проектах, выступает помощником и наставником.Школа ориентирована на личностное развитие каждого ученика. Поэтому предпрофессиональные классы разные, и они продолжают появляться, по мере того как назревает необходимость предоставить ребенку возможность углубиться в то дело, которое ему по душе.Инженерный класс в московской школеУдается ли современных детей увлечь романтикой техники? Еще как!- Когда мы включились в городской образовательный проект предпрофессионального образования «Инженерный класс в московской школе», – рассказывает заведующая учебной частью школы №1359 Надежда Береславская, – то сразу же разработали концепцию таких классов и программу их развития на пять лет с детальной проработкой практических шагов. Инженерные классы работают по намеченной программе. Учащиеся углубленно изучают профильные предметы – математику, физику, информатику. Появились новые формы учебных занятий: технические дуэли и квесты, интеллектуальные марафоны. В инженерных классах разрабатываются индивидуальные и групповые проекты, проводятся мастер-классы учителей и учащихся. Найден баланс между основной и старшей школой. Учебный год в десятом инженерном классе начинается с интеллектуальной разминки, которая позволяет сделать предварительные выводы: кто, с чем и с какой целью пришел в инженерный класс. А первое полугодие завершается диагностическими работами по профильным предметам, защитой своего проекта на школьной конференции каждым учеником этого класса и тестированием учащихся «Инженерный класс – твой класс?».Результаты этого тестирования ежегодно показывают, что 70‑90% учащихся не ошиблись в выборе профиля. Затрудняются ответить лишь 6‑8%, а остальные хотят проверить себя до конца учебного года. Конечно, у сегодняшних школьников может быть много причин для такого вывода: меняющиеся правила игры при переходе на новый уровень образования, недостаточный уровень подготовки, запоздалое прозрение – увлекся чем-то новым, узнал о новых открытиях и загорелся новой мечтой, что в юности случается, это естественно. Однако главное – мотивация к учебной деятельности – сохранено, как и серьезное отношение к своему выбору.Медицинский класс в московской школеСтать врачом мечтают многие. Но спасать жизни не так уж и легко. И бывает, первый обморок при виде крови становится последним днем учебы в вузе. Но узнать, на что ты способен, можно гораздо раньше. Наличие в школах тренажеров и оборудования позволяют старшеклассникам полностью погрузиться в благородную специальность медика.- Я ученица медицинского класса, – делится своими ощущениями одиннадцатиклассница школы №1905 Анастасия Левкина. – Мы работаем, используя цифровые микроскопы, тренажеры по анатомии и физиологии, а также ростовые манекены, с помощью которых происходит обучение по оказанию первой медицинской помощи. Выпускники медицинского класса имеют возможность посещать различные познавательные мастер-классы, лекции, принимать участие в конференциях, которые проводятся в школе и университетах. Учащиеся медицинского класса получают опыт и навыки в различных сферах деятельности, организовывая благотворительные акции и мероприятия и принимая в них участие. В нашей школе организованы элективные курсы для углубленного изучения основ медицинских знаний, физиологии и анатомии, практикум по микробиологии, а также курсы оказания первой помощи «Шаг в медицину». Уровень знаний учащихся помогают определить различные тестирования и мониторинги, проводимые в стенах Первого медицинского университета имени И.М.Сеченова.Участники проекта «Медицинский класс в московской школе» имеют несколько возможностей получить дополнительные баллы для поступления на бюджетное отделение в желаемый вуз. Например, победители и призеры конференции «Старт в медицину» получают по пять дополнительных баллов к сумме экзаменационных. Также они начисляются при успешной сдаче предпрофессионального экзамена, проводимого университетом.Кадетский класс в московской школеСегодня кадетское образование стало одним из видов профильного обучения, и все больше школьников выбирают этот сложный путь, что дает возможность им в будущем выбрать профессию.- Построение, сдача рапорта, поднятие флага, – рассказывает один из учеников кадетского класса школы №2089. – Всего за месяц занятий строевой подготовкой мы научились маршировать, тянуть носок и не сбиваться с ритма. Не будем скрывать, сначала все воспринималось как игра: подумаешь, опоздал на построение, забыл ремень, нет белого банта… Но время все расставляет на свои места, и выглядеть белой вороной никому не хочется. Кадетство – это состояние души, каждый чувствует ответственность за себя и товарищей, что он не пропадет, когда рядом настоящие друзья. Мы не стали сразу взрослыми, так не бывает. Иногда нарушаем дисциплину, можем не выучить урок, забыть сменную обувь, однако девиз мушкетеров жив в нашем классе: «Один за всех, и все за одного!» Свободного времени стало меньше, поэтому ценим его. Успеваем поучаствовать в сборе макулатуры, поехать на экскурсии в рамках олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы». Учитывая отличные результаты прошлого года и желание продолжить традицию, создали две команды. Нам интересно вместе и жаль расставаться даже на выходные. Программа занятий достаточно сложная, насыщенная и разнообразная. Помимо общеобразовательных дисциплин введены спецпредметы, например строевая подготовка, управление беспилотными летательными аппаратами, рукопашный бой. Учебный день в кадетском классе заканчивается построением. Офицер-воспитатель разбирает наши промахи и ставит задачи на новый день. Опускаем флаг, расходимся. У многих еще занятия в кружках и секциях. Нашу школьную жизнь нельзя назвать легкой и беззаботной, но это наш выбор!А еще у московских ребят есть возможность более тесного знакомства с царицей наук в рамках проекта «Математическая вертикаль» и право на погружение в исследовательскую деятельность благодаря академическим классам. Но останавливаться здесь на этом не хотят. Дети ведь все разные и желают проявить свои способности в самых различных областях. Вот для них-то и создают в школах, где они учатся, эти возможности. Для того чтобы юным мечтателям было легче понять, чем на самом деле они хотят заниматься в жизни и кем они действительно желают стать в будущем. Исаак КАЛИНА, министр правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы:- Я думаю, что москвичи имеют право быть лучшими в мире не только в начальной школе, но и в старшей тоже. Поэтому два года назад мэром был инициирован очень мощный проект, формально названный интеграцией всех уровней образования, но реально это предпрофессиональное образование. В рамках проекта были открыты инженерные, академические, медицинские классы, очень востребованными оказались кадетские классы. Также появились предуниверсарии для старшеклассников на базах ведущих вузов города. Этот проект пока еще только развивается.Поэтому думаю, что в следующие годы мощно будет развиваться старшая школа – с 8‑го класса.Процесс развития старшей школы не случаен. До введения ЕГЭ московские школьники имели преимущество при поступлении в московские вузы перед иногородними, благодаря тому что они, например, ходили на подготовительные курсы того или иного вуза. К вступительным экзаменам в конкретный вуз москвича готовили преподаватели этого же вуза, что давало серьезные преимущества перед жителем любого другого региона. Когда же в 2009 году ЕГЭ стал обязательным для всей страны, то это преимущество исчезло, и в 2010 году сильно упала доля москвичей, поступающих на бюджетные места в ведущие вузы столицы.Сегодня московский школьник, чтобы быть конкурентоспособным для поступления в ведущие московские вузы, должен быть равен сильнейшим выпускникам из регионов, ведь в Москву приезжают поступать в основном такие. Поэтому наши усилия направлены на то, чтобы школа делала московских учеников сильными конкурентами при поступлении в ведущие вузы Москвы. Для этого и создаются предпрофессиональные классы, проводятся «Университетские субботы», организуются предуниверсарии и развивается массовое олимпиадное движение.Процесс создания предпрофессиональных классов начинался с небольшого числа школ, но с каждым годом их количество увеличивается, и сегодня это массовое движение. По крайней мере, в каждом районе ученик может найти школу с инженерным или медицинским классом, с кадетским. Академических меньше – примерно одна школа на округ, но и количество ученых не может быть огромным.Преимущество таких классов еще и в том, что, если ты поймешь ошибку в выборе профессии, ты можешь поменять свой выбор, еще будучи школьником. Это наиважнейший момент предпрофессиональных классов – выпускник не будет на втором курсе института горевать, что он пошел не туда, у него есть возможность скорректировать свой выбор еще в школе.
Комментарии