search
main
0

Трамплин для директора. По каким параметрам оценивать деятельность руководителей школ?

Вопрос, быть или не быть системе оценки эффективности деятельности руководителя образовательного учреждения, не стоит уже давно. Время однозначно ответило: быть. Сегодня измерить, шкалировать и, следовательно, оценить можно практически все. Странно представить, что такая фигура, как директор школы, может остаться в стороне от происходящего в стране всеобщего экзаменационного процесса. Сегодня руководитель образовательного учреждения – это публичная и социально значимая личность, а следовательно, требования к эффективности его деятельности будут возрастать как у потребителей образовательных услуг, так и у государства. Как говорят многие директора школ, эту позицию надо принять и ей соответствовать. И все же главный вопрос, которым задаются руководители образовательных учреждений, когда речь заходит об оценивании их собственной работы: для чего это делается? Для чего разрабатываются критерии и показатели? Чтобы всех перевести на эффективный контракт? Чтобы составить рейтинг? Ответы «Учительская газета» искала у тех, кто уже знаком с подобными системами оценки и с высоты своего опыта готов делать выводы и прогнозы.

Как считает Ольга Ткачева, директор лицея №410 Санкт-Петербурга, главной целью, ради которой нужно разрабатывать систему показателей эффективности, является наличие у руководителя четкого механизма для совершенствования своей работы. О рейтингах не может быть и речи, поскольку, к примеру, нельзя сравнивать руководителя успешной школы с руководителем малокомплектной городской или сельской школы, в которой 50 лет не было капитального ремонта. В то же время, учитывая, что скоро всем педагогическим работникам предстоит перейти на эффективный контракт, вопрос оценочной политики становится приоритетным. И тут возникает вопрос: что оценивать? Качество образования или качество управления? В лицее №410 все же склоняются к первому.По словам Ольги Ткачевой, ведущим в обеспечении качества образования является принцип эффективности деятельности. А что такое эффективность деятельности? По сути, это получение результата с наименьшими потерями и затратами. Причем затраты могут быть не только финансовые, но и человеческие, связанные, например, со здоровьем. Поэтому под принципом эффективности деятельности все-таки нужно понимать вопросы, связанные с получением результатов с наименьшими потерями для здоровья.Качество образования в лицее №410 рассматривают как степень соответствия показателей состояния и результатов образовательной системы требуемым нормам, а также личностным и социальным ожиданиям.- От каждого образовательного учреждения  требуется разработать свою внутришкольную стратегию качества, которая была бы согласована с государственной образовательной политикой, и выработать четкие ориентиры успешного развития учреждения. Мы приняли общепризнанные мировые факторы успешного развития качества в организации: все знают, что они делают, все знают, почему они это делают, все знают, когда они это сделают, все признают, что нужно выполнить еще лучше. Причем последний ориентир – самый главный. Какие бы награды ни получали школа и учителя, нельзя останавливаться, нужно понимать, что можно сделать еще лучше, – уточнила Ольга Ткачева. – Мы выработали и приняли оценочную политику лицея. Сегодня мы осуществляем самоэкспертизу и самооценку, выявляем позитивные результаты и проблемные зоны в управлении качеством. И, кстати сказать, для руководителя самыми красноречивыми являются не столько позитивные результаты, сколько проблемные зоны. Поэтому я говорю коллегам: проблемы мы должны воспринимать не как критику, а как благодарность за то, что нам указали путь нашего дальнейшего развития. За это нужно говорить спасибо.В ходе беседы был затронут и еще один очень важный вопрос. Известно, что сегодня руководители школ буквально задыхаются от всевозможных проверок, от написания докладов, от подготовки различных отчетов и т. д., поэтому при разработке критериев оценки эффективности деятельности руководителя образовательного учреждения нужно принять это во внимание. Система оценки не должна стать дополнительной головной болью, очередной документально-отчетной порцией. По мнению Надии Спиридоновой, начальника отдела образования Невского района Санкт-Петербурга, говоря о системе оценки эффективности деятельности руководителя, нужно задаться и таким вопросом: зачем и кому нужна система оценки качества?- Она необходима абсолютно всем субъектам образовательного процесса, – утверждает Надия Спиридонова, – чтобы двигаться вперед. Несколько лет назад мы сами попробовали ввести систему оценки качества образования Невского района. Поначалу это было 10 показателей. Для нас было важно, чтобы методика расчета по каждому из них была понятной, каждый из них должен быть проверяем и открыт для всего педагогического сообщества. Был договор не менять эти показатели в течение трех лет, чтобы каждое образовательное учреждение могло увидеть движение не только по отношению к другим образовательным учреждениям, но и движение по отношению к самому себе. Не секрет, что разные школы выполняют различные соцзаказы, и однозначно нельзя сравнивать школу с углубленным изучением какого-либо предмета и единственную в микрорайоне школу, которая играет роль социокультурного института.Прежняя система оценки качества образования района просуществовала три года. Однако время не стоит на месте. Нужно было обозначать новые точки роста для руководителей образовательных учреждений, и в 2012 году мы внесли изменения и в методику, и в сами показатели. Например, среди них появились активное администрирование сайта, отсутствие подтвержденных жалоб, отсутствие выпускников, не получивших аттестат, доля педработников, повысивших квалификацию, эффективность расходования бюджетных средств. На каждый показатель также существует методика расчета.Сегодня все типы образовательных учреждений района включены в данный рейтинг и могут видеть свои точки роста. Главным показателем для нас является качество самого образовательного процесса. И задача руководителя состоит в том, чтобы создать в образовательном учреждении все условия  для достижения этого качества.Особенность нашего подхода в том, что данная система мониторинга открыта. Мы никогда ничего не скрываем. Политика района заключается в том, что каждый руководитель знает о себе и о другом все, каждый родитель знает об образовательном учреждении все. В районе существует информационный портал, где выложены все рейтинги, диаграммы, отчеты, и при желании на их основе можно сделать глубокий анализ. Многие говорят, что данный мониторинг ложится на плечи руководителя очередной бумажной работой. Ничего подобного. Если органы управления образованием работают нормально, им хватает данных в архивах, и никаких подтверждающих документов не нужно.Как призналась Надия Спиридонова, конечно, вначале было сложно:- Во-первых, мы не сразу открыли результаты. Было непривычно, что все, что происходит в системе, выложено на портале. Кроме того, мы готовили руководителей к тому, что наступит время, когда доплата будет напрямую зависеть от качества работы или от оценки деятельности образовательного учреждения. Три года назад об этом, конечно, было рано говорить, но сегодня, когда наши педагоги получают стимулирующую надбавку за качество, возникает естественный вопрос: если учитель ее получает, то почему руководитель не может получать аналогичную доплату за качество своей работы?Руководители работают по-разному, поэтому доплата за качество тоже должна быть разной. Таким образом, на уровне главы администрации было принято решение о том, что стимулирующие надбавки устанавливаются в зависимости от оценки качества деятельности образовательного учреждения. Основной повышающий коэффициент к должностному окладу руководителя устанавливается за качественную работу по итогам оценки деятельности образовательного учреждения за определенный временной  цикл, например с 1.03.13 г. по 1.03.14 г. Ранее этот коэффициент составлял около 50% к должностному окладу. Сегодня руководители получают по-разному, и доплата составляет от 50 до 90% к должностному окладу. 10% остается для того, чтобы можно было стимулировать за какие-то разовые крупные мероприятия, которые были проведены.Кстати сказать, обоснованность подобного подхода была подтверждена самими людьми. Как-то, приехав в один детский сад, я услышала от воспитателей, что у новой заведующей зарплата вместе с доплатой – 24 тысячи рублей, хотя человек находится в детсаду с утра до вечера. Получается, что у воспитателя зарплата – 30 тысяч рублей, а у заведующей – 24 тысячи рублей. На взгляд педагогов, это неправильно. Руководитель образовательного учреждения  – это статусная фигура, эти люди должны получать достойную зарплату, потому что несут ответственность за все.Конечно, можно оказаться в группе руководителей, где доплата небольшая, но точки роста обозначены, и значит, нужно двигаться вперед.Данная система может критиковаться, но она плод нашего коллективного труда. Кроме того, основным достоинством в ней является то, что заданы правила игры, представлена система, и это позволяет руководителю работать спокойно, без встрясок, больше внимания уделяя педагогическому процессу.В том, что будет создана оценочная система, ничего плохого нет, предполагает Римма Шаферичева, отработавшая директором школы №3 города Луги Ленинградской области более двадцати лет. Всех руководителей это поставит в равные условия на старте. Возможно, с ее появлением уйдет и пресловутый человеческий фактор, когда многое в работе руководителя решали связи. Но, с другой стороны, нужно очень тщательно подходить к разработке критериев, потому что оценивать жизнь школы нужно по всем параметрам. В 1990-е годы, когда она начинала работу на руководящей должности, основными критериями были отсутствие школьников, состоящих на учете в детской комнате милиции, и число поступивших в вузы. Сегодня должно учитываться и соответствие требованиям Закона «Об образовании в РФ», и работа с учеником, работа с кадрами, с родителями и т. д.Помимо прочего важно, чтобы оценивание не стало формальностью, участием в тех или иных проектах для галочки, ради лишнего балла. Если же оценка работы руководителя превратится в некий трамплин, стимул для достижения больших результатов, большей работоспособности и творческой деятельности, тогда эта затея не бессмысленна.Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте