В поездку по сельским школам Владимирской области я отправилась, откровенно говоря, с тяжелым чувством. Начиталась накануне газетных статей: деревня в России умирает, деревня спивается, пустеет, школы закрываются, а еще перечитала «Благонамеренные речи» Салтыкова-Щедрина. Писатель-сатирик словно писал о нашем времени: села опустели, люди нищают, спиваются, одни воротилы и проходимцы процветают, за бесценок скупая поля и леса. Это происходило после отмены крепостного права. Скажу сразу, что мои опасения, слава богу, не оправдались. Деревня, во всяком случае во Владимирской области, живет.
Конечно, я уверена, что в тех газетах описываются не отдельные нетипичные для нашего времени явления. К сожалению, все это присутствует, в одних регионах в большей степени, в других – в меньшей, хотя, как мне кажется, это еще не стало национальной катастрофой, и село можно спасти. То, что я увидела и услышала в Ковровском районе Владимирской области, вселяет оптимизм и надежду.
По словам главы администрации Ковровского района Александра Клюшенкова, школы в районе живут, развиваются. Это я увидела потом воочию. Это пока еще одна из немногих территорий, где население прибавляется, а не убывает. Все промышленные предприятия работают.
Строятся два новых современных завода по выпуску строительных материалов и еще сталепрокатный. Это дает дополнительное финансирование и образованию, и культуре. Хотя есть немало людей, которые живут бедно, им оказывается помощь: бесплатные детские сады, бесплатное питание, ремонт домов и квартир. Бывшие колхозы и совхозы сохранились в виде акционерных обществ, только они не так многолюдны, как в былые времена.
В последние год-два появилась проблема с детскими садами – заметно повысилась рождаемость. Пришлось сделать несколько пристроек к имеющимся. Но все равно мест не хватает. Поэтому строятся новые. Одно здание детсада в селе Крутово 12 лет было закрыто. Теперь появилась в нем потребность. От старого здания оставили только коробку. Все остальное выстроено заново. В начале сентября сюда придут более 50 сельских малышей.
Начальник управления образования райадминистрации Вера Амбарова уверена: «У деревни есть будущее, пока работают детские сады и школы». А там, где садики еще не построены, детей возят на комфортабельных автобусах в один из ближайших. Это имеет положительный момент. Как считает Михаил Корешков, директор областного Департамента образования, подвоз дошколят, а затем и школьников формирует у населения психологию мобильности.
Рассказывали такой эпизод. Года три назад глава района Александр Клюшенков проехал по школам и увидел, что котельные в основном отапливаются углем. Тогда он сказал: моя задача – сделать так, чтобы в школах было тепло и чисто, а учителя ходили по школе не в валенках, а в туфельках и легких кофточках. Все котельные были газифицированы, коммуникации заменены, все, включая электрику, стало современным.
Забота о детсадах и школах со стороны районной администрации очевидна. Недаром ее главе Александру Клюшенкову было присвоено звание «Отличник народного просвещения», хотя он и не педагог, а инженер по образованию.
11 лет назад в районе начали приводить в порядок школьную сеть. Постепенно закрывали школы, где учились всего 5-6 учеников, школы «на курьих ножках», как их называли из-за ветхости строений и ущербного образования. Но перед тем как закрыть такую школу, спрашивали согласия родителей. Дети от этого только выигрывают: получают хорошее полноценное образование, общаются со сверстниками, занимаются в разных кружках и студиях.
Ковровский район первым во Владимирской области начал создавать образовательные, социокультурные комплексы. Под одной крышей или по соседству располагаются: детский сад, школа, клуб, библиотека. Школа становится центром всей жизни села. Это помогает сделать жителей его участниками воспитания детей.
Сельские дети здесь по вечерам не скучают. Они идут в кружки, танцевальные, музыкальные студии. А возможности заниматься многими видами спорта могут позавидовать и жители даже крупного города.
В районе достаточно спортивных площадок, хоккейных коробок. Дети увлекаются горным, водным и пешим туризмом. Для этого куплены катамараны, байдарки, современные пластиковые лыжи, роллеры. Всем этим ребята пользуются бесплатно. В самом скором времени откроется настоящий ледовый дворец. И все это, хочу подчеркнуть, не в городе Коврове, а в районе.
Так что сельские дети здесь не чувствуют себя вдали от цивилизации. Они посещают все выставки, детские спектакли, которые ставят во Владимире. Их бесплатно возят туда на автобусах.
Я побывала в двух школах, расположенных в разных концах района. И та и другая отвечают современным стандартам. Современное инженерное оборудование. Хорошо оснащенные кабинеты. В каждой есть компьютерные классы. И, естественно, выход в Интернет.
Школы Клязьмогородецкая и Крутовская во многом похожи: уютные, светлые, ухоженные. Они уже были готовы к новому учебном году в начале августа. Обе утопают в цветах снаружи и внутри – в коридорах и классах их великое множество. Но есть и различия. И не только в том, что первая – средняя, а вторая – основная.
В Клязьмогородецкой углубленно изучают биологию с уклоном в экологию, здесь развито также краеведение. Экологическое направление имеет хорошо разработанную программу. Оно начинается на уроках и продолжается за пределами класса и школы, школа стала районной экспериментальной площадкой по экологическому воспитанию. Ребята наблюдают за природой, оберегают ее.
За каждым классом закреплена определенная клумба или грядка. Ребята стараются, чтобы их цветы и овощи были самыми лучшими.
Зимой ученики Клязьмогородецкой школы помогают птицам выжить. Развешивают кормушки. Кстати, и здесь у каждого класса свой участок.
Дважды в год – ранней весной и осенью – устраиваются экологические десанты. Ребята убирают улицы села, ликвидируют свалки, которые раньше встречались через каждые десять метров. Теперь их стало меньше. Чистят берег Клязьмы. Школе удалось привлечь к генеральной уборке улиц и родителей учеников. Как считает директор Клязьмогородецкой средней Вера Веселюк, благодаря совместному делу по наведению порядка и чистоты меняется жизнь на селе. У жителей появилась потребность в красоте, ухоженности своих усадеб. Теперь и вокруг домов устроены цветники. Есть в школе свой краеведческий музей, которым учителя гордятся и который посещают жители окрестных сел.
В Крутовской основной школе учатся 103 ученика из девяти населенных пунктов. Главное направление в образовании – трудовое и нравственное. Последнему способствует большой школьный музей «Моя малая родина». Дети не только участвуют в работе его, но и организуют краеведческие декады в селах Крутово и Марьино. А еще ребята так же, как и в Клязьмогородецкой, выращивают овощи и фрукты для своей столовой, и на продажу.
В обеих школах есть свои трактора, а в Крутовской даже свой трактородром, где учатся водить трактор не только ученики, но и сельская молодежь, пожелавшая получить специальность тракториста. Услуги, естественно, платные.
Учитывают ли школы потребности сегодняшнего сельского хозяйства в кадрах? «Да, учитывают, – говорит директор Клязьмогородецкой школы Вера Веселюк. – Дети должны иметь связь с землей, потому что маргиналы никому не нужны».
Мальчики нередко остаются в селе работать. Кстати, умение водить трактор позволяет старшеклассникам и выпускникам обрабатывать и свое приусадебное поле, благодаря чему сельские жители не бедствуют, бедные в основном появляются там, где их собственные огороды заросли бурьяном. Земля прокормит, если на ней трудиться.
Часть выпускников, и немалая, уезжает в города. Некоторые после учебы в техникумах и вузах возвращаются. Работают в основном по найму. Свое дело завести трудно и непривычно. Фермерство в регионе не стало распространенным явлением. Пока это островки в океане заброшенных полей.
В школах, как и в прошлые десятилетия, не учат быть хозяином земли, собственником ее, который мог дорожить бы ею ради процветания своего края.
И тут вовсе не вина школы, потому что не определена ее роль в этом, нет социального заказа, и с этим совершенно согласен директор областного Департамента образования Михаил Корешков, который сопровождал меня в поездке. Нет такого рычага, нет в конце концов специалистов, понимающих, как хозяйствовать на земле сегодня, как правильно к ней относиться, хотя потребность в этом начинают уже осознавать, иначе как же не только возродить, а преобразовать сельское хозяйство на том же уровне, на каком оно развито в передовых странах?
В Крутовской школе мне назвали только одно небольшое семейное фермерское хозяйство, в котором работают брат и сестра, выпускники школы. «Наверное, сейчас во время кризиса они с трудом выживают?» – поинтересовалась я. «Ничего подобного, – ответила директор школы Татьяна Белякова, – живут не тужат».
Но вообще фермеров во Владимирской области мало.
Среди них выделяется образцовое фермерское хозяйство Джона Кописки, лауреата премии Петра Столыпина, правда, из другого – Петушинского – района. Англичанина, приехавшего в Россию более 20 лет назад, а в последние 11 занимающегося фермерством. Джон принял православие, ощущает себя русским. С болью говорит о бедах нашего сельского хозяйства, считает, что в России утеряны многовековой опыт и культура земледелия. «У нас нет людей, которые знают, как работать на земле», – говорит Джон Кописки. И поэтому он нанял управляющего-иностранца. Вместе с тем он не считает, что фермеров нужно выписывать из-за рубежа. «Я русский. И лично считаю, что Россия должна сама контролировать производство продуктов в своей стране».
Фермерство, считает он, не бизнес, который приносит легкие деньги, это особое умение, искусство творить на земле. К слову, Джон не только строит современные коровники, но и восстанавливает на свои деньги полуразвалившийся храм.
Хозяйство Джона Кописки – это своего рода сельскохозяйственный университет. Вот бы к нему и водить школьников из ближайших деревень, чтобы те воочию увидели и услышали, каким должен быть настоящий хозяин земли.
Владимирская область
Комментарии