В последние годы разрабатываются важнейшие документы, регламентирующие направления развития образования. Среди них Национальная доктрина образования, Федеральная программа развития образования, Концепция модернизации российского образования. Ведется работа над проектом Образовательного кодекса. К сожалению, ряд положений, имевшихся в проектах этих документов, после проработки чиновниками исчезли полностью либо подверглись значительной правке, в корне изменившей заложенную разработчиками идею.
Министерство образования РФ по поручению правительства разработало план межведомственных мероприятий по реализации Концепции, но правительство не посчитало нужным его утвердить и тем самым сделать обязательным для Минэкономразвития, Минфина и других министерств, которые могут влиять на вопросы образования. Видимо, поэтому в плане отсутствует ряд вопросов социального характера, в том числе решение о доведении заработной платы работников образования до уровня средней зарплаты в промышленности, а для преподавателей вузов – до уровня двух средних зарплат.
Одновременно Правительство РФ приняло Программу социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), являющуюся продолжением плана действий Правительства РФ на 2000-2002 годы.
Профсоюз работников народного образования и науки РФ неоднократно заявлял, что в Программе Правительства РФ по модернизации социальной сферы и плане ее реализации самое ущербное место – отсутствие кадровой политики. Не учитываются фактор старения преподавательского состава, необходимость вести научно-исследовательскую работу в вузах. Если не решать эти проблемы, качество образования понизится, а студентов будет просто некому учить.
Больше всего сегодня споров вокруг проблем введения Государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Мы неоднократно высказывали серьезные аргументы против поспешного эксперимента с ГИФО в связи с недостаточной проработанностью и возможными негативными социальными последствиями реализации этого предложения.
Ежегодная неопределенность финансирования вузов на основе ГИФО может создать проблемы с финансированием учебного процесса, изменит принципы подбора и закрепления кадров, скажется на уровне квалификации, на качестве подготовки специалистов, создаст проблемы оплаты труда, сохранения и развития научных школ. Предполагается создание эффективной системы поддержки ведущих вузов России. А как быть не ведущим вузам?
Проводя эксперимент в «тепличных» условиях (для шести вузов, участвующих в эксперименте, выделено на 85% средств больше, чем обычно), можно получить хорошие результаты. А как быть дальше? Где взять дополнительные средства для расширения эксперимента?
На протяжении многих лет государство, обеспечивая финансирование школ и вузов на 30-40% от реальной потребности, приучало их самостоятельно зарабатывать деньги. А теперь вместо экономической автономии и финансовой самостоятельности учебных заведений, как предусмотрено законодательством, им навязали жесточайшую регламентацию расходования бюджетных и внебюджетных средств.
Минфин вместе с Минэкономразвития, не считаясь с образовательным законодательством, Национальной доктриной образования, рекомендациями Госсовета, подтверждают свои намерения и дальше создавать условия для «выдавливания» из бюджетного сектора учреждений образования. Хотите дополнительно зарабатывать деньги и тратить в интересах образования – меняйте статус, из «учреждения» становитесь «организацией».
11 апреля 2003 г. Минэкономразвития России подготовило и вынесло на обсуждение проект Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), являющуюся продолжением предыдущей программы. Что же нам заготовил Минэкономразвития России в этот раз?
В подразделе «Управление государственной собственностью» для поэтапного сокращения избыточной части государственного сектора предлагается осуществить преобразование государственных учреждений в иные формы некоммерческих и коммерческие организации. В подразделе «Развитие профессионального образования» предлагается «стимулирование процесса перехода части государственных образовательных учреждений в статус государственных некоммерческих организаций».
Как сообщил на VII съезде Российского союза ректоров первый замминистра Минэкономразвития М.Э. Дмитриев, Правительство РФ подготовило проект закона о специализированных государственных некоммерческих организациях. Сразу по окончании съезда ректоров мы обратились в Минэкономразвития с просьбой предоставить проект закона.
Он мало отличается от предыдущего варианта. В нем предполагается снять субсидиарную ответственность государства за некоммерческие организации, открывается возможность банкротства учебных заведений, позволяется получать прибыль, которую необязательно вкладывать в образовательный процесс.
Это позволяет учебным заведениям ставить целью своей деятельности не столько повышение качества образовательных услуг, сколько извлечение прибыли, значительное расширение платного образования. С этим можно было бы согласиться, если бы наше общество было богатым. Считаем, что сначала нужно создать условия для граждан, чтобы они могли оплачивать эти услуги.
Правительство считает, что такие условия создает ГИФО. Несмотря на негативные отклики по результатам годичного эксперимента по ГИФО, предлагается «постепенное замещение финансирования текущего содержания сети учреждений профессионального образования непосредственной оплатой конкретных образовательных услуг, оказываемых гражданину, из бюджетов различного уровня. Введение по результатам эксперимента системы финансирования высших и средних учебных заведений с использованием государственных именных финансовых обязательств (ГИФО)».
В стране много говорится о социальном партнерстве, но, к сожалению, наша власть не всегда прислушивается к разумным предложениям. Поскольку изменение статуса образовательного учреждения может иметь социальные последствия, проект закона должен быть рассмотрен на Российской трехсторонней комиссии. Но авторы проекта программы априори уверены в своей правоте как по проблеме изменения статуса ряда образовательных учреждений, так и по введению ГИФО.
Разработчики проекта программы предлагают считать главными индикаторами число обучающихся и студентов системы профессионального образования, устроившихся на работу по полученной специальности, число выпускников, зарегистрировавшихся на бирже труда в течение первого года после выпуска, долю молодых преподавателей в общем числе профессорско-преподавательского состава, объем платных образовательных услуг, предоставляемых населению учреждениями (организациями) профессионального образования, соотношение приема (выпуска) обучающихся на бюджетной основе в учреждениях начального и среднего профессионального образования к приему (выпуску) в учреждениях высшего профессионального образования, долю обучающихся из сельской местности и малообеспеченных семей в учреждениях профессионального образования от общего числа обучающихся в этих учреждениях. Конечно, по этим индикаторам в определенной мере можно судить о развитии профессионального образования, но вряд ли они говорят о повышении качества профессионального образования.
В проекте программы Правительства РФ опять отсутствуют предложения по решению кадровой политики, какие-либо ориентиры на повышение оплаты труда работников образования.
Работники образования не имеют возможности обсуждать разрабатываемые документы, вынуждены верить представителям власти, которые зачастую умалчивают истинные цели преобразований.
На съезде ректоров говорилось о докладе, подготовленном группой, которую возглавляет научный руководитель Высшей школы экономики Е. Ясин, «Бремя государства и экономическая политика: либеральная альтернатива». Это своего рода наставление для Правительства РФ, совет: снизить госрасходы и большую часть денег отдать бизнесу; приватизировать вузы, школы.
10 апреля, накануне публикации проекта Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), проходило заседание Правительства РФ, на котором рассматривался проект Концепции по оптимизации бюджетных расходов. Проект Концепции не предназначен для широкого обсуждения.
Что же предлагает Правительство РФ для оптимизации расходов? СМИ распространили слова А. Кудрина: основная задача Минфина будет заключаться в том, чтобы проверить все государственные расходы и прекратить те из них, которые не относятся к компетенции федеральной власти.
В частности, предлагает передать на уровень субъектов Федерации образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, которые имеют только местное значение. Возникает вопрос – а что это за вузы? Как стало известно, это педагогические вузы, расположенные не в центрах субъектов Федерации. Но сделать это непросто. Видимо, попытаются внести изменения в Закон «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию», отменив согласование с органами законодательной власти и согласие коллектива работников. Об это говорит и проект программы. Но сумеет ли власть синхронизировать передачу образовательных учреждений на региональный уровень и внести изменения в межбюджетные отношения центра и регионов? Есть ли уверенность у власти, что субъекты Федерации сумеют профинансировать передаваемые учреждения образования? Известно, что в ряде субъектов Федерации не могут без помощи центра выплачивать заработную плату в общем образовании. До сих пор имеется задолженность по ее выплате в ряде областей. Есть проблемы и по выплате отпускных работникам образования. Не придется ли учреждениям начального и среднего профессионального образования прекратить существование или перепрофилироваться?
Далее предлагается сократить число мест для студентов, обучающихся за счет бюджета. Это неизбежно приведет к росту стоимости обучения на коммерческой основе. А что ожидать техническим вузам? Как это отразится на проблеме ГИФО? Не приведет ли это к коррупции при поступлении в вузы?
Предлагается отменить или приостановить ряд нормативных актов, не обеспеченных источниками финансирования. Вспоминая ежегодные попытки Правительства РФ при обсуждении проекта федерального бюджета исключить статьи об уровне оплаты труда работников образования и процентах, которые необходимо выделять по законам на образование, стоит задуматься над приоритетностью образования в стране.
Предусматривается доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, зачислять в федеральный бюджет в полном объеме.
После заседания Правительства РФ в прессе появились противоречивые сведения о результатах работы. Одни СМИ говорят, что предложения не одобрены, другие сообщают, что дано две недели на доработку. Полная неразбериха!
Предлагаемые проекты противоречат духу документов, принятых в последние годы, а именно – Доктрине образования, Концепции модернизации образования. Можно быть уверенным, что исполняться будут правительственные постановления, а не планы Министерства образования, какие бы они ни были замечательные! Правительство, видимо, считает главным решать проблемы страны, проблемы снижения налогообложения за счет бюджетников, затягивая им пояса, не ища других путей повышения доходов государства.
В день заседания Правительства РФ, обсуждавшего проект Концепции по оптимизации бюджетных расходов, стало известно о трагедии в Якутии, затем в Дагестане, в это же время сгорели школы в Карелии и Бурятии, правда, обошлось без жертв. Может быть, к трагедии привела «оптимизация» расходов на образование?
Владимир Павлихин, зам. председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Комментарии