search
main
0

Траектория. Владимира V.Q

Модельеру Владимиру V.Q. хватило всего пяти лет, чтобы взойти, а точнее сказать, стремительно взбежать вверх по лестнице успеха и признания, перемахивая сразу через несколько ступенек и не задерживаясь долго ни на одном из пролетов. Казалось, совсем недавно он дебютировал со своей коллекцией на одной из Недель российской моды, а теперь вот уже несколько раз подряд его показы торжественно открывают крупнейшую в нашей стране Russian Fashion Week. И каждый раз гостей ждет какой-нибудь сюрприз: то в роли модели по подиуму прогуливается актер Марат Башаров, то певец Паскаль выйдет, чтобы спеть песню о моде, самим модельером сочиненную. Владимира можно смело, не боясь сглаза и порчи, считать редким везунчиком. Редким, потому что кроме слепого случая и капризной удачи ему помогают еще и редкий вкус, и редкий талант.

– Владимир, в свое время вы начинали учиться в инженерно-строительном институте. И факультет был совсем нелегкомысленный – «Автоматизированные системы обработки информации и управления». Для модельера – более чем экзотическое прошлое…

– Все мы имеем право делать выбор, а потом убеждаться, что, увы, вытянули не ту карту. Главное, вовремя остановиться и не потратить полжизни на абсолютно чужое тебе дело.

Больше скажу, в юности я начал делать неплохую комсомольскую карьеру, всерьез мечтал о высоких партийных кабинетах, затем метался от одного частного «постперестроечного» бизнеса к другому, жил в Канаде, чем только заниматься не приходилось. Так что инженерно-строительный институт еще не самая, как вы говорите, экзотическая страница моей биографии.

Что касается моды, тут, наверное, взяла свое какая-то генетическая память. Мой прапрадед по материнской линии еще до революции держал швейные мастерские на Тверской в Москве и на Невском в Питере. Обшивал тогдашний средний класс. Закройщицами были и две мои двоюродные бабки. Поэтому, открыв свое первое маленькое ателье, я просто вернулся «к корням». К тому же еще в детстве я с упоением кроил «наряды» из отрезов, предназначавшихся, правда, для военной формы отца.

– Свой псевдоним V.Q. вы привезли из Канады? Или это мистические символы, еще один «зов предков»?

– Никакой мистики. Не поверите, но все очень просто. Когда жил за границей, пришлось перевести свою фамилию на английский – иначе иностранцы просто язык ломали. Так что V.Q. – это всего-навсего мои английские инициалы. Так что, когда встал вопрос о выборе псевдонима, велосипед решил не изобретать. Под псевдоним был придуман и девиз: Vici Qualitat – Победа и Качество. Это не просто красивые латинские слова, а мой жизненный принцип. Я всегда стараюсь побеждать. Необязательно кого-то. В первую очередь себя, свою лень, свои комплексы, обстоятельства. Ну а с качеством все, по-моему, понятно. Кто будет спорить с тем, что одежда должна быть качественной? Причем не только снаружи, но и с изнанки.

– Работать под псевдонимом – это принципиально?

– Вообще-то да. Фамилия для меня – символ личной жизни, в которую, если честно, далеко не всегда хочется впускать посторонних. Псевдоним же – своеобразный оберег, защита от сглаза, если хотите. Можно было, конечно, просто фамилию поменять. Но папа мой этого бы не пережил, обиделся бы смертельно.

– Неужели вы так суеверны?

– Очень суеверен, просто до неприличия. Пытаюсь, правда, с этим бороться. Ведь сам на себя беду накликаю. Если черная кошка переходит дорогу, я, конечно, не начинаю плеваться на всю улицу, но про себя думаю, мол, что же ты, зараза такая, шляешься там, где приличные люди ходят. При этом понимаю, что не таким авантюристам, как я, кошек бояться.

– Пять лет назад вы выбрали для себя классический стиль и с тех пор ни разу ему не изменили. Сложно, наверное, придерживаться одного направления и при этом не повторяться?

– Действительно, сложно. Но я до сих пор эксплуатирую те идеи, что придумал в самом начале. В свое время умные люди научили, что в одну коллекцию нельзя впихивать все свои задумки. Нужно взять что-то одно и обыгрывать это на разные лады. Поэтому для коллекции я беру одну, две, максимум три идеи, но не сто. Так что пока, слава Богу, держусь.

– Как при помощи костюма сделать мужчину мужественным, а женщину – женственной?

– Мой любимый вопрос. Все время думаю об этом, ради этого, собственно, и работаю. Меня раздражает стиль «унисекс». Как, впрочем, и «гранж», ибо место помойки – на помойке. Идеальная женщина – неважно, во что она одета – всегда ассоциируется у меня с тонкой шпилькой – чем выше, тем лучше. Нога на таком каблуке сразу же приобретает неземную, волшебную форму, осанка становится королевской. А если к этому добавить еще и корсет…

Что касается мужской одежды, то мой любимец – английский костюм. Желательно темно-синий. Наверное, именно поэтому большинство моих клиентов – люди деловые, предпочитающие строгий, офисный стиль. Похвастаюсь, я не сшил еще ни одного пиджака, повторяющего один другой. Многие думают, что английский костюм – это монолит, застывший во всех своих швах раз и навсегда. Мол, что тут можно еще придумать. А вот и не застывший, а вот и можно! Тысяча деталей и нюансов и для женского пиджака, и для мужского – от хлястика до эполетика. Мне так хочется, чтобы мужчины изменили свое отношение к костюму, перестали воспринимать его как нудную необходимость.

Мода сегодня настолько лояльна, что ее фактически нет. Носят всё. Есть, правда, тенденции, но они незначительны, и, если честно, мало кто о них вообще знает. Вот и получается, что вечен лишь английский костюм. Если же вы ждете от меня какого-нибудь дельного совета, то он один: не надо бояться носить красивые элегантные классические вещи. Они всегда кстати.

– Все-таки вы консерватор…

– Консерватор. Но не «сухарь». Я в свое время даже костюмы для стриптиза шил. Очень, кстати, интересно и непросто. С одной стороны, такое платье должно быть невообразимым, феерическим, с другой – практичным и качественным, с идеальными швами. Ведь если он вдруг вывернется наизнанку, модельер не должен умереть от стыда за внутреннюю грязь.

– А свадебное платье для своей невесты вы тоже шили сами?

– Конечно, сам. Мы расписались в минувшем апреле и отпраздновали свадьбу в узком кругу, с родителями и самыми близкими друзьями. Поэтому платье было очень скромное – белое с шифоновыми вставками, украшенное стразами. Торжественную церемонию человек на пятьсот будем устраивать позже. Планируем эдакий красно-черный вечер: сами будем в черном, свидетелей оденем в красное.

Кстати, история моего знакомства с женой очень забавна, нарочно не придумаешь. Мы встретились, когда я шил свадебный костюм для ее жениха на ее же свадьбу. Тот брак, правда, просуществовал всего четыре месяца.

– Перепробовав в жизни столько разных занятий, вы можете теперь сказать, что мода – это навсегда?

– Нет, конечно. Периодически у меня случаются кризисы жанра. Наверное, для людей моего склада это нормально. В такие моменты я больше не могу видеть все эти тряпки-тесемки. Один вид закройного стола вызывает приступ удушья, хочется позабыть его, как страшный сон. Желание одно – уйти из моды навсегда, заняться чем угодно, лишь бы это даже отдаленно не напоминало шитье.

И вот однажды, не прошло и двух часов, как я все это в очередной раз для себя «окончательно» решил, раздался телефонный звонок, и мне предложили поработать художником по костюмам в Российском академическом молодежном театре. Всю хандру как рукой сняло, и, честное слово, у меня будто второе дыхание открылось. Ведь одежда для современной жизни – это одно, а исторический костюм – совсем другое. И попробовать его сшить, придерживаясь всех установленных тогда канонов, попытаться разобраться, почему все было так, а не иначе, очень интересно. Мой самый первый спектакль «Орфей и Эвридика» вызвал бурю самых противоречивых откликов: я только и успевал что благодарить за комплименты одних и не обижаться на откровенные «наезды» других. Потом последовала работа в Театре имени Станиславского над спектаклем «Мастер и Маргарита» режиссера Сергея Алдонина, в телесериале «Траектория бабочки», снятом по роману Себастьена Жапризо «Западня для Золушки». Последняя моя работа в РАМТе – молодежная комедия «Forever» эстонского режиссера Райво Трасся. Превосходный спектакль, смешной и трогательный, нравится и совсем юным ребятам, и их родителям.

С этим спектаклем целая история вышла. На производство костюмов мне было дано ровно 10 дней. Это очень мало, если учесть, сколько в спектакле занято артистов и как часто они должны переодеваться. При этом очень лаконичные декорации, где есть только черный, белый, красный и серебряный цвета. Костюмы, конечно, не должны выбиваться из общей гаммы. Я даже эскизы не успевал рисовать. Режиссер и художник в работу над костюмами не вмешивались. С одной стороны, очень приятно, когда тебе доверяют, с другой – очень сложно, когда перед тобой – чистый лист и нет никаких задач. Ведь чем больше рамок и ограничений, тем легче: все, что от тебя требуется, – как-то вписаться в эти рамки, а если повезет, то и раздвинуть их. Много вариантов перепробовали: начали шить одно, бросили, приступали к другому. И все за 10 дней! Но получилось, по-моему, очень даже неплохо. Хотя не мне об этом судить…

– Актеры – народ капризный. Сложно, наверное, с ними работать?

– С манекенщицами, конечно, проще. Их мнения никто не спрашивает: что дали, то и надевай. С артистами, а особенно актрисами, так не получается. Бывает, размечтаешься, придумаешь что-то, на твой взгляд, сногсшибательное, гордишься своей изобретательностью, а она смотрит на это, смотрит и… категорически отказывается выходить в таком виде на сцену.

И никуда не денешься: если актриса в моем костюме будет себя неуютно чувствовать, она и играть не сможет. С этим приходится считаться. Куда приятнее, когда наши настроения и желания совпадают. Так получилось с Еленой Галибиной и Ниной Дворжецкой, восхитительными актрисами, занятыми в «Forever». С ними очень приятно работать, потому что они действительно знают, что выигрышно, а что нет. Для Елены Галибиной сшил белый костюм, идею которого она сама мне и подсказала.

– Осенью нас ждет очередная Russian Fashion Week. Чем на этот раз удивите публику?

– Это снова будет классическая коллекция сезона весна-лето-2005. Покажу ее под переработанного на современный лад Чайковского. Не буду сейчас раскрывать все карты, но в одежде будут видны темы, связанные с творчеством Петра Ильича. Осенью же на Неделе моды в Гостином Дворе планирую показать детскую коллекцию. Никогда не занимался детской одеждой, интересно попробовать.

Но, если честно, сейчас все мои мысли заняты не столько очередными показами, сколько созданным мною недавно объединением «Мир искусств-2». Хочу способствовать тому, чтобы классика и академичная красота вернулись не только в наш с вами гардероб, но и на сцену. Авангард и эпатаж, конечно, имеют право на существование, кому-то это нравится и нужно, залы полны, но я не считаю, что такое искусство научит наших детей отличать плохое от хорошего.

Может, я много на себя беру, но мне хочется повторить путь легендарного дягилевского объединения «Мир искусств». Дягилев был гением (кстати, мы родились в один год, только с разницей в сто лет), на его волне мировое искусство просуществовало сто лет. Но он шел от классики к новым формам, я же хочу выйти на новый виток этой спирали, возвратиться к канонам.

Я надеюсь стать многодетным отцом и мечтаю, чтобы мои дети пришли в красивый мир, где есть не только компьютерные «стрелялки», но и оперная музыка, чтобы они читали умные книги и смотрели глубокие спектакли, заставляющие думать. Да, я люблю детективы Акунина, и приключения Гарри Поттера мне тоже интересны. Но перед этим я читал Достоевского, Толстого и Тургенева и хочу, чтобы и для моих детей эти имена не были пустым звуком.

Назовите мне оперу или балет, написанные за последние 50 лет, равные «Лебединому озеру», «Аиде» или «Травиате». Их нет! Есть только ни на чем не основанное глупое самовыражение. Вылезает богатая серость, у которой есть деньги. А таланты, если у них нет поддержки, остаются в тени. Пока Басков и Волочкова считаются вершиной современного отечественного искусства, культуры в России не будет. А будут только игры в шоу-бизнес. Да, эти люди, безусловно, одарены и неординарны, пусть поют, танцуют, собирают залы, только не надо считать себя великим оперным певцом и великой балериной. Одаренных много, но не у всех получается найти деньги на раскрутку. «Мир искусств-2», если получится, эту несправедливость исправит.

Фото Екатерины Цветковой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте