Современный университет – это вуз, успевающий меняться вместе со временем, сохраняя традиции. Меняется общество, и вместе с ним отношение студентов к образованию, науке. Вот и сегодня новая эпоха ставит вопросы: каким быть современному университету? Что поставить во главу угла? Академический статус, рабочий конвейер учебного процесса или дорогие артефакты реакторов, ускорителей, суперкомпьютеров? Или все же сложные траектории развития личности каждого абитуриента, студента, аспиранта, ученого?
Ключевым словом сегодня становится «кампус» как зримое средоточие традиций и инноваций, питающих творческую среду, где всесторонне развивается современная личность.Формирование университетских кампусов – это отражение мировых стандартов высшего образования, иначе научный и образовательный обмен был бы затруднен. С другой стороны, кампусы наших вузов воплощают глубокие традиции отечественной науки и высшей школы. Такое привнесение лучших традиций в передовой технической и технологической упаковке – это и есть современный университет. Именно его многомерность и сложность делают такое учебное заведение краеугольным элементом всей социальной структуры, включая не только науку и образование, но и экономику, технологии, право, культуру. Сюда, на эту площадку, приводят абитуриентов семья и средняя школа. Здесь наиболее активны спортивные и культурные сообщества, волонтерские и иные общественные инициативы, массмедиа, политические, философские, не говоря уже о научных кругах. Выпускники связывают альма-матер с регионами и зарубежными странами, а также с госслужбой, корпорациями, профессиональными объединениями, академическими институтами.Жизнь постоянно усложняется и требует от выпускников готовности двигаться по разнообразным траекториям, быть успешными и достигать своих целей. В известном смысле череда вузовских семестров и сессий является неплохим тренингом для этого. Однако сегодня нам необходимо выстраивать в вузе более сложные, комплексные программы личностного роста наших студентов, сочетающие образовательные технологии с участием в научных программах, культурной и иной внеучебной активностью, но главное с практической ориентацией на требования и запросы потенциальных работодателей. Воспитать личность, вскормить ее духовной пищей – это и есть сверхзадача для альма-матер. Поэтому в современном информационном обществе университет – это средоточие, место приложения всех элементов и сил, обеспечивающих возможности для личностного роста по разным, индивидуально обусловленным траекториям. Не будем забывать, что именно здесь молодежь проводит свои лучшие годы в смысле максимальной актуализации способностей. И ограничивать этот рост личности только высшей профессиональной подготовкой нельзя. Другая сторона медали заключается в нарастании информационных потоков, обрушивающихся на современного человека. Это приводит к тому, что выбор направления развития и образования необходимо начинать задолго до подачи документов в приемную комиссию. Поэтому вузам, чтобы получить наилучшего, целеустремленного и мотивированного абитуриента, нужно начинать работать со школьниками, в идеале, с 5-го класса. Необходима широкая сеть профориентации, система отбора и поддержки талантов во всех смыслах.Динамика современности требует постоянного обновления вузовских образовательных процессов. Ведь цикл подготовки занимает долгое время, и при этом дипломированный специалист на выходе из стен вуза должен обладать самыми свежими знаниями. Для адаптации к реалиям современного рынка труда важную роль играет проблемно-ориентированная подготовка, в соответствии с которой в университете нет шаблонных лабораторных работ, а учебный процесс становится частью реальной исследовательской работы по самым сложным и актуальным направлениям развития науки. Тематику курсовых и дипломных работ необходимо согласовывать с работодателями, прежде всего с компаниями – лидерами разных секторов мировой и национальной экономики, ведущими научными лабораториями. Это гарантирует актуальность работ и обеспечивает интерес к выпускникам со стороны работодателя. Зачастую выводы студенческих исследований имеют практическую значимость, а многие разработки получают внедрение в производство. Не менее важное условие – использование уникального исследовательского оборудования в образовательном процессе. Например, в НИТУ «МИСиС» создана одна из двух в мире исследовательских лабораторий по синтезу нового класса материалов на основе нанотрубок гексагонального нитрида бора. Гордостью университета являются Центр коллективного пользования «Металловедение и металлургия» (единственный в мире такого класса), уникальные лаборатории «Сверхпроводящие метаматериалы», «Деформационно-термические процессы», «Конструкционные керамические наноматериалы», Центр рентгеноструктурных исследований и диагностики материалов. В настоящее время создаются научно-исследовательские центры «Термохимия материалов» и «Гибридные наноструктурные материалы».В условиях современных городов успешно реализуются смешанные схемы получения образования, которые позволяют сочетать преимущества очного и удобства дистанционного образования. Лекции и консультации преподавателя в виде ответов на уже заданные вопросы становятся доступны практически в режиме онлайн-24/7. Не имеет значения, какая ИТ-платформа используется для обеспечения доступа к контенту, но к самому наполнению предъявляются особенные требования. Студент, пропустив лекцию или не вникнув с первого раза, имеет возможность ознакомиться с изложенным преподавателем материалом. Это позволяет выстроить индивидуальный путь к полноценным знаниям, учесть все особенности и мотивы, тем самым повысить эффективность обучения. Глобализация образования обеспечивает совершенно фантастический доступ к новейшим источникам мировой научной литературы крупных издательств: Elsevier, Springer, CRC. Можно практически мгновенно получить доступ к мировым публикациям в режиме препринтов – раньше, чем статья или книга увидит свет на бумаге. Это становится не только преимуществом, но и серьезным вызовом к работе преподавателя в вузе, поскольку нужно постоянно держаться на гребне информационной волны, модернизируя собственные учебные курсы. Ведущие вузы России, в том числе НИТУ «МИСиС», ставят целью подготовку специалистов, конкурентоспособных не только на отечественном, но и на мировом рынке труда. Первым шагом к этой цели для нас стала реализация системы подготовки студентов по английскому языку в течение всего периода обучения. Результат подготовки оценивается внешним экзаменом и подкрепляется сертификатами разных уровней о владении языком, например IELTS. Сертификат открывает двери в ведущие учебные заведения Великобритании, США, Франции, Германии, Новой Зеландии, Австралии, Канады.Таким образом, студент, имеющий сертификат, получает возможность, окончив бакалавриат в России, продолжить образование в магистратуре за рубежом, а затем вновь вернуться для продолжения обучения в аспирантуре. Если нет желания или возможности путешествовать, ведущие вузы предлагают программы англоязычной магистратуры в родных стенах, где совместно обучаются российские и иностранные студенты, с получением диплома о высшем образовании международного образца. Качество подготовки специалистов (бакалавров, магистров) напрямую зависит от уровня научно-педагогических кадров. Участие в образовательном процессе представителей признанных научных школ, преподавателей, имеющих опыт работы в ведущих мировых университетских центрах или промышленных компаниях, обеспечивает конкурентоспособность выпускников на отечественном и зарубежном рынках труда.Для творчески одаренных студентов работают студенческие научные общества и конструкторские бюро, а поддержка со стороны патентного отдела позволяет студентам окончить вуз с оформленной интеллектуальной собственностью в виде патентов и зарегистрированных программ.Ведущим вузам сегодня уже мало иметь только государственную аккредитацию. Очень важно обеспечить признание выдаваемых дипломов на международном рынке труда. Все больший интерес со стороны будущих работодателей и заказчиков обучения вызывает наличие у образовательной программы различных знаков качества, например европейского EUR-ACE label. Для этого необходимо пройти процедуру общественно-профессиональной аккредитации и включения отдельных образовательных программ вуза в международные реестры. Еще одним важным элементом успеха образовательной программы является возможность пройти практику на самых современных предприятиях России по согласованным с работодателями программам. Так, партнерами НИТУ «МИСиС» являются ОМК, НЛМК, Металлоинвест, ТМК, Мечел, РУСАЛ, Гиредмет, ПОЛЮС-ЗОЛОТО, Северсталь, Евразхолдинг, УГМК и другие. Отработав на производстве и получив практический опыт, наши выпускники имеют возможность на любом этапе карьеры продолжить образование в магистратуре или аспирантуре, повысить квалификацию и пройти стажировку или профессиональную переподготовку. Только так можно реализовать принцип «образование через всю жизнь».Конкурентоспособная профессиональная подготовка включает в себя общенаучные, социально-культурные, творческие, спортивные и прочие компетенции. Необходимо, чтобы в стенах вуза развивалась полноценная личность, умеющая работать в команде: руководить и подчиняться, творить и бережно использовать созданное другими. Богатая и разнообразная внеучебная деятельность не только делает жизнь студентов интереснее и ярче, но и способствует социальной адаптации выпускников. Она помогает устанавливать контакты с людьми, обеспечивать комфортный микроклимат в коллективе, делает личность психологически устойчивой и при этом гибко адаптирующейся в сложных условиях. Прекрасная инфраструктура для спорта и творчества дает все возможности для того, чтобы художественные и физические способности студентов были реализованы в полной мере. Сегодня не менее важна информационная архитектура, также сочетающая все уровни и элементы – от научных баз данных и мощностей для обработки исследований, «облачных вычислений» до вузовских социальных сетей, объединяющих всех сопричастных к альма-матер – от будущих абитуриентов и нынешних студентов до выпускников, а также работодателей и ведущих экспертов.Динамичное информационное взаимодействие, общее обсуждение всех вопросов вузовской жизни, выявление мнения всех заинтересованных лиц, и студентов в первую очередь, должны предшествовать любым шагам и решениям, затрагивающим жизнь вуза, будь то создание стоянок для велосипедов или обустройство будущего университетского кампуса и общественный контроль его строительства.Роль ректора университета и всего ректората, на мой взгляд, состоит в том, чтобы лично пройти вместе с абитуриентами, студентами, аспирантами все траектории их движения от поступления до выпуска, не упустить ни одной мелочи, мешающей учебе и личному развитию, чтобы эмоциональный настрой и преемственность традиций вовлекали всех участников и партнеров в общий круг друзей университета. А. ЧЕРНИКОВА, ректор НИТУ «МИСиС»
Комментарии