search
main
0

Траектории судьбы. Трудно представить дело, с которым бы не справилась Ирина Атапина

«Если делать, то только отлично, или не делать совсем» – эту фразу Ирина Атапина слышала с самого детства. Эти слова часто повторял ее отец, и уже в отрочестве они стали жизненным девизом самой Иры. Установка на наилучший результат, высокая требовательность к себе помогли Ирине добиться в жизни многого. Она не только отлично училась все школьные годы, но стала кандидатом в мастера спорта и членом сборной Самарской области по большому теннису.

Получилось это довольно неожиданно. Записаться в секцию решила подружка, Ира пошла с ней просто так, за компанию. Девочек попросили пробежаться, метнуть мяч, прыгнуть… В итоге в секцию приняли только Ирину, и уже очень скоро она стала призером многих соревнований среди юниоров. Так часто бывает. Человек живет и не думает ни о каких победах, не ставит перед собой грандиозных целей. Но его потенциал хорошо виден окружающим, они и направляют недюжинную энергию «носителя», физическую, интеллектуальную или творческую, в нужное русло. Именно так получилось у Атапиной с профессиональными конкурсами. Сначала Ирину попросили подать документы на конкурс в рамках национального проекта «Образование» – его лауреатом она стала дважды, в 2009 и 2011 годах. Затем хороший знакомый взял с Ирины слово, что она будет участвовать в региональном конкурсе «Лидер образования» (его она выиграла в номинации «Заместитель руководителя»), потом уже ее уговорили пойти на городской «Учитель года». В нем она тоже победила, за ним последовал региональный… И снова первое место.  Со стороны могло показаться, что череда побед далась Атапиной легко, играючи. Подумать так могли многие: Ирина – человек позитивный, неунывающий. Кажется, что и всех окружающих она заряжает своей энергией. Только самые близкие могут догадываться о пережитом волнении, бессонных ночах… Догадываться, не больше. Потому что даже они привыкли видеть Ирину бодрой и улыбающейся. Жаловаться, срываться на попавшихся под руку, искать виноватых – это совсем не в характере Атапиной. Наоборот, ей легче самой все сделать, нежели просить кого-то, легче убедить, по-доброму посоветовать, чем давить авторитетом и требовать неукоснительного выполнения. Самой за всем проследить и все проконтролировать ей иногда гораздо легче, чем «делегировать полномочия», хотя это она замечательно умеет делать.  До сих пор, хотя уже прошло больше года со дня утверждения Ирины в должности директора самарской школы №29 (это произошло 19 апреля 2012 года, сразу после победы в региональном конкурсе «Учитель года»), она приходит на работу раньше всех педагогов (раньше директора приходит только дворник) и уходит, когда в школе уже никого, кроме вахтера, не остается. Сама Ирина объясняет свой ранний приезд в школу отсутствием пробок (ездит она на своей машине, к слову, очень любит автомобили и четыре года назад осуществила давнюю мечту – купила «форд», благо два президентских гранта позволили ей быстро расплатиться по кредиту). Еще Ирина признается, что любит вечером спокойно, без спешки подготовиться к завтрашнему дню. Лично меня, знакомую с многими руководителями образовательных учреждений, удивило, что рабочий день директора 29-й школы длится более 12 часов – с 7.10 до 20.00. Сначала это удивляло и коллектив, теперь педагоги привыкли. Дети и родители тоже, ведь и они могут прийти вечером с любыми вопросами и проблемами. Днем сделать это труднее (директоров часто вызывают на совещания, да и текущих дел по школе довольно много) – в кабинете Ирину Михайловну трудно застать. Другое дело вечером. Ученики, в классах которых она ведет химию (отказываться от преподавания она не собирается, потому что быть учителем – ее призвание, любимое дело жизни), знают, что вечером двери директорского кабинета для них всегда открыты, и если есть вопросы, можно прийти и получить консультацию. Приходят они даже в каникулы, чем удивляют и учителей – многие из педагогов уверены, что дети на отдыхе об учебе не вспоминают, оказывается, это не так. Если учитель сам увлечен, дети тоже заражаются его увлеченностью и готовы учиться в каникулы, забыв об отдыхе. Ирина всегда училась с увлечением, у нее были очень хорошие педагоги. С благодарностью вспоминает она профессора университета Марка Соломоновича Вигдергауза, свою учительницу химии Аллу Сергеевну Кузовенкову (она была директором школы №53), классную руководительницу Надежду Петровну Балакину, с которой, бывало, спорила, доказывая свою точку зрения. Надо сказать, что Надежда Петровна не обижалась, а напротив, уже тогда, раньше всех, увидела недюжинные педагогические задатки ученицы и предсказала будущую стезю Ирины. Сама же Ирина, будучи школьницей, о педагогике не думала. Она мечтала совершенно о другом – несколько романтическом и, в общем-то, не женском деле. Ее увлекала криминалистика. Сейчас она не может вспомнить, как и почему именно она завладела ее воображением (может, первый советский сериал «Следствие ведут знатоки» сыграл свою роль), но только она стала искать вуз, в котором «этому» учат. И нашла совсем недалеко. Кафедра аналитической химии и хроматографии была на химфаке в родном Самарском государственном университете, специальность, по которой можно было работать криминалистом, получали и его выпускники. И, наверное, была бы сейчас Ирина Атапина почетным работником органов, редким профессионалом, скорее всего уже учила бы молодежь всем премудростям криминального дела, но вмешался его величество случай. К слову скажу, что сама Ирина в случайности не верит, она убеждена, что жизнь состоит из закономерностей, которые люди по недомыслию принимают за случайности. Именно этой теме был посвящен ее мастер-класс на двух конкурсах. В судьбу Ирины властно вмешалась любовь. Она и повлияла на траекторию судьбы. Не прямо, конечно, а косвенно, но все равно именно благодаря ее вмешательству Ирина оказалась в школе. Училась Ирина легко и успешно, несмотря на то что на втором курсе вышла замуж, а на четвертом родила первого сына Андрея (академический отпуск не брала, потому что вся семья и даже соседи помогали молодым родителям нянчиться с ребенком). Студентка считалась одной из лучших и перспективных, поэтому уже на выпускном курсе проходила многоуровневую проверку МВД, чтобы по окончании университета работать по специальности, но… Когда узнала, что нужно будет часто отлучаться из дома, ездить в командировки, отказалась (она не хотела оставлять ребенка и расстраивать мужа). Сама пошла в управление образования и предложила себя в качестве учителя химии. Конечно, пошла не случайно. Дело в том, что, уже будучи на практике, Ирина поняла, что в школе ей комфортно и интересно, что это ее место. Неожиданно? Да! «Все-таки учитель – это призвание, – убеждена Ирина Михайловна. – И хорошо, если человек имеет возможность узнать об этом в начале жизненного пути». Уже много лет она сначала как завуч по воспитательной работе школы №175, а потом как директор школы №29 работает с молодежью и может судить: «Человека, не имеющего призвания, в школе удержать невозможно, да и не нужно этого делать. Он сам будет мучиться и детям ничего хорошего не даст. А вот молодым педагогам, имеющим талант, можно и нужно помочь как можно скорее овладеть ремеслом. Тогда им самим будет легко, а главное, они многое смогут дать детям».  Сама Ирина Михайловна владеет технологиями виртуозно. Она не только с удовольствием знакомится с передовым опытом и берет на вооружение чужие находки, но многое придумывает сама – и это тоже один из талантов Атапиной. Если многим участникам Всероссийского конкурса «Учителя года» уроки и мастер-классы помогали придумывать опытные методисты институтов развития образования (на некоторых конкурсантов работали целые творческие коллективы – это ни для кого не секрет), то Ирина Атапина все придумывала самостоятельно. И, надо отметить особо, делала это с большим удовольствием. Кстати, второе, уже не по наследству от папы полученное, а собственное ее кредо: «Что бы ты ни делал – делай так, чтобы получать от этого удовольствие». У Ирины и это прекрасно получается, поэтому живет она так ярко и насыщенно. Между прочим, при всей загруженности Ирина успевает и дом вести, и садом-огородом заниматься, и прикладным творчеством. Пэчворк – одно из ее хобби (я видела произведения, созданные ее руками, – это чудо!). А еще она успевает следить за научными открытиями, применять новинки на практике. Кроме того, охотно делится опытом с коллегами. «Наверное, я уже в том возрасте, когда хочется делиться. Перед конкурсом было сложно, но и интересно обобщить то, что умею», – признается она и рассказывает, что идея мастер-класса долго не рождалась и вдруг пришла внезапно – сама собой сложилась в форме таблицы Менделеева. За основу Ирина взяла часто применяемую на уроках логико-смысловую модель Валерия Эммануиловича Штенберга, уфимского ученого, историка по специальности. Весь материал, используя этот метод, можно разложить логически. Конечно, Ирине пришлось многое придумывать самой, но это было очень увлекательно и многим учителям (тем, кто смотрел мастер-класс вживую или в записи) очень понравилось. Оформить идеи и разработки ко всем конкурсам Атапиной помогал младший сын Алексей, который, кстати, пошел по стопам мамы. Он работает в школе, той самой 175-й, где Ирина Михайловна семнадцать лет проработала завучем. И пусть Алексей не учитель химии, а заместитель директора по информатизации и безопасности, в педагогических проблемах, в жизни школы он разбирается не меньше мамы, поэтому половина успеха – Ирина Михайловна говорит об этом с полной уверенностью – принадлежит Алексею. Оказав помощь и поддержку маме, Алексей взял и первую собственную высоту – в марте нынешнего года он участвовал в финале Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» в номинации «Управленческие кадры» и стал победителем. Это была самая большая радость мамы, гораздо большая, чем принесла ее собственная победа. «Наверное, все родители меня понимают. Успехами детей мы гордимся гораздо больше, чем своими», – говорит она.  Ее родители тоже гордятся дочерью и внуками, а теперь еще и правнучкой Варварой (внучка Ирины от старшего сына Андрея). Их успехи прибавляют им здоровья и долгих лет, они все так же бодры и принимают активное участие в общественной жизни. Их судьба сложилась удачно и счастливо – и это тоже не случайность, а закономерность. Ведь и сами они много душевных и физических сил вложили в детей и внуков. Не только следили за здоровьем, но и правильно воспитывали, поощряли самостоятельность, доверяли и прививали чувство ответственности за свой выбор. Проводили с детьми все свободное время – каждые выходные выезжали на природу, вместе с дочерьми катались на лыжах. «У меня было счастливое детство», – признается Ирина. И я нисколько не удивилась, получив от Атапиной ответ на свой вопрос, какой она видит свою школу в идеале. Ну если представить, что можно делать все, что кажется нужным и важным? – Я мечтаю о школе радости, чтобы каждый ребенок, приходя сюда, чувствовал себя счастливым.Самара

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте