search
main
0

Традиционная мораль и писаные законы Я – гражданин России. Новый курс

В N 5 от 31 января 2002 г. мне уже пришлось кратко представить наш научный коллектив и рассказать об общих подходах к построению разработанного им нового курса гражданского образования для учащихся основной школы “Я – гражданин России”. Цель его – воспитание граждан, ответственных за свою страну, свой народ, личное участие в судьбе Отечества. Он имеет личностно-ориентированный характер. В основе нашего подхода – опора на личностные интересы и запросы школьников. Логика развития тематики – движение от значимых и понятных ученику явлений к более абстрактным понятиям. Наш курс призван создать педагогические условия для формирования у подростка чувства патриотизма и гражданственности. Не менее важной задачей является воспитание человека – члена гражданского общества, активного участника ее политического самоопределения, духовной и культурной жизни. Сегодняшний выпускник должен быть восприимчив к ценностям гражданской культуры, обладать современным мировоззрением, воспринимать идеи гуманизма и толерантности. Разумеется, в условиях каждого региона России образовательно-воспитательный процесс имеет определенные особенности, которые должны быть учтены в системе образования. Вот только некоторые проблемы, над которыми работает наш научный коллектив.
Нашим первым шагом стал проект нового курса гражданского образования для учащихся основной школы. Предлагаем некоторые его материалы, подготовленные старшими научными сотрудниками лаборатории – И.Следзевским, А.Саватеевым, А.Романовой, В.Бородичем, Т.Коваль, Т.Туруновой.

Евгений Вяземский,
заведующий лабораторией МИРОС и кафедрой Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ

Что изучает граждановедение?
Наверное, многие из вас читали веселую и умную книгу Джанни Родари “Приключения Чиполлино”. Она рассказывает о стране, где почти все люди и животные были сродни каким-нибудь овощам или фруктам. Главный герой – мальчик-луковка Чиполлино – родился в обычной луковой семье. И хотя семья была большая, дружная и честная, его отцу – старому Чиполлоне, матери и семерым братьям здорово не везло: жизнь у них была тяжелая и горькая – вполне луковая.
Чиполлоне, его жена и сыновья жили в деревянной лачуге чуть побольше ящика для огородной рассады. Если богачам случалось попадать в эти места, они недовольно морщили носы, ворчали: “Фу, как несет луком!” – и приказывали кучеру ехать быстрее.
А помните, как началась эта история? Однажды бедную окраину посетил сам правитель страны, принц Лимон со свитой Лимонов, Лимонишек и солдат Лимончиков. Ясное дело: общаться с луковым народом было не очень приятно, и Лимончикам пришлось надушить духами тех, от кого пахло луком. На свою беду Чиполлоне и Чиполлино оказались в первом ряду, в давке отец нечаянно наступил на ногу принцу так, что тот сразу увидел все звезды небесные без помощи придворного астронома. И вот старого Чиполлоне приговорили к тюремному заключению не только на всю жизнь, но и на много-много лет после смерти, потому что при тюрьмах принца Лимона были и кладбища. Каково же было удивление Чиполлино, когда он, получив свидание с отцом, узнал, что в тюрьме полным-полно честных людей, которые ничего плохого не сделали. Но он удивился еще больше, когда услышал, что именно за свою честность те и сидят: “Принцу Лимону порядочные люди не по нутру”.
Это было настоящее открытие. Казалось бы, тюрьмы построены для тех, кто ворует и убивает, но у принца Лимона все наоборот: воры и убийцы у него во дворце, а в тюрьме сидят честные граждане. Чиполлино не отступил. “Я тоже хочу быть честным гражданином, – заявил он, – но только в тюрьму попадать не желаю. Потерпите немного, я вернусь сюда и всех вас освобожу”.
Как вы понимаете слово “гражданин”?
Что значит “быть честным гражданином”?
Какие качества проявил Чиполлино, решив идти до конца, чтобы спасти отца и всех невинных, оказавшихся в тюрьме?
А если бы он хотел спасти только отца – стал бы он в этом случае героем книги?
Старый, мудрый Чиполлоне, конечно, знал, за какое сложное и опасное дело взялся его сын. Он уже большой и может сам о себе подумать, но не слишком ли надеется на себя? Что же посоветовал отец? “Отправляйся по белу свету, поучись уму-разуму”. Чиполлино не понял: “Как же мне учиться? Книжек у меня нет, да и купить их не на что?”
“Не беда, – ответил старик, – жизнь научит. Только гляди в оба – старайся видеть насквозь всяких плутов и мошенников, особенно тех, которые имеют власть”.
Как вы думаете, чему должен был научиться Чиполлино?
Давайте попробуем сформулировать вопросы, на которые должен ответить Чиполлино, чтобы стать “честным гражданином”.
Кто посадил Чиполлоне и других честных людей в тюрьму?
Почему им или ему это удалось сделать?
Почему в тюрьме сидят честные люди?
Как помочь Чиполлоне и его друзьям?
Что может сделать сам Чиполлино?
Если вы ответили на все вопросы, вам не составит труда вставить пропущенные слова в текст:
В каждой стране есть власть. Она может быть … и … . В стране, где жил Чиполлино, она была …, потому что принадлежала только …, а люди не имели никаких … . Принц Лимон боялся Чиполлоне и его друзей потому, что они были … людьми. А если все …люди объединяться, они смогут добиться своих … и сделать жизнь в стране … для всех. Но для этого нужно, чтобы каждый человек понимал… … в жизни страны.
Мы с вами начали изучать новый школьный предмет “Граждановедение”, его содержание сродни тому, чему должен был научиться и действительно научился отважный Чиполлино. Листая страницы учебника, раздумывая и рассуждая, каждый из вас будет познавать себя и окружающих, поймет, почему люди живут вместе, объединяясь в малые и большие группы. Вы не только узнаете, почему и зачем люди живут вместе, но и сможете понять, как сделать свою жизнь более самостоятельной, активной, успешной, почему важно быть готовыми объединиться с другими хорошими людьми ради добрых и полезных дел. Когда нам небезразлично то, что происходит вокруг нас – в классе, во дворе, на улице, родном крае или в мире, и мы хотим сделать окружающую жизнь лучше, мы ведем себя как граждане, мы получаем опыт гражданского участия.

Приобретение знаний, умений и навыков гражданского участия называется граждановедением.

Вопросы и задания:
1. Что изучает граждановедение?
2. Что такое гражданское участие?
3. Приведите примеры гражданского участия.
4. От чего зависит гражданское участие каждого человека?
5. Можно ли назвать гражданским участием
а) работу в подготовке классной стенгазеты,
б) участие в спортивном соревновании,
в) посещение дня рождения одноклассника,
г) уборку листьев в школьном дворе,
д) подготовку домашнего задания,
е) посещение заболевшего товарища,
ж) участие в демонстрации.
Свою точу зрения объясните.
6. Как вы считаете, почему нужно изучать граждановедение?
7. Представьте себе, что произойдет, если большинство людей откажутся от гражданского участия в жизни своей страны и всего мира?
8. Чем закончилась история про Чиполлино и его друзей?
9. Начните работу над собственным проектом “Я, моя семья, мои друзья, моя страна”. Заведите специальную тетрадь и напишите первое маленькое сочинение, которое начните словами: “Я буду изучать граждановедение для того, чтобы…” А может быть, как-нибудь по-другому, ведь это ваш проект.

Я – наследник древнего прошлого

Ты никогда не задумывался о том, почему ты похож на папу и маму? Почему окружающие находят в тебе черты сходства с бабушкой и дедушкой? Более того, они отмечают общие черты характера, и не только с папой и мамой, но опять-таки обнаруживают общее в поведении с дедушкой и бабушкой. И так же в природе: твой щенок и котенок унаследовали внешние признаки своих мамы и папы, да и в повадках можно найти общее.
Ученые объясняют явление, когда живые существа, включая растения, птиц, насекомых, воспроизводят себя по своему образу и подобию, действием генов – особых носителей наследственности в клетках организма. Они-то и обеспечивают передачу в поколениях того или иного признака или свойства организма. Однако оказывается, что подобная передача наследственных черт через поколения, столетия и даже тысячелетия осуществляется и на уровне всего общества, будь то в Канаде или в африканском племени.
В предыдущем уроке мы упомянули, что древние этические заповеди “Поднебесной”, в частности, разработанные мудрецом Конфуцием, продолжают жить и в современном Китае. Эта страна – не исключение. В Индии до сих пор дает о себе знать возникшее тысячи лет назад деление общества на касты, и “неприкасаемые” там до сих пор не считаются равными брахманам и не могут сесть, например, за один стол с выходцем из касты воинов. А в нынешней Европе, Северной и Латинской Америке граждане тамошних государств наверняка дружно скажут, что корни их культуры, общественного и государственного порядка произрастают из Древней Греции и Рима.
Действительно, если мы сравним, скажем, современных итальянцев и римлян эпохи республики или империи, то, скорее всего, не найдем существенных различий во внешнем облике. Конечно, одежда совсем иная. Но язык в значительной мере сохранил и корни, и строй латинского языка времен Цезаря. Практически без изменения остались буквы. Еще больше следов древнего языка в китайском, персидском. Наш глаз сразу улавливает элементы древней одежды в одеянии нынешних индейцев, японцев, а затем внимание отмечает, что по манере приветствий, общения, поведения в различных обстоятельствах они заметно отличаются от нас, россиян.
Примерно так же обстоит дело и в области политических отношений. Эллины и древние римляне заложили основы демократий, создали представления о личности и гражданине, обладающем автономией от других сограждан и от государства, правами участвовать в решении общих дел и ответственностью за свои решения и деяния. Более того, они закрепили этот политический порядок в юридических документах, придав ему общеобязательную силу закона. Среди них наиболее известно “Гражданское право”. А весь свод римских законов так и именуется: “Римское право”. “Римское право” стало наиболее полным сводом законов в истории юридической науки, оно охватывало все области жизни человека – от воспитания детей в семье до порядка избрания консулов и наказания за невыплату долгов. Ныне “Римское право” – основа современного законодательства. Не случайно студенты юридических факультетов почти всех университетов мира, и в России в том числе, начинают свою учебу с изучения этого курса. Ничего удивительного в этом нет: ведь “Римское право” стало отцом для сводов законов, которыми столетия спустя стали обзаводиться сначала страны Европы, затем Северной и Латинской Америки. В кодексах, например, Франции Бразилии или даже Сенегала в далекой Африке мы сможем узнать все то же “Римское право”.
А что отсюда вытекает? А вытекает то, что твои сверстники в далекой Америке или Португалии с Данией, сами того не зная, вместе со своими родителями живут практически по тем же законам, которые больше двух тысяч лет назад придумали в Древнем Риме. Поэтому в европейских, североамериканских странах люди поступают как граждане, как личности, осознающие свои права и обязанности в семье, на работе, в общении со знакомыми и незнакомыми людьми. То есть как их древние греческие или римские предки, но еще более независимые. Вот такой порядок, правила поведения, переходящие из поколения в поколение, принято называть традицией.
В Китае и Индии, во всех других странах, как ты уже знаешь, тоже продолжают действовать исторически сложившиеся обычаи и порядки, установившиеся в поведении и быту. Эта традиция опирается на мнение коллектива – семьи, деревни, племени. Личные мнения, ответственность, поступки человека получают одобрение лишь в той мере, в какой они не противоречат устоявшимся коллективным представлениям. Например, в африканской семье в большинстве случаев главную роль, как и сотни, тысячи лет назад, продолжает играть глава семьи; это, как правило, старейшина. Он, руководствуясь неписаными законами своего племени, которые ученые называют обычным правом и хранителями которых являются старейшины, принимает решения, почти не считаясь с мнением молодых. И обычно это не вызывает протеста. Ведь это законы предков, а предков нужно уважать! Правда, при этом в той же африканской стране действует конституция, приняты кодексы законов, которые на первый взгляд трудно отличить от европейских. Тем не менее население традиционно следует законам обычного права, даже не задумываясь о том.
Те страны, где довлеют не писаные, не формальные законы, а власть обычаев, привычек, морали, перекочевавших в современность из родового общества, принято называть традиционными. Сюда относятся африканские, большинство азиатских стран и отчасти – латиноамериканские. В отличие от них политическая традиция в европейских, североамериканских, отдельных странах Азии связана с писаным законом; ее лучше называть западной (демократической).
И все-таки мир в целом движется к признанию индивидуальных прав и ответственности личности. Там, где это уже достигнуто, торжествует свобода, а ведь известно, что человек раскрепощенный добивается куда большего, чем тот, у кого руки спутаны. Вспомни: в каких странах люди достигли самых больших успехов, например, в строительстве, авиации, автомобилестроении, в науке?
А что же в других государствах – тех, что руководствуются в реальной жизни больше традициями, чем писаными законами? Там что, люди не хотят вырваться из нищеты, отсталости? Не хотят лучшей жизни для себя, для своих детей, для своей семьи и страны? Конечно, хотят! Но представления об этой лучшей жизни и способах ее достижения у них свои – традиционные.
Поэтому любая попытка одним махом перескочить из царства традиций в современность обречена на провал. Как бы человек ни стремился к новому, с традициями в себе и, самое главное, со сложившимися отношениями между людьми, между властью и обществом покончить одним махом, как у старика Хоттабыча, не удалось еще ни разу.
Возможно, у тебя родился вопрос: традиции – это хорошо или плохо? Предлагаем тебе самому решить этот непростой вопрос. Даем тебе несколько подсказок: британская приверженность обычаям, старым политическим нормам: упор на моральные ценности в традиционных (восточных) обществах; превосходство частного (личного) интереса над интересами коллектива, над нравственными ценностями (т.е. польза – выше справедливости) – в западных государствах; эгоизм современной личности и коллективизм традиционного человека.
Вопросы. Что такое традиция? Как проявляется традиция в восточных и западных странах? Какие страны и общества называются традиционными и почему? В чем разница в политической традиции между Востоком и Западом? Нужно ли отказываться от традиций?
Как ты считаешь, мы, россияне, – люди, над которыми господствует традиция, или мы усвоили гражданские правила поведения и живем как сознательные, ответственные за себя и своих близких, свою Родину? А может быть, в нас намешано и традиционное, и современное?
Подумайте и обсудите сообща: нужно ли отказываться от традиций? От каких политических традиций в нашей стране ты считаешь нужным избавиться? Почему? Есть ли традиции, которые ты полагаешь необходимым поддержать и продолжать в XXI веке? Почему? Какова связь между традиционной моралью и современными законами?

Запомни латинские выражения:
1. Платон мне друг, но истина – дороже (Amicus Plato, sed magis amica veritas – Амикус Плато, сед магис амика веритас). Слова одного великого мыслителя Древней Греции Аристотеля о не менее знаменитом философе Платоне.
2. Юридически, по праву (de jure – дэ юрэ).
3. Неизвестная земля, незнакомая область (Terra incognita – тэрра инкогнита).

Темы творческих работ:
1. Какие явления в жизни России нужно считать традиционными.
2. Греческие и римские гражданские традиции в Европе.
3. Есть ли следы античной гражданской традиции в России?
4. Отрицательные традиции в российском обществе.
5. Положительные традиции российского общества.
6. Каким гражданским традициям я объявил бы войну?
7. Является ли отсталым традиционное общество?

Новые слова:
Автономия – определенная степень независимости, свободы (здесь: от государства, общества).
Ген – носитель наследственности, единица наследственности, обладающая способностью к воспроизведению.
Закон – обязательное правило; правовое положение.
Кодекс – свод законов в определенной сфере жизни человека и общества; например, Кодекс законов о труде, Семейный кодекс.
Юридический – правовой, законодательный.
Традиция – обычай, порядок, правила поведения, переходящие из поколения в поколение.

Граждане и подданные древнего мира

Практическое занятие
Представь себе, что в начале учебного года ваш класс получил учебники по граждановедению. Часть книг – новенькие, красивые. Но на всех вас их не хватит. Придется пользоваться теми учебниками, которые уже побывали в руках ваших старших товарищей. Они лежат в общей стопке, но сразу бросаются в глаза. Конечно, каждому хочется учиться по новой книжке. Как ты думаешь, можно ли учесть желания и интересы каждого ученика в этой ситуации? А как найти выход, как не допустить споров, обид и конфликтов?
А вот еще один пример. “Проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть Квартет”. Вспомни, что было дальше? Прекрасная музыка не зазвучала, и музыканты начали думать, “как им пленять своим искусством свет”. Они пытались найти выход из положения, но, к сожалению, приняли ошибочное решение: “пошли у них разборы и споры, кому и как сидеть”. Квартет так и не был сыгран. Но обратите внимание, музыканты совместно пытались изменить ситуацию к лучшему.
Наконец, представь, что ты стоишь на перекрестке. По обе стороны от тебя движутся грузовики и легковушки, автобусы, трамваи, троллейбусы. В один ужасный момент каждый водитель решил руководствоваться только своими желаниями и, не обращая внимания на остальных, попытался двигаться на свой страх и риск. Что произойдет с водителями и пешеходами? Нужно немедленно разрешить противоречия. Как ты предлагаешь урегулировать движение транспорта?
Наверное, вы сумели достойно выйти из описанных конфликтных ситуаций. Для этого вам пришлось согласовать интересы и желания разных людей и искать способ урегулировать отношения.
Мы живем в огромном мире. Каждую секунду возникает множество ситуаций, в которых сталкиваются интересы отдельных людей, различных групп, больших и маленьких коллективов. На уроках истории вы уже познакомились с самым главным “регулировщиком” общественных отношений. Это государство. Но регулировать отношения в обществе можно по-разному. В одном случае члены общества будут покорными исполнителями государственной воли. Принимая решения, государство, точнее его правитель или правители, проводит в жизнь свою волю, не прислушиваясь к мнениям людей, которые являются только подданными государства. Они должны исправно платить налоги, выполнять повинности, но никто и никогда не заинтересуется их отношением к деятельности правителя, его политике. В древневосточном обществе власть правителя считалась священной, а происхождение и жизнь правителя были связаны с богами.
Документ 1. Отрывок из сказки потерпевшего кораблекрушение (Древний Египет, XX-XVII вв. до нашей эры).
– Царь Верхего и Нижнего Египта Схетепибра вознесся к окоему своему. Что же будет впредь с Египтом без него, без бога прекрасного?
– Нет сомнения, сын его вступил во Дворец, принял наследие отца своего. Он тоже бог, не знающий себе равного, и не было подобного ему прежде! Владеет он мудростью, замыслы его прекрасны и повеления отменны.
Как ваша группа поняла слова “вознесся к окоему своему”?
Как подданные называют египетского царя?
Египтяне верили, что их владыки во всем равны богам. Согласна ли ваша группа с этим мнением? Почему?
Документ 2. Отрывок из законов царя Хаммурапи (Вавилон, XVIII в. до нашей эры).
Когда великий бог Энлиль, владыка небес и земли, сделал Вавилон могущественным среди стран света и утвердил в нем вечное царство, тогда меня, Хаммурапи, славного, призвали боги для благоденствия людей. Я царь, превосходящий всех царей, мои слова превосходны, моя мощь не имеет равных, мои дела бесподобны.
Обсудите в группе, почему царь Вавилона Хаммурапи так превозносит себя и свои деяния.
Согласна ли ваша группа с мнением Хаммурапи о себе? Почему?
Документ 3. Отрывок из письма Сарагона II Шаррукина (Ассирия, VIII в. до нашей эры).
Ашшуру, отцу богов, владыке моему – большой, большой привет!
Богам судеб и богиням, живущим в великом храме – большой, большой привет!
Шаррукин и войско его весьма, весьма благополучны.
Догадались ли вы, к кому обращается ассирийский царь в своем письме?
О чем свидетельствует обращение Саргона II Шаррукина? Как оценивал он себя и свою власть?
Каждая группа выполнила свои задания. Попробуйте теперь ответить на вопрос: хотелось бы вам быть подданными древневосточных правителей? Обязательно объясните, почему.
Давайте переместимся с Древнего Востока на Балканский полуостров. Изменились не только природа и внешний облик людей. Мы очутились в Древних Афинах. Время – V в. до нашей эры, место – гора Пникс. Именно туда переместилось собрание свободных жителей Афин, на которое несколько раз в месяц сходились все мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, – афинские граждане. Каждый из них знал свои права и обязанности в родном городе-государстве. На народном собрании они принимали законы, выбирали должностных лиц, решали вопросы о войне и мире, разбирали повседневные государственные дела. Такой государственный порядок называется демократией (от слова “демос” – народ и “кратос” – власть).
Документ 1. Отрывок из речи Перикла на могиле афинских воинов (431 г. до нашей эры).
Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что он основывается не на меньшинстве, а на большинстве… Законы наши представляют равноправие для всех. Одним и тем же лицам можно у нас и заботиться о своих домашних делах, и заниматься делами государственными. Только мы одни считаем не свободным от дел и трудов, но бесполезным того, кто вовсе не участвует в государственной деятельности.
Обсудите в группе, почему Перикл – выдающийся афинский государственный деятель – считает свое государство образцом для других. Согласны ли вы с его мнением?
Как вы думаете, почему отказаться от участия в государственных делах означает быть бесполезным?
Документ 2. Отрывок из книги Аристотеля “Афинская полития” (IV в. до нашей эры).
Гражданскими правами пользуются люди, у которых родители оба – граждане. Они вносятся в списки по достижении восемнадцатилетнего возраста. Всякий раз, когда производится запись, уполномоченные решают, во-первых, достигли ли они положенного законом возраста; во-вторых, свободный ли каждый из них и законно ли рожденный.
Догадайтесь, кто не являлся гражданином Афин и не мог рассчитывать на участие в государственных делах?
Объясните, какие права не распространялись на женщин – гражданок.
Обсудите в группе, можно ли считать афинскую демократию властью всех членов общества.
Документ 3. Отрывок из книги Аристотеля “Афинская полития” (IV в. до нашей эры).
На все должности афиняне выбирают кандидатов по жребию, за исключением казначея воинских сумм, заведующего зрелищным фондом и попечителя водопроводов. На эти должности избирают поднятием рук. Кроме того, поднятием рук избирают и на все военные должности. Военные должности можно занимать по нескольку раз, а из остальных ни одной должности нельзя занимать вторично. Только членом Совета можно быть дважды (в Совет пятисот выбирали представителей от территориальных объединений граждан. – Т.К.).
Как мы называем выбор “поднятием рук”?
Сохранился ли сейчас выбор на государственные должности по жребию? Как вы думаете, почему?
Обсудите в группе, почему афиняне ограничивали возможность граждан несколько раз подряд занимать большинство государственных должностей?
После того как выполнены задания в каждой группе, ответьте на общий вопрос: хочется ли вам пожить в Древних Афинах? Почему?
Вы познакомились с гражданами и подданными в древнем мире. Объясните классу, чем граждане отличаются от подданных (попробуйте указать не менее двух основных отличий).

Тема “Права детей в далеком прошлом”

Практическое занятие
Древний Восток. О том, что радовало и волновало детей на Древнем Востоке, мы можем только догадываться. Продолжительность жизни была невелика. Необходимость использовать труд ребенка требовала от родителей как можно быстрее подготовить своего сына или дочь к взрослой жизни, поэтому детство заканчивалось очень быстро. В одном древнеегипетском произведении говорится: “Мальчик рожден для того, чтобы вырвать его из объятий его матери”. Это, конечно, не означает, что детей отбирали у родителей. Просто каждый мальчик должен был как можно скорее стать взрослым, начать выполнять обязанности взрослого человека, что было выгодно и государству. Мальчиков с детства обучали профессии. Сыновья крестьян осваивали премудрости сельскохозяйственного труда, дети ремесленников помогали своим родителям и перенимали секреты их мастерства. Сохранились фрески с изображением мальчиков – помощников рыбака или маленьких поварят, которые потихоньку вытаскивают какое-то кушанье из большого сосуда.
Но даже простые люди хотели, чтобы их дети освоили чтение и письмо и поступили на государственную службу. Для этого нужно было учиться в школе при храме. Вы, конечно, запомнили поговорку древних египтян: “Уши мальчика на его спине, и он слушается, когда его бьют”. Действительно, ребятишек наказывали тростниковыми палками, плетками из кожи гиппопотама. Совсем непослушных могли заковать в колодки на несколько дней. И все-таки стремление стать писцом, добиться более комфортной жизни заставляло мальчиков стараться, не взирая на палку и плеть.
А почему египтяне не говорили: “Ухо девочки на ее спине?”
У народа, который в далеком прошлом населял Междуречье – шумеров, – школы назывались “домами табличек”. В отличие от египтян, писавших на папирусе, жители Шумера использовали самый распространенный в Междуречье материал – глину. Будущие писцы писали на глиняных табличках.

Игорь СЛЕДЗЕВСКИЙ,
доктор исторических наук;
Анатолий САВАТЕЕВ,
кандидат исторических наук;
Лина РОМАНОВА,
учитель

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте