Как выстроить соотношение традиций и инноваций так, чтобы очевидные в ряде случаев противоречия между ними не приводили к открытому противостоянию и не ввергли систему образования в состояние растерянности и неготовности к поддержке подрастающего поколения, к развитию и участию в прогрессивном движении общества?
Иначе говоря, как найти ту меру, которая будет осмысленно и рационально сочетать инновационность накопленных образовательных подходов и технологий с опорой на традиционные ценности нескольких поколений российского общества? Для всех членов образовательного сообщества, для учащихся, для мам и пап, для учителей очень важно, чтобы эта мера была понятна. При знакомстве с педагогической периодикой становится очевидным, что классно-урочная система обучения, которая остается традиционной для массовой школы, регулярно подвергается критике. Несмотря на это, она с завидным постоянством воспроизводит себя из года в год иногда в своих самых неадекватных формах, являясь для обучающихся более реальной образовательной действительностью, чем инновационные педагогические технологии.Природа инерции традиционной системы образования многофакторна, но определяющей характеристикой является ее системность, которая выкристаллизовалась не за одно десятилетие, интегрируя в себе разнообразные сферы общественной жизни. Учебная и организационная культура традиционной системы образования обеспечивается устоявшейся индустрией материально-технического обеспечения, которая, с одной стороны, ее обслуживает, а с другой – притормаживает изменения в силу собственных инерционных механизмов. Попытки инновационных изменений даже отдельных частей учебной деятельности либо приводят к трудноразрешимым противоречиям в других вопросах функционирования института образования и поэтому отсекаются, либо являются несущественными и исчезают при потере необходимого контроля и энергии авторов инноваций.В то же время можно наблюдать, что в современных реалиях информационного общества «традиционные» формы образования сталкиваются со значительными трудностями. Сложившаяся для обеспечения потребностей индустриальной экономики традиционная массовая школа предоставляет результаты и условия образования, которые перестают удовлетворять запросам все большего количества заинтересованных в них лиц: обучающихся и их родителей, работодателей и вузов. Выходом из возникающей ситуации может стать переосмысление традиций в новых реалиях, обнаружение и реализация их в новых форматах. Особым запросом в российском образовании всегда была и остается задача ценностно-ориентированной воспитывающей деятельности, которая в фундаменте своем построена на идеях коллективизма, способности социального взаимодействия, что требует формирования у обучающихся коммуникативной компетенции. Важнейшую роль в таком подходе будут играть инновационные технологии надлежащего высокого качества проработки, которые, в частности, должны давать оптимальные решения реальных противоречий и ориентироваться на интересы и возможности задействованных в этой деятельности лиц. Одной из причин пробуксовывания в массовой практике многих инновационных проектов является их ориентация на идеализированную модель учителя, которая предполагает наличие ресурсов (профессиональных качеств, времени), отсутствующих в реальности у большинства учителей. Поэтому при внедрении инновации необходимо ориентироваться на все категории субъектов образовательного процесса как тех, кто готов к изменениям, так и тех, кто к изменениям не готов. Учет последних предполагает высокую степень проработанности инновационного продукта, которая позволит нивелировать недостаточную компетентность пользователей. Перспективной образовательной технологией, которая может решить ряд противоречий и будет по силам многим учителям и обучающимся, является смешанное обучение. Эта образовательная технология интегрирует очное обучение с учителем (лицом к лицу) с онлайн-обучением, предполагающим хотя бы частичный самостоятельный контроль учеником своего пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта, полученного с учителем и в онлайн-среде. В смешанном обучении онлайн-среда становится пространством свободы и ответственности учащихся. Таким образом, к онлайн-среде, используемой в смешанном обучении, предъявляется ряд требований:- автономность ученика в среде (дает возможность ребенку учиться самостоятельно и одновременно позволяет контролировать процесс его обучения не только ему самому, но и его родителям и учителю); – вариативность заданий (уменьшает возможность списывать и находить готовые ответы); – мгновенная обратная связь (позволяет ученику сразу получать информацию о правильности своего решения и корректировать обучение без потери интереса);- геймификация (игрофикация, помогает поддерживать учебную мотивацию с помощью различных приемов, используемых, в частности, в сфере компьютерных игр);- вариативность образовательных маршрутов (в идеале – визуализированный граф знаний, в котором ученик может свободно перемещаться с учетом правил среды);- инструменты целеполагания (позволяют учащемуся и учителю задавать цели и отслеживать их достижение);- инструменты самооценивания (позволяют задавать критерии оценки усвоения предметных знаний и проверять свои знания и навыки);- адаптивность предлагаемого для изучения материала (определяет уровень сложности, соответствующий уровню подготовленности обучающегося, опираясь на избыточный учебный материал).Благодаря особому использованию ИТ-технологий в образовательном процессе обучающийся получает возможность (и обязанность) самому решать, как, когда, где и с какой скоростью учиться. Как следствие у него формируется способность к саморегуляции, осознанному выбору, ответственности и творчеству.При рассмотрении указанных требований может создаться впечатление, что такая тщательная проработанность онлайн-курса преследует недостижимую цель «заменить» им учителя на уроке, однако именно она позволяет любому учителю высвободить часть своего времени и усилий, которые он тратил на рутинную часть своей педагогической деятельности, на решение других педагогических задач.Новой функцией учителя, который работает в смешанном обучении, становится особая форма организации учебного процесса. Таких форм множество, но можно выделить три основные модели: «Перевернутый класс»: обучающиеся предварительно, до урока, знакомятся с материалами урока и выполняют базовые задания в онлайн-курсе, перед уроком учитель обладает информацией об успешности освоения материала каждым обучающимся, что позволяет ему оперативно скорректировать сценарий урока. Урок проходит в интерактивной форме, а не в формате традиционного объяснения нового материала и его отработки.«Ротация станций»: обучающиеся распределяются на уроке на группы по разным видам учебной деятельности – беседа с учителем, онлайн-обучение и, например, работа над коллективным проектом. В течение урока группы меняют виды деятельности так, чтобы учащиеся поработали на каждой станции. Состав групп от урока к уроку меняется в зависимости от педагогической задачи и подготовленности к уроку обучающихся.«Гибкая модель»: обучающиеся нескольких классов самостоятельно занимаются в многопользовательском компьютерном зале, выполняя задания онлайн-курса. Параллельно с ними с помощью преподавателей формируются малые группы из некоторых детей, которым нужно выполнять особый вид учебной деятельности (отработка трудных тем, решение задач повышенной трудности, работа над коллективным проектом). После окончания данной работы обучающиеся возвращаются в компьютерный зал, а преподаватели формируют новые малые группы. В настоящее время можно наблюдать экстенсивное увеличение занятости ребенка: чтобы получить хорошие образовательные результаты, например, по математике, необходимо увеличить количество часов по предмету и объемы домашних заданий. При этом эффективность использования времени ребенка в классе остается прежней и невысокой, а при его переутомлении еще и снижается. Смешанное обучение позволяет интенсифицировать деятельность ребенка на уроке, что, естественно, сказывается на темпе прохождения им программы и на объеме и качестве домашних заданий. Перспективность смешанного обучения заключается в том, что, с одной стороны, эта технология может стать образовательной платформой для школы будущего, например, в форме гибкой модели, с другой стороны, в форме «перевернутого класса» ее можно реализовывать любому педагогу здесь и сейчас в рамках существующей системы образования, а при наличии компьютеров в классе можно попробовать и модель «ротация станций». Например, даже если педагог не испытывает потребности в изменениях, в модели «ротация станций» он может делить класс на две или три части: часть класса садится за компьютеры для выполнения заданий онлайн-курса, вторая часть работает с педагогом в привычной ему манере с учетом пробелов в знаниях и потребностей этой части класса, третья часть работает над групповыми проектами, затем группы меняются местами и в зависимости от индивидуальных успехов каждый из обучающихся занимает место в одной из групп.Преимущества смешанного обучения будут в полной мере реализовываться в условиях наличия уже разработанных и апробированных онлайн-курсов. Настоящий период же характеризуется необходимостью разработки таких инструментов, что требует привлечения административных, финансовых и кадровых ресурсов. Так, в частности, к разработчикам предъявляется ряд требований компетентностного и временного порядка, которым далеко не каждый учитель может соответствовать. В связи с этим в гимназии №1576 через реализацию децентрализованной модели управления проектной инновационной деятельностью педагогов выделилась группа педагогов, которой оказывается административно-финансовая, материальная и методическая поддержка по созданию таких онлайн-курсов и апробации моделей смешанного обучения. Созданные курсы используются не только для работы в смешанном обучении, но и для «переходных» моделей работы. Например, рабочие тетради по математике в средней школе заменены курсами, разработанными в гимназии. Также учителя используют разработанные курсы для работы с группами учащихся, испытывающих трудности в обучении. Таким образом, в работу с новыми технологиями вовлекаются учителя, не планировавшие применять инновационные формы деятельности в своей работе.Переход на ФГОС предполагает, что учитель не только дает знания, но и формирует метапредметные компетенции. Президент В.В.Путин в своем обращении к Федеральному Собранию отметил, что «у школьников нужно развивать творческое начало, учить их самостоятельно мыслить и решать нестандартные задачи, ставить перед собой цели и добиваться их». Именно эти качества формирует смешанное обучение.Инна МАЕВСКАЯ, Валентин МАКАРОВ, Наталья АНДРЕЕВА
Комментарии