search
main
0

Традиции храним, инновации используем

​Школа с этнокультурным татарским компонентом образования №1186 имени Мусы Джалиля работает в Юго-Восточном округе с 1997 года, тут обучают и воспитывают детей 20 национальностей.

Главная задача нашей школы – воспитание поликультурной личности, способной ориентироваться в современном мире, воспитание гордости за родной язык, за свой народ, готовности служить своей нации, своей Родине. Школа должна с первых дней приобщать ребенка к национальной культуре, к народному промыслу, народным идеалам и искусству, системе нравственных ценностей и запретов. В нашей школе учатся дети более 20 национальностей. Дети осознанно идут к нам в школу и с удовольствием изучают татарский язык. Именно здесь мы ведем систематическую работу по созданию образовательной и воспитательной среды, способствующей формированию толерантной личности. Решение этой задачи предусматривает взаимодействие и развитие образовательных и воспитательных модулей.Для систематизации и достижения результативности учебно-воспитательного процесса мы разработали программу «Единство наследия и современности», которая помогает детям изучить историю татарского народа, передать подрастающему поколению богатое духовное и культурное наследие, а нам – воспитать в личности такие черты, как нравственность, гуманность, честность, толерантность.Мы стремимся развивать речевую культуру учащихся на татарском языке; сохранять татарские национальные традиции, обычаи, знакомить их с жизнью и творчеством известных писателей, поэтов и деятелей искусства.В соответствии с образовательной программой школы с этнокультурным татарским компонентом образования учебным планом предусмотрено изучение татарского языка в объеме 1 часа в неделю с 1-го по 9-й класс, в 10-11-х классах мы ведем элективные курсы «Клуб татарской филологии» и «Современная татарская литература». С 1-го по 9-й класс предусмотрено деление на подгруппы, в 5-х классах есть специальный курс «Татарская литература». Помимо этого этнокультурный компонент реализуется в системе дополнительного образования и в системе воспитательной работы в целом.Мы, учителя татарского языка и литературы, работаем с программой по татарскому языку для учащихся-татар, проживающих в регионах Российской Федерации, утвержденной Министерством образования и науки Республики Татарстан. Школа ведет апробацию учебников татарского языка Р.Нигматуллина «Татарча да яхшы бел». Преподавание предусматривает работу с учебно-методическим комплектом, включающим в себя учебник, рабочую тетрадь и методические пособия для учителей, снабженным аудиозаписями отдельных тем и упражнений, которые способствуют быстрому усвоению материала. Правда, у нас тоже есть некоторые проблемы в работе. Для того чтобы преподавать язык на современном уровне, нам не хватает мультимедийных учебных пособий по предмету, есть проблемы с приобретением рабочих тетрадей, а также с прохождением учителями татарского языка курсов повышения квалификации в Институте развития образования Республики Татарстан в Казани. Мы тоже могли бы обучаться дистанционно, но не имеем информации о наличии дистанционных курсов.Каким должен быть современный урок? Во-первых, он должен быть актуальным во времени. Во-вторых, быть практичным, взаимосвязанным с интересами детей, родителей, общества и государства. Современная система образования направлена в первую очередь на воспитание личности, способной творчески жить и ответственно работать в условиях развивающего общества. Сегодня перед учителями стоят важнейшие задачи. Одна из них – умелая организация самостоятельной деятельности учащихся. Решить эти задачи невозможно без применения современных образовательных технологий. Для активизации деятельности учащихся на уроках учителями татарского языка мы применяем новые педагогические технологии (информационно-коммуникативная, личностно ориентированная), развивающее обучение, проблемно-поисковый метод обучения. Так как на изучение татарского языка выделен только час в неделю (в рамках предельно допустимой нагрузки при пятидневной учебной неделе), то невозможно реализовать углубленное изучение татарского языка. В этих условиях методическое объединение учителей татарского языка старается формировать коммуникативные компетенции учащихся и базовые речевые навыки. Поэтому важнейшее значение при изучении имеет формирование языковой среды на татарском языке, которое осуществляется и в творческих объединениях, и на факультативных занятиях. Все учителя – носители татарского языка стремятся общаться с детьми на родном языке. Все вывески, названия кабинетов дублируются на татарском языке. Мы традиционно проводим творческие вечера, посвященные юбилейным датам классиков татарской литературы, поэзии и музыки, на двух языках (на татарском и русском), посещаем гастроли татарских спектаклей и музеев, то есть стараемся максимально погрузить учащихся в татарскую среду.Наша школа стала культурно-образовательным центром для всех желающих изучать татарский язык, культуру, приобщаться к народным традициям и духовным истокам. Тут работает 31 творческое объединение (кружок) художественно-эстетической, культурологической, военно-патриотической, физкультурно-оздоровительной направленности, где занимаются 365 человек, есть структурное подразделение «Центр», предоставляющее услуги дополнительного этнокультурного образования, где занимаются дети нашей школы и других образовательных учреждений.Воспитание подрастающего поколения осуществляется на примерах совместной героической борьбы народов России против иноземных захватчиков, на примерах единения общества в годы тяжелых испытаний, общности исторических судеб народов нашей страны. Мы используем музей культуры и быта татарского народа и военно-патриотический музей «Легенды разведки», организуем работу детско-юношеской патриотической организации «Джалиловцы», издаем школьную газету «Красная ромашка» («Кызыл ромашка»), ведем поисковую и проектную работу.В нашей школе создана и успешно работает родительская академия: тут и организация лектория для родителей по юридической, психологической, педагогической тематике, и совместное посещение спектаклей, концертов, выставок, и организация совместных праздников, в ходе которых проходят конкурсы на лучшее знание народных традиций, песен, танцев, национальной кулинарии, изучение истории семьи и ее роли в истории страны. Наша школа в рамках межрегионального и международного сотрудничества поддерживает связь со средними и высшими учебными заведениями Республики Татарстан и татарскими национально-культурными автономиями стран ближнего и дальнего зарубежья.Лемма ГИРФАНОВА, директор школы №1186;Наиля РУЧКО, заместитель директора по учебно-воспитательной работе;Ляля САИТОВА, руководитель МО учителей татарского языка и литературы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте