search
main
0

Традиции √ на свалку Что будет: гуманизация образования или гуманитарная катастрофа?

У педагогов-словесников состояние, близкое к шоку. Похоже, что они, вооружившись транспарантами и лозунгами “Даешь сочинение!”, вскоре выйдут к Государственной Думе. Именно об этом – о решительных и незамедлительных действиях – шла речь на “круглом столе”, состоявшемся в журнале “Литература в школе”. Собрались ученые-литературоведы, преподаватели вузов и школ, писатели… Что заставило кротких, миролюбивых филологов бить в набат и идти на баррикады? Оказалось, все дело в недавнем приказе, по которому экзаменационное сочинение собираются заменить изложением с творческим заданием.

Ситуация осложнилась небольшой заметкой в “Известиях”, где после выступления начальника гуманитарного отделения общего и среднего образования Минобразования России Лидии Рыбченковой, заверяющей – изложение всего лишь эксперимент и будет проводиться по доброй воле, была представлена категорическая позиция Москвы – изложение обязательно для всех. Последней каплей, переполнившей чашу терпения словесников, стал базисный план, по которому литературу предлагается перевести из федерального компонента в регионально-национальный. А это значит, что на местах будут решать – читать им Пушкина и Толстого или не читать.
Сочинение пишут в школах испокон веку. Оно старше самого предмета “Литература”, выделившегося из изящной словесности лишь в начале 1900-х годов. И вдруг в адрес сочинения раздаются следующие упреки: “Это очень субъективный экзамен, его трудно оценивать. Точка зрения автора, не совпадающая с общепризнанной, может повлиять на отметку. Ребенка надо защитить от волюнтаризма”, – так считает Московский комитет образования.
Но только ли “любовь к отеческим гробам” движет филологами, так яростно выступающими в защиту сочинения, объявившими: литература в опасности, а все в совокупности – новый базисный план, единый национальный экзамен и изложение – сулит нам гуманитарную катастрофу.
На “круглом столе”, где собрались словесники, предлагали самые радикальные меры – писать письмо к Жириновскому, к депутатам, к самому президенту. Говорили о необходимости проведения съезда словесников России. Ну а в отношении изложения собравшиеся были удивительно единодушны.

Виктор Федорович ЧЕРТОВ, профессор кафедры методики преподавания литературы МГПУ, доктор педнаук, специалист по истории литературного образования:
– Возможно, сам по себе эксперимент, проводящийся в соответствии с приказом министерства, и имеет смысл в ряде учебных заведений страны. Но мое глубочайшее убеждение – изложение не проверяет зрелости выпускника, самостоятельности его суждений. А что значит творческое задание? Написать стилизацию, создать пародию или литературно-критическую статью? Никаких разъяснений на этот счет нет. Рассуждаю как добросовестный учитель – я преподаю литературу в 11-х классах лицея и хотел бы готовить своих выпускников к экзамену хотя бы за год, обычно же это делаю с 10-го класса. Неожиданно все меняется, я должен перестраивать всю свою работу. Ничего, кроме раздражения, этот эксперимент у меня не вызывает. Вероятно, он нужен, но лишь тогда, когда будут определены сроки, объяснено, что это такое. А потом без спешки на следующий год начнется его внедрение. История подтверждает – все скоропалительные эксперименты заканчиваются плачевно, у нас же пока нет ни одного нормативного документа, нет объяснений, что такое изложение с творческим заданием, нет методической литературы и рекомендаций. Сейчас же октябрь на исходе – учителя в шоке!
Елена Юрьевна Полтавец, учитель 1143-й средней школы, преподаватель подготовительных курсов МГУ:
– Изложение разрушит всю систему преподавания литературы в школе. Уже сейчас ко мне подходят ребята и спрашивают, а зачем мы будем читать Булгакова и Шолохова, если сочинение все равно отменили? Конечно, возразят мне, у хорошего учителя хорошие дети все равно будут читать. Но зачем же вставлять нам палки в колеса?
Александр Геннадьевич Кутузов, ректор Гуманитарного педагогического института, автор программы и учебников по литературе для средней школы:
– Изложение – совершенно другой вид работы и предполагает иную подготовку. Оно не показывает, насколько развито умение мыслить. Мы просим ребят просто изложить чужой текст и сами же себе противоречим – все современные методики ориентируются на развитие личности, на осознание себя в обществе, в мире. А творческое задание по сути таковым не является, потому что нет общей установки на творчество. Если же изложение вводят, чтоб потом выйти на единый национальный экзамен, то, по-моему, это абсолютный бред. Сочинение сформировалось в рамках российской педагогической традиции как ключевое звено гуманитарного образования. Отменяя его, мы убираем и понятие патриотичности, нравственных идеалов, будущего России.
Лев Соломонович Айзерман, учитель 303-й московской школы:
– Катастрофа не впереди, она уже разразилась. Литература в школе дискредитирована. Сходите на книжную ярмарку в Олимпийский и посмотрите – покупают шпаргалочные сочинения. Тиражи этих изданий во много раз больше, чем самых замечательных учебников.
Я не уверен, поддержит ли сочинение большинство, зная, как их списывают.
Валентин Александрович Недзвецкий, президент Ассоциации вузовских филологов, доктор филологических наук, профессор МГУ, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования:
– Замена сочинения изложением – вещь страшная, мало того, что не разработаны критерии оценки, но это еще и наступление на сокровищницу духовности, нравственно-этических ценностей, чем всегда наша литература являлась. В этом либо недомыслие, либо страшный, серьезный умысел. Современный прогресс невозможен без его одухотворения. Это понимают даже иностранцы, едущие к нам изучать русскую культуру, русскую литературу. Без своих святынь страна обречена…
Михаил Брониславович Бабинский, ведущий сотрудник Института общеобразовательной школы РАО:
– Сочинение – уникальная форма работы по литературе. Оно позволяет задействовать восприятие и понимание изучаемого художественного произведения на всех уровнях и во всех видах. Но, к сожалению, приходится признать: жанр “сочинение” переживает сейчас не лучшие времена. Причины, на мой взгляд, кроются в основном в проблеме конструирования сочинения: в недостаточной функциональной определенности общей его структуры. Предстоит вдохнуть новую жизнь в тот самый “план сочинения”, от которого сегодня воротит нос не только у школьников. Но ведь именно он является самым творческим, определяющим этапом работы над сочинением. Наша задача исключительно конкретна: создать такую теорию и технологию конструирования сочинения, которые сделают его не только посильным, но и увлекательным видом преподавательской и ученической работы.
После таких монологов в защиту литературы я решила обратиться за разъяснениями к Лидии Рыбченковой как непосредственному автору эксперимента.
– Никто сочинение не отменяет, – успокоила она меня. – Появившиеся в прессе публикации – свидетельство того, что авторы просто не знакомы с нашими документами. Дело в том, что в последнее время у некоторых учителей появились сомнения в целесообразности сочинения как единственной формы аттестации выпускников. С другой стороны, это обусловлено тем, что образование у нас вариативно, идет ориентация на профильную школу. Пришло время подумать, как удовлетворить запросы и гуманитариев, и негуманитариев, сблизить требования, которые предъявляются выпускнику в вузе и в школе. Прошлым летом был проведен опрос органами управления образованием субъектов Российской Федерации, он показал: многие преподаватели за дифференцированный экзамен, за право выбирать изложение с творческим заданием или сочинение. Были предложены и другие виды аттестации: анализ текста, обязательный устный экзамен. Чаще всего повторялось предложение ввести дифференцированный экзамен с правом выбора выпускника. Министр принимал решение не один – вместе с координационным советом. В соответствии с приказом было решено провести экспериментальный письменный экзамен по литературе в 11-х классах общеобразовательных учреждений только в тех регионах, которые письменно подтвердят свое согласие. Причем предполагается, что примут участие не более 10 процентов школ от общего количества в регионе. Право выбора остается за выпускником. Мы даем возможность всем ребятам, которые будут не удовлетворены своей оценкой, написать после изложения еще и сочинение.
…Учителям-словесникам можно посоветовать лишь утешиться словами мудрого царя Соломона: все пройдет. Пройдет и это. Время покажет, кто прав, лучше всех начальников расставит все точки над “i”. Нам же пора запомнить – мы живем в стране реформ, где жажда перемен неистребима. Отметая старое, может, стоит прислушаться к мнению специалистов, выслушать их “за” и “против” и не торопясь принимать решения?! И помнить – чтобы вылечить головную боль, голову рубить необязательно…

Светлана РУДЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте