search
main
0

Тоталитаризм вычеркиваем. Урок-семинар в 10-м классе на тему «Конституционное право»

Задача урока: закрепить знания обучающихся о Конституции РФ.

Цели урокаОбразовательные: 1. Систематизировать ранее накопленные и вновь приобретенные знания по основному закону Российской Федерации.2. Закрепить понятия «Конституция», «конституционные права и свободы граждан», «гражданин».Развивающие:1. Развить умения мыслить, анализировать факты, события. 2. Закрепить навыки самостоятельной работы. 3. Выработать у школьников качества аналитиков, собеседников, владеющих приемами аргументирования и отстаивания своей точки зрения.Воспитательные:1. Воспитание гражданина и патриота.2. Формирование гражданского самосознания.Литература: Право. 10-11 классы. Профильный уровень. Никитин А.Ф., Конституция РФ, С.М.Шахрай, «О Конституции».Ход урокаI. Организация начала урокаВступительное слово учителя о Конституции.Сообщение темы и задачи урока.II. Основная часть1. Конституционная история России (из истории создания)Ученики готовят мини-проекты по Конституциям СССР, РСФСР и Конституции РФ, представляют в форме презентации.1. Конституция РСФСР 1918 года провозгласила государство диктатуры пролетариата, республику Советов.2. Конституция РСФСР 1925 года – первая Конституция учредителя и члена Союза ССР.3. Конституция РСФСР 1937 года объявила Россию социалистическим государством рабочих и крестьян, политическую основу которого составили Советы депутатов трудящихся.4. Конституция РСФСР 1978 года провозгласила построение «общенародного государства» и «развитого социализма».5. Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила Россию правовым государством.Подумайте и ответьте:Какие новые принципы государственного устройства были закреплены в Декларации трудящегося и эксплуатируемого народа?Существовало ли разделение властей в Советской России?Какова главная задача права в социалистическом обществе в понимании теоретиков социализма? Как она воплотилась в практике создания социалистического общества в нашей стране?2. Структура КонституцииСообщения, доклады обучающихся.1. Преамбула.2. Раздел первый.3. Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16).4. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64).5. Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79).6. Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93).7. Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109).8. Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117).9. Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129).10. Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133).11. Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137).12. Раздел второй. Заключительные и переходные положения.«Вступительное слово (преамбула) Конституции РФ» – работа с источником (текст Конституции).Подумайте и ответьте:Зачем нужна преамбула к основному тексту Конституции?Что означает фраза в преамбуле «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость»?3. Основы конституционного строя РоссииРабота с заданиями ЕГЭ части А, В. «Конституционный строй России» Комментарии учителя: Конституционный строй – это устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.Признаками конституционного строя являются: – верховенство права;- широкие права и свободы человека, их гарантированность;- участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство;- разделение властей.Защита конституционного строя обеспечивается: – особым порядком предложения и внесения поправок к главе 1 Конституции «Основы конституционного строя»;- неотвратимостью наказания лиц, осуществляющих действия, направленные на свержение конституционного строя.Работа с заданиями ЕГЭ (блок «Право»)А17. Конституция провозглашает РФ правовым государством. Это означает, что:1. Государство и все его органы подчинены закону.2. Народы, проживающие на территории РФ, имеют право на выход из состава РФ.3. Церковь отделена от системы образования и социального призрения.4. Государственная власть самостоятельно издает общеобязательные правила поведения.Задание В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к принципам конституционного строя России:1) федерализм, 2) суверенитет, 3) тоталитаризм, 4 ) разделение властей, 5) авторитаризм, 6) демократизм.Найдите два термина, не относящиеся к принципам конституционного строя России.Задание В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.«Российская Федерация – Россия есть демократическое ________(А), правовое государство с _________(Б) формой правления». В России существует представительная _________(В). Это означает, что от имени народа страной управляют их представители. Народ выбирает членов парламента и ________(Г), а они принимают основные решения по управлению страной. Для того чтобы обеспечить справедливое представительство народа, должны быть обеспечены свободные и открытые ________(Д). Это важнейший принцип демократии, когда все граждане имеют право принять участие в выборах, обладая всей необходимой информацией о кандидатах, при этом избираются ________(Е), действительно представляющие большинство населения. Список терминов:1) Федеративное2) Республиканский3) Монархический4) Депутаты5) Президент6) Представительная 7) Выборы8) Авторитарное9) Дебаты                    4. Структура органов государственной властиРабота со схемой у доски. Задание: используя текст Конституции, составить схему «Органы государственной власти РФ». 5. Правовой статус гражданина России: наши права и обязанности«Права человека по Конституции РФ»Комментарии учителя: Конституция РФ рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым во взаимоотношениях государства и личности на первый план выходит именно личность. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, – указывается в статье 2 Конституции России, – обязанность государства».Подумайте и ответьте:Какие проблемы обсуждаются в мире в связи с правом человека на жизнь?Как изменилось отношение государства к религии в последнее время?«Основные обязанности гражданина РФ»Комментарии учителя: Конституция Российской Федерации закрепляет основные обязанности человека и гражданина, в которых выражены наиболее важные требования государства, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства и жизнедеятельность общества. В их число входит:- соблюдение Конституции и законов страны;- обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы;- обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;- долгом и обязанностью каждого гражданина Российской Федерации является также защита Отечества.Подумайте и ответьте: Каковы основные обязанности гражданина по Конституции?Задание обучающимся. Групповая работа. 5 групп.Учитель предлагает найти в тексте Конституции статьи, гарантирующие личные (ст. 20, 22, 23, 26-29, 38), политические (ст. 29-33, 61, 63) и культурные права человека и гражданина (ст. 43, 44), а также основные свободы человека и гражданина (ст. 17, 18, 19, 22, 28, 29, 55) и обязанности человека и гражданина (ст. 38, 43, 44, 57, 58, 59).1. Личные (гражданские) права – 1-я группа.2. Политические права – 2-я группа.3. Социальные права – 3-я группа.4. Экономические права – 4-я группа.5. Культурные права – 5-я группа.6. Роль и значение Конституции в современном обществеРабота с заданиями ЕГЭ части С (блок «Право»).Прочитайте текст и выполните задания С1- С4.Суверенитет народаЭта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической Конституции, хотя, казалось бы, в наше время в цивилизованном мире ее уже никто не оспаривает. Исторически она возникла в ходе революционной борьбы народов против феодального абсолютизма (XVII-XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие суверенитета (означающего верховную власть, независимость), разработанное еще в XVI в. Ж. Боденом (Франция) для обоснования безраздельности государственной власти, было использовано в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем властителям о том, от кого они получили власть, а следовательно, во имя кого эту власть обязаны употреблять.Позже, в XX веке, возникло понятие «суверенитет нации», которое отождествлялось с неким полновластием нации или правом нации на самоопределение вплоть до создания национального государства. По своей природе и скрытому смыслу это не юридическое понятие, ибо ни одно многонациональное государство не станет закреплять «право» на разрушение своего единства. Европейское сообщество, стремясь поставить барьер опасным тенденциям национализма и сепаратизма, выдвинуло и закрепило в Заключительном акте Хельсинкского совещания принцип территориальной целостности и нерушимости границ государств европейского континента. С позиций здравого смысла нетрудно понять, что в многонациональном обществе государство не может позволить себе быть однонациональным без риска вызвать национальную рознь. Демократическое правовое государство исключает дискриминацию по национальному признаку и обеспечивает гражданам всех национальностей право на реализацию своих национальных культурных интересов. Политические формы для этого – автономия, федерация и конфедерация. И только безответственные националисты и сепаратисты, в сущности, добивающиеся национальных привилегий и тем самым отвергающие равенство, могут в наше время выдвигать требования раскола существующих и создания новых государств на основе «права наций на самоопределение». Это особенно опасно в такой стране с этнически смешанным населением, как Россия, национальный сепаратизм здесь напрямую ведет к межнациональной розни и гражданской войне.(Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 1998 г.)С1. Выпишите из текста определение понятия «суверенитет». В каких значениях оно употреблялось в разные периоды истории?С2. Что, по мнению автора, должно исключить демократическое государство в отношении к своим гражданам? Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, назовите две причины, почему «в многонациональном обществе государство не может позволить себе быть однонациональным».III. Подведение итогов урока (5 минут). ДискуссияВопросы для дискуссии:В чем вы видите значение основного закона для общества, государства и лично для вас?Выражает ли Конституция интересы основного большинства населения страны? Что нужно изменить в сегодняшней российской Конституции?​Алексей ЛЫКОВ, учитель истории Черемисиновской средней школы им. Героя Советского Союза И.Ф.Алтухова Курской области, учитель года Курской области-2013

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте