Тема урока «Я слышу музыку…». Цель урока. Способствовать формированию культуры восприятия музыки на интонационной основе. Подвести к пониманию силы воздействия музыки на человека. Воспитывать возвышенное отношение к миру, людям через приобщение к высоким образцам разных видов искусства.
Материал:
к/ф. «Титаник» режиссера Д. Камерона (фрагменты).
Д. Хорнер. «Titanic suite» (фрагмент).
К. Жанекен. «Пение птиц» (фрагмент).
О. Генри. «Хорал и фараон» (фрагмент).
Д. Каччини. «Ave Maria».
Живопись эпохи Возрождения.
И.С. Бах. «Largo» из Концерта №5 (фрагмент).
(Звучит «Titanic suite» композитора Д. Хорнера).
Учитель: Умирают деревья- семена их уносит ветер.
Засыхают цветы – а пыльца их все равно бессмертна.
Реки в море текут- а вода прибывает с ними.
Ухожу, оставаясь, – как все в этом мире.
Фернандо Песоа.
(Демонстрация фрагментов из к/ф «Титаник» режиссера Д. Камерона)
Наверняка вам знакомы кадры из фильма, в котором воскрешены события начала XX века, – крушение «Титаника». Трагедия страшна своими масштабами: затонул самый большой корабль, погибли тысячи людей!
Я хочу заострить ваше внимание на одном эпизоде, может быть, не столь значительном, но тем не менее не оставшемся незамеченным. На борт корабля был приглашен оркестр, чтобы развлекать, услаждать пассажиров во время их путешествия.
И удивительно то, что в самый страшный момент трагедии капитан обратился к музыкантам с необычной просьбой (кадры:
– Почему они играли?
– Если бы вы были режиссерами этого фильма, какая музыка звучала бы в нем?
– Как вы думаете, все ли слышали музыку?
– Все ли люди слышат музыку?
Тема нашего занятия «Я слышу музыку…»
(на доске)
Каждый может прочитать ее по-своему, со своей интонацией: вопросительной, восклицательной, а может быть, повествовательной.
Давайте вместе подумаем:
почему одних людей музыка волнует, возвышает и придает им силы, а другие просто не замечают ее красоты и не чувствуют ее благотворного воздействия?
В чем здесь причина?
Может быть, отвечая на эти вопросы, мы с вами лучше узнаем не только музыку, но и самих себя, ведь музыка живет внутри нас, она частица нашей души.
– Интересно, что почувствует ваша душа, слушая произведение Клемана Жанекена, удивит ли вас эта музыка?
«Пение птиц» К. Жанекен, слушание (фрагмент).
Посмотрите, насколько мастерски использованы возможности человеческого голоса!
– Как вам показалось, в каком веке написана эта музыка?
XVI век – эпоха Возрождения, именно тогда понятие «художник» (творец) стало значимым в обществе, и даже слово «композитор» появилось в это время.
– Можно сказать, что эта музыка лишняя, устаревшая, не нужная нам, современным слушателям?
Искусство – это ценность, Музыка несет в себе душу времени, а прикосновение к ней вновь и вновь вдохновляет нас с вами. Во все времена человек любил, радовался, скорбел, мечтал, просто каждая эпоха выражала это по-своему.
– Как вы думаете, если бы произведение «Пение птиц» было написано в XXI веке, могло бы что-то в нем измениться?
Я предлагаю вам стать композиторами и сочинить свою «птичью» песню.
Много песен мы поем
Словно птицы летним днем.
Словно птицы, словно
Птицы летним днем!
– Какая музыка звучит в этом стихотворении?
(Определение мелодических, ритмических особенностей и пр.)
Начало нашей песни я сочинила сама.
Послушайте.
А ваша задача досочинить мелодию, соединив интонационность музыкальной речи со смыслом устной речи так, чтобы ваша мелодия оказала на нас воздействие.
Музыкальное сочинение – моделирование, слушание.
А теперь мы запишем найденные вами интонации.
«Летняя песенка», сочинение (авторы – дети).
«Летняя песенка», исполнение:
а) показ инструментов, исполнение детьми на инструментах;
б) совместное исполнение с оркестром.
– Вам понравилось?
– Получили ли вы удовольствие, положительные эмоции?
Наверное, еще и потому, что музыка была наполнена светом вашей души, искренностью.
Примеров преобразующей силы музыки немало.
Послушайте, какую чудесную роль в жизни героя американского писателя начала ХХ века О’Генри сыграла музыка. Один человек, у которого не было ни друзей, ни семьи, работы и даже дома, совсем было отчаялся и опустил руки. Бесцельно бродя по улицам, он вдруг остановился. Из старой церкви доносились сладкие звуки музыки, и он застыл, прижавшись к завиткам чугунной решетки. Под влиянием музыки с ним произошла внезапная и чудесная перемена. И сердце его забилось в унисон с этим новым настроением. Он ощутил в себе силы для борьбы со злодейкой-судьбой. Он выкарабкается и опять станет человеком!
– Как вы думаете, почему О’Генри выбрал для своего рассказа церковную музыку?
В храм люди приходят и с радостью, благодарностью, а кто-то с болью и надеждой – за помощью. Каждый со своим. И музыка, звучащая в храме, – возвышенная, глубокая, сдержанная. И при этом в ней есть что-то непостижимое, заставляющее нас задуматься о чем-то важном.
– А может ли эта музыка быть созвучной состоянию людей, приходящих в храм?
«Ave Maria» Д. Каччини, слушание.
– К кому обращена эта музыка. О чем она?
– Какое воздействие оказала на вас музыка, нашла ли отклик в вашей душе?
Тогда я попросила бы вас выразить музыку вашей души. У каждого она будет своей, но в то же время наши голоса сольются в прекрасном хоре, потому что сопровождение для всех будет одним.
Сделать это можно так (примеры импровизации):
«Ave Maria» Д. Каччини, импровизация.
Как прекрасно чувствовать свет в своих ладонях и душе! Вот, возьми все, чем я владею, возьми из протянутых рук – это твое!
Очищающий огонь, возвышенная музыка Д. Каччини, прекрасная живопись – пусть они напомнят нам о самом главном, о душе, о высшем предназначении человека.
«Ave Maria» Д. Каччини, исполнение.
(Видеоряд)
Так от чего же зависит способность человека воспринимать, чувствовать красоту и силу музыки?
От готовности души человека увидеть, услышать, почувствовать музыку.
Я слышу музыку… Какой знак вы бы поставили?
(Фоновое звучание музыки И.С. Баха «Largo»)
Мне очень приятно было общаться с вами. И в память о нашей встрече я хотела бы предложить вам посеять семена очень красивых цветов. Я надеюсь, что вы будете ухаживать за ними, поливать, удобрять…
И вместе с тем помнить, что точно так же мы с вами должны питать свою душу, очищать ее, возвышать… И тогда мы по-настоящему научимся слышать, чувствовать музыку, видеть красоту мира, природы, человеческих отношений!
Елена ВЕЛИЖАНИНА, учитель музыки тюменской СШ №17, учитель года Тюменской области-2002
Комментарии