search
main
0

Тот, кто много знает, многому может и учить

Идея о непрерывном профессиональном образовании не нова, однако почему-то именно сейчас она оказалась столь популярной и обсуждаемой. Может быть, потому что меняются требования к результатам обучения, условия, подходы к ученикам? Потому что вслед за этим (а лучше, если задолго до этого) начинают меняться и сами педагоги? Совершенно очевидно: если есть образовательные стандарты, стандартизированные портреты выпускника, должны быть и стандарты учителя нового поколения. А пока этот вопрос рассматривается на всех уровнях системы образования, педагоги стараются без какого-либо предписания не упустить возможность узнать что-то новое и повысить свою квалификацию.

С​еминары, разнообразные курсы, научно-практические конференции и марафоны идей, фестивали и творческие мастерские, педагогические конкурсы – все это постепенно становится необходимым условием профессионального развития специалистов системы образования. Каждый может выбрать то, что ему по душе, например, совместить образовательную программу с пребыванием за городом, лекции – с увлекательными деловыми играми, а мастер-классы – с психологическими тренингами. Как правило, форма выездных семинаров оказывается одной из самых востребованных, поскольку позволяет в течение нескольких дней полностью погрузиться в изучение темы и даже в неформальной обстановке по завершении официальной программы продолжить изучение интересующих вопросов.Один из таких семинаров прошел на базе пансионата «Солнечная поляна» под Звенигородом, где собрались молодые педагоги Центрального округа и студенты педагогических вузов Москвы. Организаторами выезда выступили Центральное окружное управление образования, Окружной методический центр и Совет молодых педагогов ЦАО. Примечательно, что программу семинара разрабатывали сами начинающие специалисты ЦОУО, ориентируясь на запросы молодых коллег и собственные потребности, вот почему в центре обсуждения оказались такие темы, как задачи и перспективы развития Совета молодых педагогов, формирование на базе школ и детских садов образовательных комплексов, внедрение Закона «Об образовании в РФ», взаимодействие с родителями воспитанников и учащихся, развитие программы молодежного кадрового резерва. Все эти вопросы так или иначе знакомы каждому начинающему специалисту: одному в большей, другому в меньшей степени. Сделать так, чтобы участники семинара получили целостное представление о выстроенной в округе и городе системе работы с молодыми педагогами, предстояло модераторам секций. В качестве модераторов выступили активисты совета, курирующие основные направления деятельности этой общественной организации.Каждая секция была посвящена обсуждению как предстоящих, так и уже прошедших мероприятий Совета молодых педагогов ЦАО. Участникам выездного семинара в «Солнечной поляне» было необходимо разработать концепцию традиционного фестиваля творчества начинающих специалистов ЦОУО «Поколение будущего». Во время этого фестиваля молодые педагоги представляют образовательные инициативы на новый год и заявляют приоритетные направления развития совета, перемежая выступления концертными номерами. Главным событием этого дня становится церемония награждения лауреатов и победителей окружного конкурса профессионального мастерства молодых педагогов ЦАО. Ежегодно и сам конкурс, и фестиваль не перестают оправдывать свое название – «Поколение будущего». Не секрет, что на фоне всех нововведений в сфере образования необычайно возрастает роль педагога. Важно, чтобы в школу пришел учитель, не только технически готовый к изменениям, но и внутренне принимающий их, осознающий их необходимость.Вопрос о том, каким должен быть профессиональный стандарт педагога и какова роль начинающего специалиста в развитии столичного образования, во время семинара возникал неоднократно. Рассматривали педагоги и тему, непосредственно связанную с повышением престижа профессии учителя силами молодых педагогов. Одним из возможных вариантов стало создание и распространение в СМИ социальных роликов, направленных на пропаганду педагогического труда. Сегодня, когда на общество все более активное воздействие оказывают социальные сети, необходимо уметь направлять этот механизм управления массовым сознанием в нужное русло. С тем, что образование – услуга, можно соглашаться или не соглашаться. Не подлежит сомнению одно: любая услуга нуждается в хорошей рекламе, равно как нуждаются в рекламе и труд конкретного педагога, и профессия в целом, и образовательные учреждения, и принятые нововведения. Как скоро удастся молодым педагогам повлиять на общественное мнение, сказать практически невозможно, но то, что определенные шаги в этом направлении уже сделаны, вполне очевидно.Своего рода рекламой стала даже игра, проводимая Советом молодых педагогов ЦАО для студентов педагогических вузов и колледжей Москвы. Жанр квеста привлекает многих участников, причем не только потому, что требует интеллектуально-творческого подхода к решению нестандартных задач, демонстрации эрудиции и находчивости, но и потому, что позволяет пообщаться с будущими коллегами в неофициальной обстановке, узнать о комплексе мероприятий, проводимых в округе, и обменяться контактами.В этом году модераторами секции, посвященной разработке программы «Педагогический квест», стали студенты педагогических вузов. Взяв ориентир на интересы аудитории, Совет молодых педагогов ЦАО предложил принять участие в организации мероприятия тем, ради кого оно и проводится, – будущим коллегам. Как правило, такая форма взаимодействия оказывается самой эффективной, поскольку позволяет выявить потребности и ожидания студентов, а также определить наиболее востребованные пути дальнейшего сотрудничества. Несмотря на то что квест состоится только в феврале, уже сейчас благодаря участникам секции появилась концепция мероприятия. Но самое главное – состоялся успешный обмен идеями, что еще раз позволило подтвердить небезызвестный афоризм Б.Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы поменяемся ими, то у нас останется по яблоку. Но если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы поменяемся ими, у нас будет по две идеи…» Учитывая же, что в работе секции участвовала группа педагогов, таковых идей оказалось множество.Наряду с вопросами, посвященными предстоящим мероприятиям, рассматривались и другие направления работы Совета молодых педагогов. Например, учителя обсуждали перспективы развития конкурсного движения в округе (конкурс для начинающих специалистов ЦОУО «Поколение будущего», конкурсы для старшеклассников «Ученик года ЦАО» и «Новая смена»). Кроме того, были представлены добровольческие проекты совета и обозначены приоритетные шаги в этом направлении. Одним из них станет предметно-методологическое сотрудничество молодых педагогов с ветеранами педагогического труда, основанное на взаимообучении и обмене профессиональными наработками. Официальная презентация проекта состоится во время фестиваля «Поколение будущего», ну а пока начинающие специалисты Центрального округа, обращаясь к старшим коллегам, стараются создать архив интересных находок и идей, чтобы он стал доступен каждому педагогу.Участники семинара в «Солнечной поляне» первыми не только ознакомились с планами работы Совета молодых педагогов, но и стали свидетелями предпрезентации буклета СМП ЦАО, информационно-справочного диска «Портфель молодого педагога Центрального округа». Благодаря этим изданиям начинающие специалисты могут получить интересующую их информацию – от нормативно-правовых документов и должностных инструкций до ссылок на всевозможные образовательные ресурсы. Оказался в центре внимания участников семинара и Закон «Об образовании в РФ». Интересной оказалась дискуссия, предполагавшая обсуждение отдельных пунктов документа, к сожалению, говорить о том, что абсолютно все педагоги знакомы с государственными нормативными правовыми актами, пока не представляется возможным. Далеко не все участвуют и в широком обсуждении законопроектов при имеющейся возможности, однако есть и те, кто чувствует личную ответственность за все, что происходит в округе, городе, стране. Эти педагоги заинтересованы в том, чтобы в нашу профессию приходили мотивированные специалисты, обладающие социальной и гражданской ответственностью. Некоторые из них уже сейчас подключаются к программам Департамента образования, например, на выездной семинар в «Солнечную поляну» был приглашен член Совета молодых педагогов ЦАО, специалист аппарата мэра и Правительства Москвы Е.Буданов. Как человек, вошедший в число 20 стажеров из 800 претендентов по программе стажировки молодых граждан в органах исполнительной власти Москвы, он рассказал участникам семинара о Молодежном кадровом резерве столичной системы образования. Эта программа позволяет начинающим и будущим педагогам развить коммуникативные навыки, лидерские и организаторские способности, выстроить индивидуальную траекторию профессионального развития, получить консультацию от ведущих специалистов.По итогам вводного выступления участникам семинара было предложено попробовать себя в роли претендентов на вакантную должность и решить несколько ситуаций из сферы современного образования, пользуясь методом кейс-стади. Насколько удачным оказался этот опыт, судить на основе всего одного занятия довольно сложно, однако уже сейчас заметно, насколько велик кадровый потенциал системы столичного образования.Кроме презентации программы кадрового резерва в рамках выездного семинара состоялись и другие выступления молодых педагогов ЦАО. Учителя школы №282 Д.Черноморская и А.Сурков рассказали о программе Европейского молодежного парламента для школьников. Ежегодно на международной сессии нашу страну представляют несколько учащихся, чтобы определить лучших из лучших, на базе школы №282 вот уже в течение нескольких лет проводятся малые сессии модели ЕМП. Проект стал возможен благодаря взаимодействию школы с Национальным комитетом Европейского молодежного парламента в России и энтузиазму молодых учителей. Безусловно, это яркий пример того, как можно в интересной форме вовлечь самых разных детей, в том числе детей-мигрантов, в активную социальную деятельность, развить предметные и социокультурные компетентности школьников, а также навыки управления коллективной деятельностью, столь необходимые в современном обществе.Еще одно выступление в рамках семинара было посвящено такой непростой для начинающего специалиста теме, как взаимодействие с родителями воспитанников и учащихся. Педагог-психолог ДДТ «Парк «Усадьба Трубецких в Хамовниках» Л.Хосянова разработала и показала мастер-класс «Психологическое сопровождение работы учителя с родителями». Его участники смогли оценить две методики: «Можно и нельзя» и «Поводыри». Как показывают опросы, нередко молодые педагоги испытывают самый сильный стресс, общаясь именно с родителями учеников. Увидеть возможные варианты решения противоречивых ситуаций, научиться управлять своими эмоциями и доверять друг другу – вот чему был призван помочь мастер-класс, можно надеяться, результат не заставит себя ждать.Заключительным выступлением на выездном семинаре стала лекция заместителя директора Окружного методического центра ЦАО Павла Кузьмина, посвященная созданию в Москве образовательных комплексов: рассматривались и вопросы их территориального распределения по микрорайонам, и вопросы развития многопрофильности, и вопросы увеличения возможностей для профессиональной самореализации педагогических кадров.Все полученные знания участники семинара смогли применить на практике во время деловой игры «Создай свой образовательный комплекс». Участие в игре принимали семь команд, каждой их которой предстояло разработать концепцию развития образовательного учреждения, опираясь на заданные условия: одни представляли детский сад (9 лет с момента постройки, 120 детей, собственный бассейн и отдельный зал для занятий ЛФК), другие – общеобразовательную школу (340 учащихся, музей боевой славы, педагогические классы и 30% учителей пенсионного возраста), третьи – гимназию (75 лет, 720 детей, математический профиль, связь с ведущими техническими вузами Москвы). В первый день игры участникам было необходимо назначить директора из числа игроков, сформулировать миссию образовательного учреждения и разработать стратегию его развития сроком на пять лет. Кроме того, прогнозируя будущее школы, лицея, гимназии или детского сада, участники предлагали варианты расширения сферы дополнительных услуг. После того как состоялись презентации всех концепций, начался главный момент игры: каждая команда должна была выбрать партнера или партнеров для создания единого образовательного пространства. Умение договориться при этом играло решающую роль. Кто станет директором? Каким образом изменятся означенные ранее миссии? Удастся ли скорректировать стратегию развития комплекса таким образом, чтобы не нарушить интересы договаривающихся сторон? Каковы предложения по ребрендингу (объединение или же создание с нуля)? На какой основе можно выстроить партнерские отношения? Удастся ли реализовать многопрофильность в комплексе? Каковы последствия объединения экономических, инфраструктурных и человеческих ресурсов? Все эти многочисленные вопросы не были гипотетическими. Так или иначе они волнуют каждого, кто связан с образованием. Опыт же участия в деловых играх, в практико-ориентированных семинарах, решение как типовых, так и нестандартных образовательных задач дают педагогам (а особенно молодым) очевидные преимущества. Учить других и непрерывно учиться самому – вот главный тезис сегодняшнего дня.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте