Желтый «мерседес» с шашечками такси на крыше колесит по улицам Москвы. За рулем высокий мужчина в потертой кожаной куртке. Его усталое лицо почти всегда сосредоточенно. Когда он получает на мобильный сообщение со словом «вызов» и указанием места, складки у уголков его рта становятся резче. Он не слишком охотно отправляется в путь, но никогда не вступает в спор с невидимым диспетчером. Всегда ехать по указанному адресу – его обязанность. В онлайн-кинотеатре START премьера оригинального сериала «Пассажиры».
Мистическую драму о жизни, смерти и о том, что может быть в промежутке между ними, снял режиссер Карен Оганесян.
А что, собственно, может быть между? Разве мы все не наслышаны о том, что, как только наша душа распрощается с бренной оболочкой, она немного повисит в воздухе, а потом понесется по темному тоннелю к ослепительному свету?
По версии создателей «Пассажиров», это сценарий не для всех, его заслужили лишь праведники. Те же, чей предсмертный миг был отягчен какими-то не слишком хорошими обстоятельствами, кто не завершил к моменту гибели важнейшие дела, застревают в некоем зазоре: получается, уже не живы и еще не совсем умерли. И тогда к ним приезжает таксист Андрей (Кирилл Кяро), в машину которого лучше сесть без пререканий. Он перевозчик заблудившейся в потемках души, его задачей является доставка бессмертной субстанции к тому порталу, где та сможет осуществить переход в загробный мир.
Каждому новому клиенту Андрей объясняет, что наступил момент истины: нужно признаться в том, что человек при жизни тщательно скрывал от других (а может, и от самого себя), не принимал, замалчивал. Только тогда определится место перехода, а навигатор «мерседеса» выстроит маршрут. Что, если «зависшие» не прибудут к порталу и не транспортируются? По словам Андрея, их удел – вечные ужасные блуждания в состоянии «без души и без тела».
Но все пока хорошо (если можно так сказать при подобном сюжете), первые наблюдаемые нами клиенты современного Харона, души разбившихся в аварии супругов Светланы (Юлия Снигирь) и Игоря (Анатолий Белый), к концу поездки завершают ссору. А ведь какие страсти кипели в салоне авто! Женская ярость, мужское негодование. Признания, от которых, кажется, слегка вздрагивал даже невозмутимый на вид перевозчик. В какой-то момент все шло к тому, что кто-то – муж или жена – сейчас выпрыгнет из машины на полном ходу. Однако покинуть такси самому пассажиру невозможно, только водитель может выпустить его, самолично открыв дверцу. Но гармония воцаряется, на навигаторе высвечивается умиротворяющая фраза «Маршрут выстроен»… Порталом оказывается то самое место, где все начиналось, где зарождались чувства, которые, оказывается, не остыли и после смерти.
Таким образом, уже первый эпизод приковывает внимание элементами камерной психодрамы и идеей: прежде чем покинуть мир, расскажи правду. Дальше – больше. Мы наблюдаем не только быстро угасающий конфликт между перевозчиком и душами и противостояние в исповедях пассажиров. Зрителю предоставлена возможность еще и разгадывать, что за битва разворачивается в душе загадочного водителя. Жив ли он сам или тоже на другой стороне от нас, наблюдателей? Какая трагедия случилась однажды у него? Почему он получил эту работу и что она для него больше – удовольствие или проклятие? Почему он после одной из поездок бросает резкое: «Я так и не понял, почему ты это допускаешь!»? Кому адресует заявление – тому, о ком мы подумали, или нет?
Из представленных сейчас на платформе серий наиболее будоражащая вторая. Она о старшекласснике Сашке (Егор Губарев), который трагически погибает, а Андрею рассказывает историю, показывающую, что жизнь его до того рокового момента была практически не лучше смерти. «Я не выбирал такое!» – от его крика, рыданий взахлеб сжимается горло и выступают слезы даже у скупых на эмоции зрителей.
Драматургически интересен третий эпизод. В начале его кажется, что «застрявший» тридцатилетний наркоман Кирилл не сможет вызвать нашего сочувствия, соответственно, всю серию мы просидим, что называется, с холодным носом (провальное качество любого кинопродукта). Отнюдь. В итоге выясняется, что и герой Сергея Гилева, актера, особенно ярко проявившегося в сериале «Чики», способен быть вполне симпатичным. На мой взгляд, к этому персонажу мы еще вернемся, и, положа руку на сердце, этого очень хочется. В этой же серии звучит месседж, что время признаний ограниченно (очень важное драматургическое обстоятельство), хочется верить, что позже нам разъяснят, почему.
Что касается актерских работ, они все на уровне, это возможно оценить, несмотря на короткий хронометраж серий (15-20 минут). Кирилл Кяро идеально подходит на свою роль, у него лицо не судьи, не исповедника-человека, который должен и хочет помочь тебе, которому после короткого знакомства можно рассказать все без утайки. Он даже, словно волшебник, может выполнить последнее желание – нечасто, конечно, а в виде исключения. Иногда кажется, что в глубине его глаз затаилась слеза… но нет, показалось.
Человек и смерть, что нас ждет после финального вздоха… Столь подробное препарирование в кино этих тем еще пару-тройку лет назад казалось сложным, болезненным. Сегодня, когда мы закалены опытом горьких прощаний со многими людьми, близкими и не очень, эти вопросы воспринимаются не то чтобы легче, скажем так, более философски. И есть стимул задуматься: а что в самом деле дальше? А если не тоннель и свет, то что? И как-то легче, если представить, что и при непростом раскладе не заблудишься: есть таксист, который не бросит, доставит куда надо.
Комментарии