«Вы истребляете леса, а они украшают землю, они учат понимать человека прекрасное, их великолепие внушает нам величавое настроение», – говорил герой пьесы Антона Чехова «Леший» Михаил Хрущов. Творчество Чехова очень любил писатель Константин Паустовский, ценивший природу и болевший за ее сохранение. Государственный Дарвиновский музей, Музей К.Г.Паустовского, Национальный парк «Мещерский» представили выставку «Разговор о сохранении природы», приуроченную к 130‑летию со дня рождения писателя.
Такой дар, что был у Константина Паустовского, выпадает крайне редко. Он был блестящим стилистом, рассказчиком, писателем, журналистом. Константин Паустовский – художник слова и мысли. Его повести, очерки наполнены жизнью, воспоминаниями, рассказами о самых разных людях, встречавшихся на пути, – от ученых, геологов и инженеров, случайных попутчиков, лесников, художников до сторожей, паромщиков и портних.
На его жизнь выпали Первая мировая и Великая Отечественная войны, революция, годы работы в РОСТА, газете «Правда». Прежде чем посвятить жизнь писательству – «всепоглощающей, порой мучительной, но всегда прекрасной и любимой работе», – Паустовский побывал во многих сторонах и городах страны, СССР, – в Карелии, Крыму, Одессе, Баку, Ереване, Тифлисе, Батуми, Каспии… Строго говоря, путешествовал он всегда, первым заговорил об экологии, когда эта наука еще не была окончательно сформирована. Книги, документы, фотографические материалы, представленные на выставке, свидетельствуют о Константине Паустовском как о писателе-экологе. Материалы, связанные непосредственно с жизнью и творчеством писателя, дополнены предметами изобразительного и таксидермического искусства – еще некоторые доказательства роскоши природы.
Так, повесть «Кара-Бугаз», вышедшая в 1932 году, была посвящена заливу-лагуне Каспийского моря на западе Туркмении. Много сложностей и проблем было с освоением и использованием залива Кара-Богаз-Гол (буквально «озеро черного пролива»). Еще во времена Российской империи сложно было понять и изучить такую территорию и ее особенность – Кара-Богаз-Гол был химической кладовой. «Соль, полагаю, особенная, не того состава, что обыкновенная, употребляемая в пищу и для засола. Непонятным для меня представляется быстрейшее течение из моря в залив, что с несомненностью указывает на различие уровней воды в заливе и в море. На основании всего сказанного я позволю себе заключить, что побережья залива Кара-Бугазского, как и самый залив, лишены какого бы то ни было интереса государственного. Пребывание, даже кратковременное, в водах залива порождает чувство великого одиночества и тоску по местам цветущим и населенным. На всех берегах залива на протяжении сотен верст мною не было встречено ни одного человека, и, кроме горчайшей полыни и сухого бурьяна, я не сорвал ни одной травинки. Токмо соль, пески и все убивающая жара властвуют над этими негостеприимными берегами и водами» (К.Паустовский, «Кара-Бугаз»).
Много было положено напрасных трудов и трат, дабы экосистема залива Кара-Богаз-Гол начала потихоньку восстанавливаться после установления в тех местах дамбы, а потом – ее уничтожения. Глауберова соль (мирабилит), огромные залежи которой были обнаружены на глубине залива, – сырье в производстве серной кислоты, серы, соды. Кто же обращал внимание на экологию в то время, когда молодой стране нужна была промышленность?.. Однако еще в начале 30‑х годов прошлого века Константин Паустовский замечал огромные экологические риски.
Об этом же его повесть «Колхида» (об осушении малярийных болот), «Повесть о лесах». Константин Паустовский был большим исследователем природы, не только ее богатств, но и красоты, которую нужно сохранять и беречь. Сколько прелести в Солотче – Мещерском крае: «Мещера – остаток лесного океана. Мещерские леса величественны, как кафедральные соборы. Даже старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал в исследовании о Мещерском крае такие слова: «Здесь в могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу». Мещерский край, как и северный, Карелия, либо юг щедры на таланты – художников, ученых, писателей. Гравер Иван Пожалостин родом из Рязанской области (его именем назван художественный музей в Рязани), гляциолог Евгений Гернет – в Кронштадте. Ему посвящена повесть Константина Паустовского «Теория капитана Гернета» – о личности благородной, участнике Русско-японской войны, походов в Карское море, картографе, материалами которого пользовались Иван Папанин и Валерий Чкалов. К слову, повесть была издана после встречи писателя с Максимом Горьким. В 1932 году Паустовский по предложению редакции «История фабрик и заводов» посетил Карелию, затем любознательность писателя привела на север – в Мурманск, после чего последовал «северный цикл» писателя. «Тогда я только что прочел очень редкую книгу нашего моряка, капитана Гернета. Называлась она «Ледяные лишаи». Гернет был одно время советским морским представителем в Японии, там написал эту книгу, сам набрал ее в типографии, так как не нашел среди японцев наборщика, знающего русский язык, и отпечатал всего пятьсот экземпляров этой книги на тонкой японской бумаге» (К.Паустовский, «Золотая роза»).
«Разговор о сохранении природы» – выставка, повествующая не только о красоте наших лесов и полей, разнообразии животного и растительного мира. Экспозиция наглядно показывает те проблемы, виной которых, увы, стал человек… Губительно использовать ресурсы, данные нам природой, себе лишь в угоду. Мир обитателей лесов и степей должно сохранять и оберегать, ибо последствия ненадлежащего обращения катастрофические.
Выставка работает до 14 августа 2022 года.
Комментарии