– Владимир Михайлович, “УГ” одна из первых поддержала курс на модернизацию образования и начала ее широкое обсуждение. Прошло полгода с момента утверждения Правительством РФ новой Концепции. Для чего все-таки она была нужна, насколько оказалась своевременной? Ведь и предыдущие документы, связанные с образовательной политикой (Закон “Об образовании”, Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, Федеральная программа развития образования), ставили задачу развития системы образования?
– Концепция не только своевременна, но и жизненно необходима. Сам термин “модернизация”, если прибегнуть к словарям, означает “обновление”, “изменение в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами”.
Можно сказать, что модернизация образования – это прежде всего процесс обновления, это комплексная программа устойчивого развития нашей системы, ее реструктуризации и адаптации, которые связаны с меняющимися требованиями, условиями жизни, новыми задачами перехода России к правовому демократическому государству, к рыночной экономике. По большому счету модернизация – это ответ на вызов времени, это серьезная, рассчитанная на десять лет программа повышения качества, эффективности, доступности образования. Но Концепция действительно появилась не на пустом месте. Она развивает Закон “Об образовании”, и перечисленные в вопросе документы вместе с тем отличаются принципиальной новизной и конкретизацией многих позиций, которые в них декларировались.
– Как вы оцениваете самые первые результаты “вхождения” этой Концепции в жизнь нашего общества?
– Первые результаты обнадеживают. За это время нам удалось сделать самое главное – выработать сообща, в том числе и с регионами, тактику реализации данной Концепции. После тщательного обсуждения программы действий и на межведомственном уровне, и на уровне субъектов Федерации сформированы комплексные планы и планы-графики мероприятий, которые должны обеспечить поэтапное выполнение всех положений Концепции. Наступает этап конкретизации исходных позиций, задач и путей их решения. Кроме того, радует, что сегодня новые идеи, подходы и предложения в целом востребованы обществом. Амплитуда голосов от “против” до “за” существенно качнулась в сторону “за”. Цели благородные, но как это лучше сделать? Сегодня больше вопросов задают не о том, нужна или не нужна нам модернизация, а как ее проводить, какие использовать ресурсы, какие механизмы включить для ее реализации.
– Полгода для такой серьезной программы – период небольшой, но все-таки что конкретно удалось сделать на первом этапе, который в Концепции модернизации российского образования рассчитан на 2001-2003 годы?
– В большей степени это касается экспериментов по обновлению структуры и содержания общего образования по единому государственному экзамену. Для всех уже становится очевидным, что ЕГЭ – это на самом деле более объективная оценка знаний, и о своем желании участвовать в эксперименте сегодня заявляют все большее число регионов. Серьезная работа проведена по разработке профильного обучения на старшей ступени школы. Мы активно продвинулись в разработке государственных образовательных стандартов. В ближайшее время они будут представлены на обсуждение общественности, а в конце года приняты в окончательном варианте. Здесь действительно много новых подходов, которые соответствуют идеологии модернизации. Новые стандарты, в частности, должны оптимизировать соотношение между общекультурными, фундаментальными и прикладными знаниями, они должны снизить избыточные перегрузки в школе, социализировать учебный процесс, помочь преодолеть отставание России в ключевых отраслях экономики, обеспечить социальную мобильность личности, сделать обучение практико-ориентированным и здоровьесберегающим.
– Бытует мнение, что сегодня фактически реализуется не план мероприятий по Концепции модернизации российского образования, который обсуждался на Госсовете, а так называемый план Грефа. Как вы к этому относитесь?
– Мы делаем то, что должны делать: выполняем распоряжение Правительства РФ по документу, который называется “Концепция модернизации российского образования”. Другое дело, что не все вопросы, которые обсуждались на Госсовете, вошли в нее. Например, по расходам на образование из консолидированного бюджета на 10% и федерального – на 20%. Этих предложений нет в Концепции, поскольку, заложив данные цифры, по мнению Минэкономики, финансово-экономического отдела Правительства РФ, мы могли в будущем ограничить в бюджете долю расходов на образование. Действительно, в течение последних трех лет она ежегодно росла на 50%. Или положение, связанное с зарплатой учителей, которая должна соответствовать средней по промышленности. Оно есть в Законе “Об образовании”, и дублировать его в Концепции не имело смысла. Что касается планов Грефа, а значит, Министерства экономики, то они у них действительно есть и помимо модернизации образования. Например, по реформированию оплаты труда, увеличению числа организационно-правовых форм образовательных учреждений, причем не только для нашей сферы, но и для Минкультуры, Минздрава и т.д.
– Насколько, на ваш взгляд, широко обсуждаются намеченные преобразования в нашей сфере? Что нужно сделать для того, чтобы Концепция модернизации российского образования стала понятной как можно большему числу наших граждан? Чтобы она дошла до каждого ученика, учителя, родителя?
– На самом деле пока недостаточно широко. Родители, общественность и даже учителя мало что знают о модернизации. Мы не должны забывать уроки истории, когда многие преобразования, даже неплохие по своим целям и задачам, оказались обреченными, поскольку были непонятны тем, кому адресовались. Часто реформы были излишне радикальны и теоретизированы. Они терпели неудачу именно потому, что не опирались на имеющийся опыт, проводились без участия самих педагогов, общественности. Нынешняя модернизация не может носить только ведомственный и даже межведомственный характер, она является государственной, общенациональной. И, разумеется, должна опираться на поддержку населения и образовательного сообщества. Результативность преобразований будет во многом зависеть от позиции родителей, которые в первую очередь должны почувствовать ее целесообразность. В России 39,6 миллиона человек напрямую связаны с образованием – одни работают на ниве просвещения, другие учатся. Без заинтересованного большинства, без конструктивного диалога общества и власти рассчитывать на успех реформы не приходится. Именно поэтому мы разработали специальную программу сотрудничества со СМИ, в частности с вашей газетой, для более детального, глубокого и всестороннего освещения всех этапов и механизмов реализации Концепции модернизации. Если мамы и папы, бабушки и дедушки хотят знать, что ожидает их детей, внуков, какие будут происходить перемены в жизни школы, других образовательных учреждений, они непременно должны подписаться на “Учительскую газету”.
Что касается профессионального сообщества, то и здесь нужна, если хотите, серьезная тренинговая деятельность – управленцы всех уровней, из разных регионов, городов, сел России должны “пропитаться” идеями модернизации, изучить механизмы ее реализации и иметь собственную программу ее продвижения в жизнь. Не случайно для достижения этих целей мы проводим такие курсы в Академии повышения квалификации для руководителей муниципальных органов управления образованием. Рассчитываем на “эффект цепной реакции”: пройдя обучение в Москве, они должны передать эти знания своим коллегам-землякам.
– Какие положения Концепции модернизации российского образования являются, на ваш взгляд, наиболее важными или первоочередными?
– Непростой это вопрос, потому что модернизация российского образования касается всех уровней – от дошкольного до высшего образования. И говорить о том, что сначала нужно заняться высшим образованием, а школа подождет, или наоборот ни в коем случае нельзя. Наша работа разворачивается сегодня вокруг трех составляющих этой Концепции – доступность, качество и эффективность. Это не абстрактные понятия, каждое из них поддается контролю. Например, насколько расширяется доступ семей в детские сады в результате наших мероприятий? Как профильное обучение повышает качество образования?
Но все в один год не сделаешь. В плане мероприятий на каждом конкретном этапе определены свои задачи и пути их решения. В конце года мы будем проводить корректировку финансирования мероприятий на следующий год. Распределить приоритеты – это и есть основная цель, которую мы хотели достичь в наших планах. Чтобы всем было понятно, что и какими силами, в какой квартал нужно сделать, непременно и в указанные сроки.
– Интересовался ли Президент России В. В. Путин на вашей последней встрече с ним в Кремле ходом реализации Концепции модернизации?
– Он поставил пять вопросов. Первый как раз и напрямую связан с модернизацией – итоги эксперимента по единому государственному экзамену. Его, в частности, интересовал список вузов, которые принимают студентов по итогам ЕГЭ, а это 130 региональных и 16 столичных. Я подробно рассказал президенту о том, как с помощью ЕГЭ получены данные о знаниях, продемонстрированных выпускниками этих школ (а это тысячи общеобразовательных учебных заведений в 16 субъектах Федерации), по всем основным предметам. Далее речь, естественно, шла об оказании помощи детям из семей, пострадавших от наводнения, о перспективах их дальнейшей учебы в вузах, техникумах, ПТУ. Был затронут вопрос о заработной плате учителей в связи с его указом о введении нового порядка финансирования школ. Мы говорили о студенческих стипендиях, о структуре подготовки выпускников школ к поступлению в вузы, о том, соответствует ли прием в вузы потребностям нашей экономики.
По существу все вопросы так или иначе затрагивали модернизацию российского образования. Это и понятно. Ведь именно Президент РФ инициировал изменения в образовании, направленные на повышение его качества и доступности.
Ирина ДИМОВА
Комментарии