search
main
0

Торопись медленно Таков девиз начальника Департамента образования Вологодской области

На каждом корабле должен быть капитан. Хозяйственный, в меру строгий, успевающий везде и повсюду. “Капитан корабля” вологодского образования, председатель оргкомитета областного конкурса “Учитель года Вологодской области” – Ирина Анатольевна МАКАРЦЕВА, обаятельная, мудрая женщина. В разговоре лаконична, хвастать не спешит, но и от достижений не отказывается, и педагогами Вологодчины гордится.

– Каковы отличительные черты системы образования Вологодской области?
– Мы с большой осторожностью относимся к тому, что предлагает Концепция модернизации, прежде всего к двенадцатилетке, единому государственному экзамену. Все это новые формы. Мы же стремимся идти к модернизации через изменение содержания. И поэтому, разрабатывая план действий Департамента образования по реализации Концепции модернизации образования до 2005 года, мы исходили из того, что нужно менять содержание образования. Определили конкретные направления деятельности и базовые площадки, на которых мы отрабатываем тот или иной материал, скажем, здоровьесберегающие технологии, новые информационные технологии, новые типы образовательных учреждений и так далее. Таким образом, мы “осваиваем” все направления, которые есть сегодня в Концепции модернизации. Сначала отработка локального опыта и затем его распространение, если мы увидим, что в этом есть необходимость.
У нас в Вологодском институте развития образования, наверное, самый большой в России банк передового педагогического опыта, он содержит около 400 уникальных материалов. Кроме того, в этом году мы организовали выставку педагогического мастерства “Инноватика-2002”, на которой было представлено 142 работы педагогов и педагогических коллективов. Это авторские программы конкретных учителей, программы различных образовательных учреждений. Основные разделы выставки: “Инновационные площадки”, “Авторские программы”, “Профессиональное образование”, “Творческие проекты”. Выставка получила положительный резонанс в педагогической среде, и не только. Нам был предоставлен лучший выставочный зал области, в котором проходят федеральные выставки “Русский лес” и “Русский лен”. Все расходы по нашей выставке оплатило региональное отделение партии “Единая Россия”. И награждение лауреатов прошло с их помощью.
Как видите, сегодня внимание к образованию есть. В первую очередь со стороны Правительства области, Губернатора. Ежегодно мы всем выпускникам общеобразовательных школ Вологодчины дарим эксклюзивные сборники русской классики. На первой странице публикуется напутствие Губернатора Вологодской области Вячеслава Евгеньевича Позгалева. Составитель всех этих книг – кандидат филологических наук, профессор, зав. кафедрой литературы ВГПУ Сергей Юрьевич Баранов. Мы делали сборник произведений А.С. Пушкина, Н.М. Рубцова, Ф.И. Тютчева и к 200-летию крещения Руси – “Звезды рождественской сиянье”. В этом году у нас будет сборник произведений вологодских писателей и поэтов. Тираж этих изданий – более 12 тысяч экземпляров. Золотые медалисты получают такие книги в бархатном переплете.
– Ваше отношение к двенадцатилетке, ЕГЭ?
– У нас в области всего четыре школы перешли на двенадцатилетку. Почему? Министерство образования РФ не продумало эксперимент ни в организационном, ни в методическом, ни в финансовом отношениях. Поэтому мы считаем, что пока достаточно четырех школ “на пробу”. Даже при таком небольшом количестве площадок нам сложно поддерживать этот проект. К единому государственному экзамену сейчас готовимся. В канун старого нового года прошло заседание областного совета ректоров вузов, на котором мы дали информацию о том, как этот опыт идет в регионах, рассказали, что собираемся делать, и пришли к тому, что будем готовиться к ЕГЭ по ряду предметов. К 2004 году мы будем к этому готовы, думаю. Торопиться не будем. Мы ничего не отвергаем. Но сомнения есть. Чтобы эти сомнения развеять, мы будем идти медленно, но верно.
– Как вы считаете, влияет конкурс “Учитель года” на развитие образования области?
– Конечно, влияет. Он повышает престиж учительского труда, показывает внимание власти к учителю. Кроме того, благодаря городским, районным, областному конкурсам выдвинулась замечательная плеяда ярких и талантливых мастеров. Только в областном финале за восемь лет проведения конкурса приняли участие более 130 учителей, воспитателей и мастеров производственного обучения. Многие из них выросли в настоящих профессионалов, показывающих высокий уровень педагогического мастерства. Это радует. Но нам, я считаю, нужно еще очень много работать в этой области. В первую очередь волнует проблема отбора конкурсантов. Иногда на конкурс идут молодые, раскованные учителя с несколько завышенной самооценкой, еще не накопившие опыта, не ставшие истинными творцами в педагогике. Нам нужно подумать о том, чтобы на конкурс выходили наши лучшие кадры, те, кто не попадает в число участников педагогического состязания в силу своей скромности. Здесь мы не дорабатываем. Я думаю, это общая беда.
Конкурс – это яркий, красочный праздник труда. Он очень популярен в педагогической среде. Но совершенствовать эту работу надо.

Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте