search
main
0

Тормоз реформ – педагогическое образование? Зачем нужен Болонский процесс

Похоже, наконец-то мы можем понять причину всех наших бед в российской школе. Оказывается, виной всему педагогическое образование. Именно оно, по мнению министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, – «главный тормоз сегодняшних преобразований». Об этом Андрей Александрович заявил на недавней коллегии, где, по сути, обсуждались два важнейших на сегодня вопроса – контрольные цифры приема в вузы и переход на новые стандарты профессионального и общего образования.

Свое выступление министр начал с напоминания о том, что заканчивается переход на двухуровневую систему, и потому 85 процентов бюджетников будут заниматься по программам бакалавриата, остальные – по программам обновленной подготовки специалистов. Всего в 2011 году число бюджетных мест на первом курсе российских вузов возрастет до 438 в расчете на 1000 выпускников 11-х классов, в то время как в прошлом году этот показатель равнялся 418.- У нас продолжается демографический спад, количество выпускников 2010-2011 года уменьшилось почти на 10 процентов, и мы должны это учитывать, – заявил Андрей Фурсенко. Министр отметил, что в этом году будут сокращены контрольные цифры приема по непрофильным для вузов укрупненным группам специальностей. В опалу попали также «Гуманитарные науки», объем подготовки по этой группе специальностей упал по сравнению с прошлым годом на 18,9 процента, а за пять лет более чем на 30 процентов. По группе специальностей «Образование и педагогика» более чем на 4 процента по сравнению с прошлым годом и на 35,7 процента за пять лет (надо же как-то бороться с «главным тормозом» современности), по «Экономике и управлению» более чем на 8 процентов и на 51,5 процента за пять лет. Зато в приоритете оказались «Информационная безопасность» (рост контрольных цифр приема за пять лет – 63 процента), «Геодезия и землеустройство» (56 процентов), «Автоматика и управление» (98,6 процента), «Информатика и вычислительная техника» (21,1 процента), а также «Морская техника» (9,3 процента) и «Авиационная и ракетно-комическая техника» (1,8 процента).- Нужно структурировать набор и перераспределять средства в пользу приоритетных направлений подготовки специалистов, – сделал вывод министр. Андрей Александрович также посетовал на неудовлетворительную подготовку аспирантов, заявив, что лишь 20 процентов из них защищается, поэтому принято решение о сокращении аспирантских мест и увеличении сроков обучения в аспирантуре до 4 лет на очном отделении и 5 лет на заочном.Выступление директора Департамента профессионального образования Минобрнауки России Татьяны Давыденко по контрольным цифрам приема было предельно лаконичным. Татьяна Михайловна сообщила, что в учреждениях НПО объем контрольных цифр увеличился более чем на четыре процента и достиг 92, 7 тысячи человек, в то время как по программам СПО снизился почти на 2 процента. На первый курс высших учебных заведений по программам подготовки бакалавров и специалистов число бюджетных мест составит 431 тысячу человек, из них почти 366 тысяч мест для бакалавров и чуть больше 65 тысяч для специалистов. В магистратуру на бюджетные места будут приняты 52,9 тысячи человек. Обсуждение первого вопроса Андрей Фурсенко завершил предложением проанализировать ситуацию с качеством учебы тех, кто поступил в прошлом году на первый курс вузов, и что с ними произошло после первой сессии. Важно также выяснить, каков процент отчисленных за неуспеваемость.- Будущие абитуриенты должны знать, что важно не только поступить в университет, но еще и нормально учиться потом, – заявил Андрей Александрович и плавно перешел к обсуждению второго вопроса о введении образовательных стандартов нового поколения.- Мы не в полной мере удовлетворены новыми стандартами, потому что рассчитывали, что изменения будут более радикальными, хотя образование не сфера, где нужны революции, – признался министр. – В настоящее время утвержден 941 ФГОС нового поколения, в том числе 2 стандарта общего образования (для 1-4-х и 5-9-х классов), 295 ФГОС начального профобразования, 234 среднего и 410 стандартов высшего образования, – сообщила Татьяна Давыденко. Причем, по ее словам, 90 процентов вузов обеспечат полную готовность работать по программам на основе новых ФГОС к 31 марта 2011 года, оставшиеся – до конца мая. В связи с этим особенно важно повышение квалификации преподавателей. По словам Татьяны Давыденко, 50-60 процентов из них должны пройти курсы переподготовки в ближайшее время.Выступила на коллегии и директор Департамента общего образования Минобрнауки России Елена Низиенко, отметившая, что с 1 сентября 2011 года все первоклассники России будут обучаться по новому образовательному стандарту, с 1 сентября 2015 года он станет обязательным для 5-го класса, а с 2020 года и для десятиклассников.Присутствовавшая на коллегии глава Рособрнадзора Любовь Глебова заметила, что новые стандарты требуют иной процедуры оценивания качества знаний, а директор Департамента стратегического развития Минобрнауки России Игорь Реморенко предложил проводить повышение квалификации учителей на базе школ-лидеров, использовать их как стажировочные площадки…Итог двухчасовой коллегии, как всегда, подвел министр, заявив, что даже если бы не было Болонского процесса, его надо было бы придумать, чтобы заставить преподавателей высшей школы менять свои учебные программы и курсы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте