Сегодня мир стремительно меняется. Будущее, которое мы ожидали только завтра, во всю свою силу разворачивается здесь и сейчас. Неоспоримое требование современного мира – это владение такими навыками, как коммуникабельность, творческое начало, системное мышление, навыки межкультурной коммуникации, мультифункциональность.
Все это в своей совокупности поможет человеку сориентироваться в мире с его новыми трендами, найти свое место в профессиональной деятельности. Как показывает практика, выпускникам школ достаточно сложно определиться с выбором будущей профессии. На это есть много причин, но некоторые из них, на наш взгляд, ключевые: отсутствие у школьников информированности и сформированности прикладных умений в той или иной области.
Решить эти проблемы поможет уникальный проект «Образовательные вертикали» Департамента образования и науки города Москвы, который стартовал в московских школах с сентября 2022 года.
Что же такое образовательные вертикали? Этот проект нацелен на раннюю профориентацию школьников: уже с 7‑го класса каждый ученик московской школы получает возможность выбрать направление обучения, начав осваивать учебные предметы и практико-ориентированные курсы с учетом выбранного им профиля.
На сегодняшний день школьники Москвы могут поступить в классы математической, естественно-научной, лингвистической, спортивной и IT-направленностей, что, безусловно, поможет им сформировать траекторию движения к их будущей профессии. Важно отметить, что каждый проект реализуется в соответствии со стандартами, которые были разработаны с учетом сведений о динамике вакансий в востребованных отраслях современного рынка труда Москвы.
С этого учебного года школа №141 стала счастливым обладателем статуса «Участник городских проектов «Лингвистическая вертикаль» и «Естественно-научная вертикаль».
Работа по выбору этих направлений началась еще в апреле 2022 года. Именно тогда школа выявила запрос семей наших школьников по выбору профильного обучения: были проведены общешкольные родительские собрания, запущено электронное анкетирование по выбору образовательных вертикалей, организовано профориентационное тестирование для будущих семиклассников.
Итак, выбор всех участников образовательного процесса был сделан, и с 1 сентября наша школа распахнула свои двери для учеников 7‑х классов городских проектов «Лингвистическая вертикаль» и «Естественно-научная вертикаль».
Особенностью проекта образовательных вертикалей является практическая составляющая обучения, которая достигается не только за счет профильных курсов в учебном плане, но и через сетевое взаимодействие школы с организациями и высшими учебными заведениями.
Школа №141 ведет активную и плодотворную работу с организациями высшего образования. В сентябре мы заключили договоры о взаимодействии с ведущими вузами страны. Нашими партнерами стали РЭУ имени Г.В.Плеханова, МПГУ, РНИМУ имени Н.И.Пирогова, ГосИРЯ имени А.С.Пушкина, Финансовый университет, НИУ «Высшая школа экономики». Безусловно, такая модель взаимодействия открывает перед обучающимися школы абсолютно новые возможности в выборе будущей профессии.
В рамках сотрудничества с вузами для ребят ежемесячно организуются встречи с профильными преподавателями высшей школы.
Так, ученики «Естественно-научной вертикали» изучают курс практико-ориентированных занятий от РЭУ имени Г.В.Плеханова «От алхимии до современной химии наших дней», погружаясь в удивительное путешествие к истокам зарождения таких наук, как химия, математика и физика, и исследуя их развитие до наших дней. На этих мастер-классах ребятам предоставляется уникальная возможность поработать с самыми современными материалами, например с полимерной пластмассой, за которой стоит будущее в таких отраслях, как автомобилестроение и пищевая промышленность, медицина и нефтегазовая отрасль.
Будущие же лингвисты активно работают с языками, изучая расширенно русский, английский, итальянский и немецкий языки. Их обучение направлено на формирование межкультурной коммуникации, владение навыками работы в медиапространстве, знакомство на языке оригинала с мировыми произведениями театра, кино и литературы.
Для наиболее полного погружения в лингвистический профиль обучения для ребят проводятся не только практико-ориентированные встречи с ведущими преподавателями вузов, но и с организациями-партнерами.
Недавняя встреча состоялась с владельцем событийного агентства Yes – your event solutions Николаем Перепелкиным, который показал нашим ребятам, как грамотно создавать топ-контент для цифровых и социальных медиа.
Важно отметить, что такие встречи проходят и на базе школы, и в вузах-партнерах. Наши будущие лингвисты уже посетили МПГУ, где нашли ответы на увлекательные вопросы о сравнении языков и зачем звучать по-английски правильно, а в РЭУ имени Г.В.Плеханова ребята познакомились с роботом Рэем, который сопроводил их на кафедру маркетинга, в ГосИРЯ имени А.С.Пушкина запланирована лекция по вопросам билингвальной среды.
Мы очень рады, что реализация городских проектов по ранней профилизации обучения в тесном сотрудничестве с организациями высшего образования дает безграничные возможности нашим ребятам для самореализации, осознанного выбора предстоящего карьерного пути, знакомства с современными востребованными профессиями, организации исследовательской и проектной деятельности посредством практико-ориентированной стратегии обучения.
Ирина ШАБАРДИНА, заместитель директора школы №141 имени Героя Советского Союза Рихарда Зорге
Комментарии