Для всех детей предновогодняя пора — ожидание чуда, а для их родителей — время искать подарок, благодаря которому ребенок сохранит веру в Деда Мороза. В свою очередь запросы потребителей интересны производителям детских товаров. Традиционно в этот период АИДТ публикует рейтинг самых ожидаемых новогодних подарков-игрушек для детей, составленный на основе статистики офлайн- и онлайн-продаж.
Объем рынка игрушек в России — 200 млрд рублей, он состоит более чем из 100 тысяч наименований. Эта категория занимает второе место по продажам (20,5%) среди всех отечественных детских товаров, уступая только категории детской одежды и обуви с 34,1% продаж. По статистике около 20% всех игрушек покупают именно к праздникам. Самые популярные поводы для подарков —Новый год и День рожденья.
В России большинство родителей выбирает отдельно подарки для мальчиков и для девочек. Это связано не только с общественными установками, но и с предпочтениями самих детей.
Первое место в «мальчиковом» рейтинге занимают высокотехнологичные конструкторы и строительные наборы, робототехнические конструкторы, сборные игровые наборы для конструирования. Опрос показал, что детям нравятся любые «продвинутые» конструкторы: электронные, магнитные, светящиеся, динамические, с элементами радиоуправления и т.д.
На втором месте менее инновационные и более привычные для старшего поколения игрушки — машинки. В их числе — специализированный транспорт, например, пожарная машинка, скорая помощь, гоночные машинки, строительная техника, полиция, военная техника.
Третья позиция — у игрушек, которые можно использовать в сюжетно-ролевых играх. Сюда относятся фантастическое и водное оружие (бластеры, современная техника, историческое оружие), игрушечное оборудование, которое нужно для игр по профессиям (спасатель, строитель, космонавт, следопыт, разведчик), инструменты, рации.
Девочки отдают предпочтение куклам. Эта категория игрушек лидирует в новогоднем рейтинге много лет подряд. При этом обычным куклам большинство маленьких россиянок предпочитают кукол с вау-эффектом, а также фей, героинь мультфильмов и т.д. Пользуются популярностью и кукольные аксессуары — мебель, одежда, расчески, украшения.
Конечно, на выбор игрушек влияют и социальные тренды. Поэтому на втором месте по популярности у девочек — игрушки для медиа, например, наборы для влогеров и ютьюберов. Кроме того, успехом пользуется все, что связано с музыкой: микрофоны-караоке, наушники, наборы музыкальных инструментов и т.д.
Третье место занимают интерактивные мягкие игрушки (домашние животные), а также персонажи мультфильмов — Чебурашка, Умка, герои мультфильмов «Три кота», «Смешарики» и пр. Хорошая новость для производителей лицензионной продукции!
Эксперты отмечают, что очень важно не только выбрать «тот самый» подарок, но и проверить его качество. Нет большего разочарования для ребенка, чем найти под елкой игрушку, которая тут же сломается. Именно поэтому АИДТ и ТК 181 запустили сайт для родителей Безопасныеигрушки.рф, который поможет выбрать «правильный» товар на полке. Советы мамам и папам дает Золотой медвежонок — символ одноименной национальной премии в сфере товаров и услуг для детей, которую вручают производителям самых качественных и безопасных товаров.
Топ-10 российских производителей игрушек
Доля отечественных производителей на российским рынке — не более 10%. Иностранные игроки ушли с него относительно недавно, всего около года назад.
Тем не менее, как отмечает президент АИДТ Антонина Цицулина, эта цифра, безусловно, будет увеличиваться: «Сейчас ситуация меняется очень быстро. С одной стороны, технологии меняют игру детей, с другой, набирает тренд осознанного потребления, экологии детства, и отрасль отвечает на такие запросы выпуском соответствующих игрушек. Конечно, внимание национальных производителей сосредоточено на новых возможностях. Нам предстоит архисложная задача не просто вырасти с сегодняшних 10% минимум до 25%, а еще и использовать современные тенденции и создавать бренды с международным потенциалом».
Тренды отечественного «игрушечного» рынка
Преддверие Нового года — удачное время для того, чтобы рассмотреть тренды «игрушечного» рынка и построить планы развития бизнеса.
Стремление многих россиян сэкономить в непростой экономической ситуации — нынешняя особенность потребления, которую нужно учитывать, считает генеральный директор ГК «Детский мир» Мария Давыдова.
«Сейчас появился тренд на изменения потребления во всех категориях, — говорит эксперт. — Но, пожалуй, самая яркая картинка наблюдается в категории “Игрушки”, потому что она более других чувствительна к экономической нестабильности. Для нас это означает, что спрос внутри всех категорий товаров смещается в сторону тех, которые стоят дешевле. Этот тренд стоит учитывать при планировании бизнеса».
С этой тенденцией связана еще одна. Специалисты из исследовательского холдинга «Ромир» отмечают, что около 60% потребителей переключаются на новые бренды. Самые частые причины перемены предпочтений — рост цен, уход привычных товаров, а также эксперименты с отечественными марками.
Это повлияло и на рост рынка собственных торговых марок (СТМ), который можно назвать основным трендом в текущих условиях. Так, с 2009 по 2022 объем сегмента СТМ увеличился с 1,7% до 8,1%, а в последнее время этот процесс еще ускорился.
Еще один важный тренд — рост доли маркетплейсов, которые отвоевывают все больше места на рынке. Доля интернет-торговли ежегодно вырастает примерно в полтора раза, и порядка 65% детских товаров сейчас продается онлайн.
Для того, чтобы оставаться конкурентноспособными, физические магазины придумывают свои «фишки». Сейчас, чтобы быть эффективными в сфере офлайн-торговли, мало предоставлять доступ к качественному продукту, отметила Светлана Фарниева, генеральный директор ЦДМ на Лубянке, в комментарии для издания «Вестник ИДТ». Важно дополнить предложение эмоциональной надстройкой в виде сервисной составляющей, впечатляющего декора, интерактивными фотозонами и иными инструментами, которые позволят конечному потребителю получить осязаемый и запоминающийся опыт от взаимодействия с продуктом.
«В ЦДМ всегда была и по сей день остается атмосфера ожившей сказки и настоящей детской мечты, — говорит специалист. — Наши посетители, приходя в магазин, получают уникальный эмоциональный опыт, который в буквальном смысле слова передается через поколения. На наш взгляд, подобный синтез живой эмоции, впечатления и непосредственно самого торгового предложения — главный драйвер успеха любых офлайн проектов, независимо от их специфики».
В общем и целом, при таком разнообразии ассортимента в российских магазинах выбрать новогодний подарок для ребенка нетрудно. Тем не менее, производители игрушек, стремясь идти в ногу со временем, ежегодно предлагают все более разнообразный выбор семьям с детьми.
Комментарии