Школы Финляндии, США, Великобритании и Японии сокращают вплоть до полного исчезновения уроки чистописания, поскольку тамошние педагоги считают, что навыки письма от руки сегодня не нужны. Многие физиологи и специалисты в области мозга бьют тревогу по этому поводу. К ним относится и профессор, заведующий лабораторией развития нервной системы НИИ морфологии человека Сергей Савельев. Он утверждает, что созревание головного мозга у ребенка напрямую связано с развитием навыков письма. И чем лучше человек пишет, тем более развитый интеллект имеет. Об этих и многих других фактах ученый рассказал на недавней лекции в столичном Современном музее каллиграфии.
– Человек эволюционировал в течение нескольких миллионов лет, развивая свои манипуляторные способности, – рассказал Сергей Вячеславович. – Так управлять пальцами, как мы, обезьяны не могут. Играть на скрипке или написать даже самое короткое слово они не в состоянии. Такая манипуляторная активность требует развития огромных областей мозга, которые, собственно, и делают нас людьми. Конечно, 7 миллионов лет назад наши предки не писали, но они добывали пищу. Попробуйте-ка поймать рыбу в мутной воде наощупь или залезть по обрыву за горным козлом! Для этого требовались тонкая манипуляция рук и тонкая манипуляция подошв ног. Толстой, между прочим, стимулировал свой мозг, ходя босиком, а не просто «выпендривался». Сейчас тонкая манипуляция ступней нами вообще не используется (а производители современных кроссовок и вовсе «удружили», создав обувь с минимальной нагрузкой на стопу, если вы дорожите здоровьем детей, не давайте им такие). Руками мы пищу добыть тоже не можем. Но тонкие манипуляторные способности рук не были потеряны – они трансформировались в навыки письма.По словам ученого, сейчас они необходимы абсолютно всем, потому что иначе обширные области мозга – огромная часть лобных долей, раньше их даже называли центрами письма – просто не будут развиваться. У детей, лишенных возможности манипулировать мелкими предметами, мозг не развивается полноценно – синаптические связи между нейронами, обеспечивающие процесс мышления, не формируются в достаточном объеме.- У детей на Руси развивали эти способности, в частности, игрой в бирюльки, – продолжил профессор. – Маленькие дети, перекладывая мелкие детали, еще до обучения письму тренировали мелкую моторику. Таким образом стимулировалась очень важная часть мозга. Мы хорошо знаем, какие будут потери при утрате способности к письму – кровоизлияния в эти области после травм часто встречаются. При этом исчезает гигантский пласт нашего мышления. Потому что, чтобы писать, нужно четко представлять, какая буква, как выглядит, какая будет следующей, – это пространственный, временной и графический прогноз. Эти способности к координации у детей, которые только тыкают пальцами по клавиатуре, отсутствуют.Если мы сейчас потеряем эту способность, а она с вытеснением письма рукой деградирует, огрубляется, то мы получим торможение развития огромных областей мозга. Это так называемое графическое поле, огромные части нижней теменной и височной областей, предцентральная борозда, целых три зрительных поля и так далее. Всего при письме задействованы более 20 полей и огромное число ядер подкорки мозга. Другой способ их формирования, чем письмо, в детстве представить сложно. Даже занятия графикой и живописью не дадут таких результатов. И при письме мы же не только действуем пальцами, мы проговариваем про себя слова, которые пишем (между прочим, со скоростью в 3 раза большей, чем при говорении, то есть мы артикулируем с огромной скоростью), таким образом, ребенок учится еще и внятно говорить, когда пишет. Это имеет огромное значение – в письменной речи почти нет междометий, нецензурных слов, слов-паразитов и т. д. Так что, если вы хотите, чтобы дети научились планировать и координировать свою деятельность, хорошо говорить, лучше запоминать, учите их писать.Поэтому чистописание ни в коем случае нельзя убирать из школ, вместе с ученым уверен директор Современного музея каллиграфии Алексей Шабуров. Еще лучше ввести занятия каллиграфией. С одной стороны, это когнитивное, с другой – художественное развитие, с третьей – внутренняя дисциплина, которая у современных детей хромает.Сам Савельев каллиграфию очень уважает, это началось с его увлечения русской скорописью. Профессор овладел письмом древними приспособлениями – от стилуса и гусиного пера до металлического. Он даже сам отрисовывает названия своих книг и заголовки глав, ибо качество готовых шрифтов его не устраивает. Ученый убежден: обложка любой, даже самой серьезной, научной книги должна быть красивой. И с этим не поспоришь.Интересно, что каллиграфы утверждают, что освоение искусства безупречного написания – это еще и способ релаксации, погружения во внутренний мир и отличный способ борьбы со стрессами окружающего мира.Что ж, разглядывая экспонаты Музея каллиграфии, что расположился в знаменитом московском парке «Сокольники», с этим можно согласиться – от работ веет красотой, покоем и гармонией. Это, между прочим, единственный в мире музей, где представлены образцы каллиграфии практически всех древних и современных культур мира – санскрит, славянская письменность, арабская вязь, китайские и японские иероглифы. Кроме того, здесь множество произведений современного искусства каллиграфии, зачастую объединенного с живописью. В музее, который открылся в 2008 году, уже более 5 тысяч экспонатов. И, что самое важное, он охотно работает со школьниками.А вы знаете?Современный музей каллиграфии в Москве – международный культурно-образовательный центр, на базе которого проводятся выставки, экскурсии и мастер-классы. Все желающие могут записаться в Национальную школу искусства красивого письма, открытую на базе музея. Много просветительно-образовательных мероприятий запланировано и в рамках грядущей VI Международной выставки каллиграфии, которая пройдет в музее с 1 по 10 сентября. В ней примут участие 150 каллиграфов из более чем 60 стран мира, в том числе официальный каллиграф Ее Величества королевы Елизаветы II Тимоти Ноуд.
Комментарии